Дело № 2-1937 (2018)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2018 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Парфеня Т.В.
при секретаре Шороховой С.Е.
с участием третьего лица Конозобкина В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конозобкиной Т. П. к администрации г. Ачинска о признании права собственности на гараж,
У С Т А Н О В И Л:
Конозобкина Т.П. обратилась в суд с иском к администрации г. Ачинска о признании права собственности на гараж, мотивируя его тем, что 15 января 2015 года она обратилась в администрацию г. Ачинска с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального гаража. Распоряжением от 03.02.2015 года истцу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. 27.02.2015 года между истцом и ответчиком заключен договор аренды указанного земельного участка. В 2016 году строительство гаража было закончено, однако, акта ввода в эксплуатацию Конозобкиной Т.П. выдано не было. Как следует из справки от 28.04.2017 года, самовольно реконструированная часть гаража № в гаражном обществе № находится в охранной зоне воздушной линии электропередач. Впоследствии истцом проведено обследование гаража, ООО «Елена» выполнены технические заключения, которые подтверждают возможность безопасного использования гаража. Кроме этого, главный инженер АО «КрасЭКо» сделал отметку о том, что спорный гараж в охранной зоне ЛЭП не находится. Просит признать право собственности на гараж № в гаражном обществе № г. Ачинска (л.д. 2-3).
Определением Ачинского городского суда от 14 августа 2017 года в качестве третьего лица по делу привлечено АО «КрасЭко» (л.д. 1).
Определением суда от 22 мая 2018г. в качестве третьего лица привлечено ТСН «Гаражное общество №21а» (л.д.123).
Истец Конозобкина Т.П. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.127,133).
Ранее участвуя в судебном заседании 22 мая 2018г. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что участок под строительство гаража был предоставлен администрацией г.Ачинска, с ней заключен договора аренды, который до настоящего времени не расторгнут. Она приступила к строительству гаража только после выдачи соответствующего разрешения. Ее гараж стоит в ряду других гаражей, имеет смежные с ними стены. На момент начала строительства, рядом стоящие гаражи уже были возведены, в результате у ее гаража имелись три стены. В 2016г. гараж был построен. Обратившись к ответчику за вводом объекта в эксплуатацию, получила отказ ввиду того, что гараж находится в охранной зоне вблизи ЛЭП. В АО «КРАСЭКО» им пояснили, что никакого нарушения нет, т.к. расстояние от стены гаража до ЛЭП 6 метров, тогда как установлены ограничения в 2 метра. Поскольку гараж построен с соблюдением технических норм и правил, просила признать за собой право собственности на него.
Представитель ответчика администрации г. Ачинска, будучи надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил (л.д.134).
Представитель третьего лица АО «КРАСЭКО», будучи надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, согласно представленного заявления просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.116,126,131).
Ранее участвуя в судебном заседании 22 мая 2018г. представитель АО «КРАСЭКО» Потапенко Д.В., действующий по доверенности от 09.01.2018г. (л.д.116) по исковым требования не возражал. Дополнительно пояснил, что ЛЭП 10 кВ проходящая через территорию гаражного общества № не является самонесущей и не имеет изолированных проводов. Построена она в 1980 году, гаражное общество построено значительно позднее – в 2008 году. Размещение гаражей на указанной территории было согласовано главным инженером МУП «Ачинские электрические сети» – Р.Г.Д.. Исходя из положений п. 2.5.216 Правил устройства электроустановок (7-е издание 2015 года), гараж истца не находится в охранной зоне ЛЭП, не создает препятствий для ее обслуживания и эксплуатации.
Представитель третьего лица ТСН «Гаражное общество №21а», будучи надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил. (л.д.134,136).
Третье лицо Конозобкин В.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, дав пояснения, аналогичные пояснениям Конозобкиной Т.П.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Данная норма права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь называет два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как установлено судом, 31 октября 2014г. на заседании архитектурно-планировочной комиссии при администрации г. Ачинска Конозобкиной Т.П. согласовано предоставление земельного участка, ориентировочно площадью 50 кв.м. для строительства гаража № в гаражном обществе № г. Ачинска (л.д.86-88)
На основании Распоряжения администрации г. Ачинска от 03.02.2015г. № 0355-р Конозобкиной Т.П. предоставлен в аренду земельный участок для строительства индивидуального гаража, расположенный в <адрес> с кадастровым номером №,площадью 40,2 кв.м. (л.д.7).
Между КУМИ администрации г. Ачинска и Конозобкиной Т.П. 27 февраля 2015г. заключен договор аренды указанного земельного участка сроком по 02 февраля 2017г., согласно которого назначение земельного участка определено «для строительства гаража», подписан акт передачи земельного участка (л.д.8-10).
В 2016г. истицей выстроен гараж на предоставленном ей в аренду земельном участке.
Как следует из комиссионного акта обследования земельного участка от 20.02.2017г. консультанта-главного архитектора г.Ачинска и главного специалиста ОАиГ МКУ «УКС», а также справки главного архитектора г.Ачинска от 24.02.2017г. спорный гараж имеет три общие стены со смежными гаражами. Гараж построен с соблюдением строительных норм и правил. Не выходит за линию застройки существующего ряда гаражей, соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседения (л.д.13,14).
Вместе с тем, согласно уточняющей справки архитектора г.Ачинска от 28.04.2017г. гараж находится в охранной зоне воздушной линии электропередач (л.д.15), что является препятствием регистрации права собственности истца на спорный гараж.
Согласно акта замеров охранной зоны по отношению к гаражу от 20.09.2017г., установлено, что расстояние от охранной зоны воздушной ЛЭП 10кВ по отношению к гаражу составило 6 метров (л.д.80).
Как видно из отметки АО «КРАСЭКО» от 04.05.2017г. гараж № в гаражном обществе № не находится в охранной зоне ЛЭП (л.д.107).
Согласно имеющейся в материалах дела схемы размещения гаражных боксов в гаражном обществе №, расположение гаражей в указанном гаражном обществе, в том числе размещение спорного гаража № согласовано главным инженером МУП «Ачинские электрические сети» Р.Г.Д. 17 февраля 2003 года.
В соответствии со статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
В соответствии с пунктами 10 и 12 вышеуказанных Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании "сетевых" организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Исходя из Приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 160, охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении при напряжении от 1 кВ до 20 кВ на расстоянии 10 метров.
В силу пункта 2.5.216 Правил устройства электроустановок (Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 N 187), при прохождении ВЛ по населенной местности расстояние по горизонтали от крайних проводов для ВЛ до 20 кВ при наибольшем их отклонении до ближайших частей производственных, складских, административно-бытовых и общественных зданий и сооружений должны быть не менее 2 м.
Согласно Инструкции по размещению и эксплуатации гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих гражданам, в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1 кВ" РД34.02.201-91 (утв. Минэнерго СССР) гаражи должны располагаться, как правило вне охранных зон воздушных линии электропередач (ВЛ) (п.3.1).
В стесненных условиях, в больших и крупных городах (СНиП 2.07.01-89 "Планировка и застройка городских и сельских поселений") допускается размещение гаражей в охранных зонах ВЛ до 220 кВ. Расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при их наибольшем отклонении до гаражей должно быть не менее: 2 м для ВЛ до 20 кВ. (п.3.2).
Учитывая, что ЛЭП проходит в 6 метрах от стенки гаража истца, то есть в пределах допустимых требований, установленных Минэнерго СССР и действующих по настоящее время, каких-либо нарушений при размещении и эксплуатации гаража в части расположения вблизи с ЛЭП Конозобкиной Т.П. не допущено.
Данные обстоятельства подтвердил и допрошенный судом свидетель Т.С.Г., который пояснил, что являясь мастером участка АО «КРАСКО», им производились замеры расположения гаража истцов от ВЛ. ЛЭП проходит в 6 метрах от задней стенки гаража Конозобкиной, при этом допустимое расстояние расположение гаража от ВЛ – не менее 2 метров. Гараж истцов построен в одной линии с другими гаражами, на одном уровне. Гараж Конозобкиной обслуживанию ЛЭП не мешает.
Судом принимаются показания указанного свидетеля, поскольку они полны, последовательны, согласуются не только с пояснениями истца, но и с материалами дела.
Согласно технического паспорта на гаражный бокс №, расположенный в гаражном обществе № г. Ачинска следует, что год завершения строительства является 2016г., гараж имеет общую площадь по основному параметру 41,4 кв.м., площадь застройки 44,7 кв.м. (л.д. 17-19). Поскольку построенный истцом гараж выходит за границы земельного участка предоставленного по договору от 27 февраля 2015 года, он расценивается как самовольная постройка.
Как указано в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (ред. от 23.06.2015) отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом проверено соблюдение градостроительных и строительных норм и правил при возведении спорного гаражного бокса.
Как следует из технического заключения по результатам технического обследования строительных конструкций гаражного бокса, выполненного ООО «Елена» гаражный бокс №, расположенный в гаражном обществе № г. Ачинска (год завершения строительства 2016), общей площадью 41,4 кв.м. соответствует требованиям СНиП и СанПин и технических регламентов, дефектов, оказывающих отрицательное влияние на несущую способность и эксплуатационную пригодность строительных конструкций не выявлено. Наружные стены и внутренние стены, перекрытия и другие элементы на момент обследования находились в работоспособном состоянии, несущая способность конструкций обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта (л.д. 38-50).
Согласно заключения ООО «Елена» одноэтажное нежилое сооружение (гаражный бокс) соответствует требованиям пожарной безопасности и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта (л.д.20-37).
Земельный участок, на котором выстроен гараж поставлен на кадастровый учет, разрешенное использование указано «под строительство гаража»(л.д.57-60).
Построен гараж за счет собственных средств истца, финансовых претензий со стороны третьих лиц не имеется. Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости в АО «Ростенинвентраизация»- Федеральное БТИ Ачинское отделение, отсутствуют (л.д.56).
Принимая во внимание, что спорный гараж возведен на отведенном для этой цели земельном участке, на основании соответствующего разрешения, строительство осуществлено в ряду ранее существующих гаражей, за границы земельного участка гаражный бокс выходит незначительно (на 4,5 метров по площади застройки и на 1,2м. по значениям основного параметра), а также то, что гараж возведен истцом с соблюдением требований закона, права иных лиц данный объект не нарушает, в силу вышеприведенных норм права, конкретных обстоятельств дела, - суд приходит к выводу, что Конозобкина Т.П. приобрела право собственности на указанное недвижимое имущество.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ № ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 41,4 ░░.░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░ 2018 ░░░░.