Дело № 2-4109/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2014 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н.,
с участием истца Панковой А.К.,
при секретаре Загребельной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панковой А.К., Панковой Н.Ю. к Департаменту имущественных отношении Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в лице Отдела №3, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, Администрации Ачинского района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Панкова А.К., Панкова Н.Ю. обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношении Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в лице Отдела №3, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: «...», мотивируя тем, что Панкова А.К. является нанимателем указанной квартиры, вместе с ней в квартире проживает дочь Панкова Н.Ю, квартира находится в собственности Министерства обороны РФ, которую они желают получить в собственность в равных долях в порядке приватизации (л.д.3-4).
Определением суда от 26 сентября 2014 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Министерство обороны РФ, Администрация Ачинского района, в качестве третьих лиц привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (ТУ Росимущества в Забайкальском крае), Администрация Ключинского сельсовета Ачинского района, войсковая часть №58661 (л.д.1).
Истец Панкова А.К. в судебном заседании исковые требования поддержала по аналогичным основаниям, суду пояснила, что спорна я квартира была предоставлена ее мужу ФИО с учетом членов семьи в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью, в которой он работал с 1983 года по 1990 год, при этом ордер на вселение не выдавался. После смерти мужа в 1990 году она с детьми продолжает проживать в жилом помещении. 11 мая 2004 года между ней и Красноярской КЭЧ был заключен договор найма служебного жилья, однако, квартира служебной не является, в муниципальную собственность не передана. Дочь Валиулина А.Ю. и внучка Валиулина Д.Д., которые ранее состояли на регистрационном учета в квартире, от участия в приватизации отказались. Просит признать за ней и дочерью Панковой Н.Ю. право собственности в порядке приватизации в равных долях.
Истец Панкова Н.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.45).
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.98), отзыв не представил.
Представитель ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.96), отзыв не представил.
Представитель ответчика Администрации Ачинского района, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д.49), в суд не явился, согласно письменному отзыву по исковым требованиям не возражает при установлении в судебном порядке факта проживания истцов в спорной квартире на условиях социального найма, указав, что сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных отсутствуют в реестре служебных помещений, и до настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д.Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передан, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.50-51).
Представитель ответчика Министерство обороны РФ в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 99), в отзыве представитель Махмудова В.Н. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, по исковым требованиям возражала, мотивируя тем, что в соответствии со ст.6 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых, передан жилищный фонд. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. С этой целью в пункте 2 указанного Постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. В соответствии со ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации служебные жилые помещения (л.д.58-60).
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 88), в отзыве представитель Махмудова В.Н. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, по исковым требованиям возражала, мотивируя тем, что ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Жилищный фонд Вооруженных Сил РФ является собственником Российской Федерации. Полномочия по передаче в собственность жилых помещений гражданам Министерству обороны РФ не делегировано. Соответственно, такое полномочие не могло быть делегировано Министерством обороны РФ подведомственному учреждению - ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Спорное жилое помещение предоставлено Панковой А.К. на основании договора найма квартиры (общежития) в домах государственного жилого фонда в РФ №149 от 11.05.2004 г., является служебным жилым помещением и не подлежит приватизации. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны РФ вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. У истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации (л.д.73-76).
Представитель третьего лица администрации Ключинского сельсовета в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д.85) просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.57).
Представитель третьего лица войсковой части 58661 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.86,97), в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что спорная квартира не имеет статуса служебной (л.д.72).
Представитель третьего лица ТУ Росимущества в Забайкальском крае в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.87), отзыв не представил.
Третьи лица Валиулина А.Ю., Валиулина Д.Д. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, по заявленным требованиям не возражают (л.д.91,92,93,95).
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
В силу ст. 10 указанного Кодекса граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
В силу положений ст.ст. 101, 106 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которым ему было предоставлено это помещение.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Министерство обороны осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года №752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, и в указанном Перечне значился военный городок №13, расположенный в д. Каменка Ачинского района Красноярского края.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года №1779-р закрытый военный городок №13, расположенный в д.Каменка Ачинского района Красноярского края, в котором расположена спорная квартира, исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации, в том числе, жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
Из материалов дела следует, что муж истца ФИО состоял в трудовых отношениях с войсковой частью 74008 с 10 августа 1983 года в должности «...», 14 декабря 1989 года был переведен на должность «...» и работал до 24.07.1990 г. (л.д.106).
Решением жилищной комиссии Войсковой части 74008 на основании протокола №27 от 04.08.1989 г. ФИО и членам его семьи была предоставлена квартира по адресу: «...» (л.д.105).
С 1989 года ФИО, его жена Панкова А.К., которая в период с 1983 года по 1984 года также состояла в трудовых отношениях с в/ч 74008 (л.д.18-19), и их дети проживали в указанном жилом помещении.
«...» года умер ФИО (л.д.9), после его смерти в квартире продолжают проживать Панкова А.К. и Панкова Н.Ю., имеют регистрацию по месту жительства, Панкова А.К. с 27.09.1989 г. Панкова Н.Ю. с 31.08.1995 г. и по настоящее время (л.д.104). Дочь и внучка истца Панковой А.К.- Валиулина А.Ю. и Валиулина Д.Д. имели регистрацию в спорной квартире до 21.11.2006 г. (л.д.31). Панкова А.К. производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, что подтверждается представленными счет - извещениями (л.д.32), с ней заключен договор на оказание коммунальных услуг (л.д.16), на ее имя открыт финансово-лицевой счет (л.д.103).
11 мая 2004 года Красноярской КЭЧ с Панковой А.К. на спорную квартиру был заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного фонда РФ № 149 (л.д.10-13).
Из справок филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю года следует, что истцы Панкова А.К., Панкова Н.Ю. право на приватизацию жилого помещения не использовали (л.д. 100,101).
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района квартира, расположенная по адресу: «...» в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района отсутствует (л.д.107), а также не числится в реестре муниципальной собственности г.Ачинска (л.д.90).
Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимого имущества отсутствуют (л.д.28). В соответствии со справкой ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю сведения о зарегистрированных правах на спорную квартиру отсутствуют также в базе данных ГУ КГЦТИ и ОЗСС по состоянию на 03.03.1999 г. (л.д.102).
Доводы представителей ответчиков о том, что квартира № в доме № по ул. «...» в д.Каменка Ачинского района отнесена к числу служебных и включена в специализированный жилищный фонд Министерства обороны не нашли своего подтверждения, поскольку доказательств о включении спорной квартиры в число служебных в установленном законом порядке, ответчиками в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ (действующей с 01 марта 2005 года) служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Их правовое положение регулируется нормами гл. 9 Жилые помещения специализированного жилищного фонда Жилищного кодекса РФ. Как указано в ч. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда осуществляются на основании решения органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 ", согласно которым, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления заявление и документы, перечень которых содержится в п.13 Правил. Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов.
Орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Исходя из приведенных положений закона, на жилые помещения распространяется режим служебного жилого помещения при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
Как следует из справки Администрации Ачинского района, до 2003 г. д.Каменка именовалась военным городском Ачинск-13, который входил в состав муниципального образования г.Ачинск (л.д.52), и соответственно до указанного времени жилые помещения, расположенные в домах д. Каменка ул. Лесная включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено ответом Администрации г.Ачинска (л.д.89).
После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается информацией, предоставленной Администрацией Ачинского района (л.д.50).
В материалы дела стороной ответчиков не представлено доказательств в подтверждение того, что занимаемая истцами спорная квартира решением органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, была включена состав специализированного жилищного фонда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорная квартира была предоставлена мужу истца Панковой А.К.- Панкову Ю.А. с учетом членов его семьи в установленном законом порядке как работнику воинской части из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
Поскольку доказательств о наличии статуса служебного жилого помещения в материалах дела не имеется, суд приходит к выводу, что истцы проживают в спорном жилом помещении на условиях социального найма и имеют право на её приватизацию.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Между тем, в настоящее время истцы не имеют возможности в установленном законом порядке реализовать свое право на приватизацию, поскольку Министерством обороны РФ порядок передачи жилых помещений гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
Принимая во внимание, что истцы по независящим от них причинам не могут реализовать свои права по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Панковой А.К., Панковой Н.Ю. право общей долевой собственности в порядке приватизации по 1/2 доле за каждой на квартиру № в жилом доме № по ул.»...» в д.Каменка Ачинского района Красноярского края общей площадью 50,3 кв.м., кадастровый номер.. .
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ачинский горсуд.
Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2014 года.
Судья Т.Н. Настенко