Дело №2 – 1545/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 декабря 2016 г. г. Северобайкальск Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующей судьи Казаковой Е.Н.,
при секретаре Стрельниковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Понамарчук Н.А. к администрации МО «Северо-Байкальский район» о возложении обязательств,
У С Т А Н О В И Л:
Понамарчук Н.А., обращаясь в суд, просила обязать администрацию МО «Северо-Байкальский район» выкупить у нее жилое помещение, расположенное по адресу: адрес обезличен указывая, что является собственником жилого помещения. На основании заключения межведомственной комиссии жилое помещение признано непригодным для проживания. Однако ответчик отказывается выкупить данное жилое помещение.
В последующем истица уточнила требования, просила суд обязать администрацию района выкупить у нее жилое помещение по адресу: адрес обезличен в соответствии с условиями Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия, в 2013- 2017 годах, утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 г. № 332.
В судебном заседании истица Понамарчук Н.А., представители ответчика администрации МО «северо-Байкальский район», Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ отсутствовали. О времени и месте рассмотрения дела уведомлялись надлежаще. Представитель ответчика Горбачева Ж.В. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд определил о рассмотрении дела в отсутствие сторон и третьего лица в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Допрошенная ранее истица Понамарчук Н.А. иск поддержала, суду пояснила, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес обезличен жилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме ( 4 квартиры). Указанное жилье было признано аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии и акта обследования жилого помещения от 28.12.2009г. Однако жилое помещение было исключено из Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия, в 2013- 2017 годах, утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 г. № 332. С чем она не согласна. Просила суд обязать ответчика выкупить у нее жилое помещение в соответствии с указанной программой.
Допрошенный ранее представитель ответчика Администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж. В. иск не признала, суду пояснила, что жилое помещение по адресу: Республика, адрес обезличен , аварийным не признавалось и не обследовалось. Имеется акт обследования жилого помещения и заключение о признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу по адресу: адрес обезличен Указанное жилое помещение было включено Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия, в 2013- 2017 годах, утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 г. № 332. Однако в последующем из данной программы жилое помещение было исключено, т.к. в населенном пункте жилого помещения с указанным адресом не имеется. Какие –либо изменения в заключение межведомственной комиссии не вносились. На дату обращения в суд квартира Понамарчук не обследовалась и заключение межведомственной комиссии о состоянии пригодности жилья не принималось. В настоящее время жильцы многоквартирного дома обратились с заявлением об обследовании их жилья. В частности, 23.07.2014 г. по заявлению М. из адрес обезличен того же дома, жилое помещение признано аварийным и непригодным для проживания. Квартира включена в государственную программу Республики Бурятия «Развитие строительного жилищного – коммунального комплексов Республики Бурятия, утвержденную Постановлением Правительства №424 от 02.08.2013 г. 25.10.2016 г. по заявлению П. межведомственной комиссией администрации поселка жилое помещение по адресу : адрес обезличен признано непригодным для проживания и в дальнейшем будет приниматься решение о включению квартиры в Госпрограмму программу Республики Бурятия «Развитие строительного жилищного – коммунального комплексов Республики Бурятия, утвержденную Постановлением Правительства №424 от 02.08.2013 г.
Истица имеет право обращения с заявлением в межведомственную комиссию о признании жилого помещения аварийным и непригодным для проживания для дальнейшего включения ее в Программу по переселению.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, не находит оснований для удовлетворения требований Понамарчук Н.А. по следующим основаниям.
В силу положений статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В целях реализации положений указанного закона осуществляется переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации; предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 14 данного закона Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии: наличия утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, осуществляющими распоряжение земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, графиков проведения до 1 сентября 2017 года в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2012 года в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов в границах территорий муниципальных образований (территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), которые претендуют на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда после 1 января 2013 года.
Согласно ч. 1 ст. 16 того же Закона Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
В целях реализации программ на уровне субъекта РБ – Республики Бурятия утверждены Постановлением Правительства №424 от 02.08.2013 г. Государственная программа «Развитие строительного жилищного – коммунального комплексов Республики Бурятия, а также Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 г. № 332 Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия, в 2013- 2017 годах.
Судом установлено, что истица Понамарчук Н.А. является собственником жилого помещения по адресу: адрес обезличен
Как следует материалам дела, жилое помещение по адресу: адрес обезличен межведомственной комиссией не признавалось авариным и подлежащим сносу.
Истцом предоставлено заключение межведомственной комиссии от 28.12.2009 г. о признании жилого помещения по адресу: адрес обезличен аварийным и подлежащим сносу.
Также судом установлено, что данное жилое помещение было включено в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в республике Бурятия, в 2013-2017 годах, утвержденную Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 гг. №332, что следовало из Приложения №1 к Программе в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 25.12.2015 г. № 660.
В последующем были внесены изменения в указанную программу Постановлением Правительства Республики Бурятия №1 от 01.03.2016 г., №73, согласно которым указанное жилое помещение было исключено из указанной Программы.
Порядок признания жилого помещения авариным и подлежащим сносу урегулирован Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
В соответствии с данным Положением ни истица, ни иные лица не обращались с заявлением о признании жилого помещения, расположенного по адресу: адрес обезличен авариным и подлежащим сносу.
Заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания от 28.12.2009 г. № 418, согласно которому жилое помещение по адресу адрес обезличен никем не оспаривалось, изменения в данный документ, в частности, по адресу расположения жилого помещения, никем не вносились. Понамарчук не обращалась в суд с требованиями об оспаривании данного заключения, о внесении изменений в указанное заключение межведомственной комиссии и акт обследования жилого помещения, а также с иными требованиями о защите своих прав.
Соответственно, суд не может прийти к выводу о том, что межведомственная комиссия исследовала и дала заключение по квартире истицы по адресу: адрес обезличен .
Доводы истицы о том, что в акте и в заключении межведомственной комиссии от 28.12.2009 г. ошибочно указан адрес жилья, как адрес обезличен , не состоятелен, т.к. доказательств тому не приведено.
Кроме того, согласно положениям Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия, в 2013-2017 годах, утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 гг. №332, в данную Программу может быть включен только весь жилой дом, который в установленном законом порядке признан авариным и подлежащим сносу, а не отдельно взятое жилое помещение, расположенное в многоквартирном жилом доме.
Судом исследовались акты обследования и заключения межведомственной комиссии от 23.07.2014 г., согласно которым жилое помещение по адресу: адрес обезличен признано непригодным для проживания, акт обследования и заключение от 25.10.2016 г., согласно которым жилое помещение, расположенное по адресу: адрес обезличен признано непригодным для проживания. При этом жилое помещение по адресу: адрес обезличен , включено в Государственную программу «Развитие строительного жилищного – коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной Постановлением Правительства №424 от 02.08.2013 г.
Из указанного в совокупности следует, что весь многоквартирный жилой адрес обезличен не признавался непригодным для проживания, а также не признавался авариным и подлежащим сносу.
Тем самым, на дату рассмотрения дела жилое помещение, собственником которого является Понамарчук, не обследовалось на предмет непригодности для проживания и признания его авариным, подлежащим сносу.
Также судом установлено, что администрацией района не принималось решение о сносе спорного жилого помещения, что является обязательным условием для принятия решения о выкупе жилого помещения.
В связи с чем, суд не усматривает оснований для возложения на администрацию района обязанности по выкупу жилого помещения в соответствии с условиями Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия, в 2013- 2017 годах, утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 г. № 332.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Понамарчук Н.А. оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.
Окончательная форма решения принята 26.12.2016 г.
Председательствующий судья: Казакова Е.Н.