Дело № 2-845/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2014 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К.,
с участием представителя Назарова В.Г. – Комарова К.С., действующего на основании доверенности от 10 февраля 2014 года, выданной на срок по 10 февраля 2017 года (л.д.6),
при секретаре Кирилловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назарова ВГ к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, Администрации Ачинского района, Администрации г.Ачинска, Администрации Ключинского сельского совета, Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании проживающим на условиях социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Назаров В.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, Администрации Ачинского района, Администрации г.Ачинска, Администрации Ключинского сельского совета, Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании проживающим на условиях социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что решением жилищной комиссии войсковой части на основании ходатайства жилищной комиссии 1982 года ему и ФИО1 была предоставлена квартира по адресу: …. где они были зарегистрированы по месту жительства и проживали, исполняя свои обязанности как нанимателей жилого помещения. Спорная квартира находится на территории д.Каменка, ранее относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа. Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 г. № 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, где в разделе «Красноярский край» были исключены закрытые военные городки во всех населенных пунктах Красноярского края, кроме г.Енисейска. При и обращении к руководству воинской части с вопросом получения каких-либо документов, подтверждающих права на квартиру истцу было отказано. 26 июня 2005 года ФИО1 умерла. Иного жилья истец не имеет, право на приватизацию им не использовано. Распоряжением Правительства РФ № 17798-р от 11 октября 2011 года «О внесении в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ», подраздел «Красноярский край» был исключен полностью, а также указаны исключенные из перечня закрытые военные городки поименно, в том числе Ачинский район, д. Каменка. При обращении в Воинскую часть, Квартирно-эксплуатационную часть, а также в администрацию сельского совета пос. Ключи Ачинского района, в Росреестр, установить собственника жилищного фонда не представляется возможным. Распоряжением Администрации Ачинского района № 45-Р от 02 марта 2005 года «О служебных жилых помещениях» на основании ходатайства Красноярской КЭЧ о признании жилых помещений служебными и в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, определен перечень жилых помещений по адресу: … включенных в состав служебных помещений и закрепленных за Красноярской КЭЧ. Спорная квартира не имеет статуса служебной, поскольку не включена в вышеуказанный перечень. Просит суд признать проживающим его на условиях социального найма и признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: … (л.д. 4-5).
Истец Назаров В.Г., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д.132), в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.133).
В судебном заседании представитель истца Назарова В.Г. – Комаров К.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 112), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление Зинович Н.А., действующей на основании доверенности от 15 ноября 2013 года (л.д.64), спорное жилое помещение не учтено в Реестре государственной собственности Красноярского края, в собственность субъекта Российской Федерации – Красноярского края из федеральной собственности не передавался, полагает, что уполномоченным органом по управлению имуществом, находящимся в собственности РФ, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя агентства (л.д.63, л.д.64).
Представитель ответчика Администрации Ачинского района, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 97), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление О.Н. Ключеня, действующей на основании доверенности от 20 января 2014 года (л.д.61), по заявленным исковым требованиям не возражает при установлении в судебном порядке факта проживания на условиях социального найма, сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных отсутствуют в реестре служебных помещений, и до настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д.Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передавался. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации района (л.д.60).
Представитель ответчика Администрации г.Ачинска, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 97), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление О.В. Тютиковой, действующей на основании доверенности от 30 декабря 2013 года № (л.д.73), по заявленным исковым требованиям возражает, поскольку Администрация г.Ачинска отношения к спорной квартире не имеет, в реестре муниципальной собственности г.Ачинска квартира, имеющая адрес: … не числится, находится не на территории города. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г.Ачинска (л.д.70).
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 113), в суд не явился, согласно представленному заявлению, Глава Ключинского сельсовета просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Ключинского сельсовета (л.д. 130).
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 116), в суд не явился, А.А.Жмыхова, действующая на основании доверенности № от 03 марта 2014 года (л.д.109), представила возражения на исковое заявление, согласно которым с заявленными исковыми требованиями не согласна, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Истцом не представлены документы, подтверждающие законное вселение и проживание в спорном жилом помещении, а также подтверждающие, что спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду. Кроме того, обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны РФ, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил РФ. Считает, что у истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации (л.д.105-108).
Представитель ответчика Министерство обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 131), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку истцом не предоставлено документов, подтверждающих законное вселение и проживание в спорном жилом помещении (л.д.101-103).
Представители ответчиков ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Минобороны РФ, будучи надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания (л.д.98, л.д. 115), в суд не явились, об уважительности причинах неявки не сообщили, и о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Представитель третьего лица Войсковой части № 58661-49, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 111), в суд не явился, представил заявления, согласно которым спорное жилое помещение не имеет статуса служебного жилого помещения, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя войсковой части (л.д. 62).
Представитель третьего лица ТУФА по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 114), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление объект недвижимого имущества: квартира №, расположенная по адресу: …. в реестре федерального имущества не учитывается. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. По заявленным исковым требованиям не возражают, в случае если истцами будут представлены в совокупности все доказательства, подтверждающие возможность признания за ними права собственности в порядке приватизации, просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.76).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст.6 ЖК РФ, в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков, а также на служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ)
Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, имеющих жилищный фонд, по представлению Министерства обороны РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р.
Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11.10.2011 г. «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской федерации (далее Перечень), подраздел «Красноярский край» был исключен полностью, а также указанны исключенные из Перечня закрытые военные городки поименно, в том числе и Ачинский район, д. Каменка.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"№ 1541-1 от 04.07.1991г. передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление № 1053) функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.
Постановлением №1053 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с п. «и» ч.2 постановления №1053 Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», №1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ» изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
Однако порядок передачи жилых помещений Министерства обороны РФ гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
До настоящего времени жилищный фонд д.Каменка Ачинского района в муниципальную собственность Ачинского района не передан, тогда как жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из вышеназванного Перечня, относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Доказательств, свидетельствующих о наличии особого статуса спорного жилого помещения, а именно включения спорной квартиры в число служебных, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч.1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в домах <адрес> (ранее – военный городок Ачинск 13), до 2004 года включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела решением исполкома Ачинского городского Совета народных депутатов от 18.09.1991 г. № 389 (л.д. 28), Постановлениями Администрации города Ачинска №57-п от 09.04.1992 г., от 13.05.1992г.№ 113-П, от 26.11.1992г. №484-П, от 21.06.1993г. №241-П (л.д.28-34). После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается представленными распоряжениями администрации Ачинского района за период с 2004-2005 годов (л.д.36-54).
Истец Назаров В.Г. с 8 сентября 1981 года до 20 июля 1983 года, и с 08 декабря 1989 года до 21 апреля 2006 года состоял в трудовых отношениях с в/ч на должностях гражданского персонала, что подтверждается записями трудовой книжки о приеме на работу (л.д. 16-19), уволен по собственному желанию.
В 1982 году по решению жилищной комиссии Назарову В.Г. была предоставлена квартира общей площадью <данные изъяты>., расположенная по адресу …
Каких-либо данных о наличии у спорной квартиры в 1982 году статуса служебной, а также о предоставлении Назарову В.Г. указанной квартиры в качестве служебного жилого помещения ответчиками не представлено.
Согласно выписке из домовой книги, Назаров В.Г. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: … с 13 января 1982 года, его супруга ФИО1 – с 14 января 1982 (л.д.9).
Истец после предоставления ему спорного жилого помещения постоянно проживал в нем, совместно с супругой ФИО1 26 июня 2005 года ФИО1 умерла (л.д.8). С указанного времени истец Назаров В.Г. один проживает и зарегистрирован в жилом помещении по адресу…
За все время его проживания в спорном жилом помещении претензий по проживанию не поступало. Представителями ответчиков законность вселения и факт проживания истца в спорном жилом помещении не оспорены.
В судебном заседании также установлено, что истец других жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих ему на праве собственности не имеет, право на приватизацию не использовал, что подтверждается справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю (л.д. 11).
Квартира, расположенная по адресу: … в реестре объектов муниципальной собственности города Ачинска отсутствует (л.д.71), в реестре служебных жилых помещений в Администрации Ачинского района не числится (л.д.60).
По сообщению ТУ Росимущества в Красноярском крае и ТУ Росимущества в Забайкальском крае квартира №, расположенная по адресу: …. в реестре федерального имущества не учитывается (л.д.74, л.д.120).
В Ачинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю сведения о зарегистрированных правах на квартиру по адресу: … отсутствуют (л.д.12).
Данные обстоятельства с достоверностью подтверждаются исследованными в судебном заседании вышеуказанными доказательствами.
Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры Назарову В.Г. и членам ее семьи, указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что Назаров В.Г. проживает в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истец не имеет возможности.
При таких обстоятельствах и требованиях закона, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку государством законодательно установлено право граждан на получение жилья в собственность.
Принимая во внимание, что истец по независящим от него причинам не может реализовать свои правомочия по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, учитывая, что в судебном заседании установлена законность оснований вселения в спорное жилое помещение, истцом представлены документы о соблюдении порядка регистрации по месту жительства, исходя из фактических обстоятельств дела и требований закона, суд считает возможным признать за Назаровым В.Г. в порядке приватизации право собственности на квартиру (адрес)
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать Назарова ВГ проживающим на условиях социального найма в жилом помещении по адресу: ….
Признать за Назаровым ВГ право собственности в порядке приватизации на квартиру (адрес), общей площадью … кв. метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: Шиверская А.К.