Дело № 2-807/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2016 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., при секретаре Малыгиной Е.И.,
с участием истца Сигаревой З.В., Сигарева В.А., Сигарева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сигаревой З.В., Сигарева В.А. к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ТУ Росимущества в Забайкальском крае, Министерству обороны РФ, Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Сигарева З.В., Сигарев В.А. обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района, ТУ Росимущества в Забайкальском крае о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: «***», мотивируя тем, что на основании протокола жилищной комиссии № 6 от 22.03.1983 г. Сигаревой З.В. как работнику войсковой части 74008 и членам ее семьи Сигареву В.А., Сигареву А.В., Степанковой Н.В. предоставлено указанное жилое помещение. Спорная квартира ранее относилась к жилищному фонду закрытых военных городков. Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 г. №752-р утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности, где значился военный городок № 13, расположенный в д. Каменка Ачинского района Красноярского края. Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 г. №1779-р закрытый военный городок № 13, расположенный в д. Каменка Ачинского района исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ. В настоящее время истца не имеют возможности в установленном порядке реализовать право на приватизацию спорного жилья, поскольку МО РФ порядок передачи жилых помещений в собственность граждан не установлен (л.д. 3-7).
Определением суда от 04.02.2016 г. соответчиками привлечены Министерство обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, третьим лицом на стороне ответчика привлечена войсковая часть № 58661 (л.д. 1).
Истец Сигарева З.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по аналогичным основаниям, суду пояснила, что в работала в войсковой части 74008 на должности гражданского персонала, в связи чем, ей и её семье было предоставлено спорное жилье, выданы ключи от квартиры и произведена регистрация по месту жительства. В настоящее время она проживает в квартире вместе с мужем Сигаревым В.А.
Истец Сигарев В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по аналогичным основаниям.
Истец Сигарев А.В. в судебном заседании поддержал ранее заявленный письменный отказ от иска (л.д.66), пояснив, что на спорное жилое помещение не претендует, в приватизации участвовать не желает.
Истец Степанкова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена, заявила об отказе от исковых требований, указав, что последствия ст. 220-221 ГПК РФ ей разъяснены, на спорное жилое помещение не претендует (л.д.67).
Определением суда от 17.03.2016 г. производство по исковому заявлению Сигарева А.В., Степанковой Н.В. прекращено.
Представитель ответчика Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.87), возражений по иску не представил.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 82), просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.78), в отзыве представитель Аюшиева О.Б. по исковым требованиям возражала, мотивируя тем, что полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении жилья военнослужащим в собственность в порядке, установленном Федеральным законом от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации», возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Условия и порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих определён Федеральным законом от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В материалах дела отсутствуют сведения о статусе спорной квартиры. Не подлежат приватизации жилье помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях Вооружённых Сил Российской Федерации. У истцов отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации (л.д.78-79).
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.85), отзыв не представил.
Представитель ответчика Администрации Ачинского района, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 73), в суд не явился, согласно письменному отзыву по исковым требованиям не возражает при установлении в судебном порядке факта проживания истцов в спорной квартире на условиях социального найма, указав, что сведения о включении спорной квартиры в число служебных отсутствуют. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р жилищный фонд исключенного из перечня закрытого военного городка подлежит передаче органам местного самоуправления, однако до настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д.Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передан, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 44-45).
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.86), отзыв не представил.
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д.81) просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.47).
Представитель ответчика ТУ Росимущества в Забайкальском крае в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.83), отзыв не представил
Представитель третьего лица войсковой части 58661 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.84), отзыв не представил.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
В силу ст. 10 указанного Кодекса граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
В силу положений ст.ст. 101, 106 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которым ему было предоставлено это помещение.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Министерство обороны осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года №752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, и в указанном Перечне значился военный городок №13, расположенный в д. Каменка Ачинского района Красноярского края.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года №1779-р закрытый военный городок №13, расположенный в д.Каменка Ачинского района Красноярского края, в котором расположена спорная квартира, исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации, в том числе, жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
Из материалов дела следует, что истец Сигарева З.В. с 1981 года состояла в трудовых отношениях с в/ч 74008, работала в должности гражданского персонала, в 2007 г. уволена в связи с уходом на пенсию, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 62-65).
На основании решения жилищной комиссии в/ч 78004 от 22.03.1983 г. № 6, Сигаревой З.В. с учетом членов семьи предоставлена квартира по адресу: «***» (л.д. 16-17).
С 1984 года Сигарева З.В., ее муж Сигарев В.А. проживают в указанном жилом помещении, имеют регистрацию по месту жительства (л.д. 22), производят оплату за жилое помещение, электроэнергию и коммунальные услуги, что подтверждается представленными счет - извещениями (л.д. 54-61), на имя Сигарева В.А. открыт финансово-лицевой счет (л.д. 23). Их сын Сигарев А.В., дочь Степанкова Н.В. состоят на регистрационном учете в данной квартире, однако фактически в ней не проживают в течение длительного времени.
Истцами в дело представлен договор найма служебной квартиры без даты и номера, содержащий подпись и печать наймодателя - в\ч 78004, и нанимателя Сигарева В.А., согласно которому семье Сигаревых предоставлена спорная квартира на основании ордера на жилое помещение от 22.03.1983 г. № 6. Из объяснений сторон установлено, что данный договор был выдан истцам в период 1996-1998 годов (л.д. 18-21).
Из справки филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю года следует, что истец Сигарева З.В., Сигарев В.А. право на приватизацию жилого помещения не использовали (л.д. 26,27).
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д.Каменка, ул.Лесная, д.6, кв.61 в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района отсутствует (л.д. 28), а также не числится в реестре муниципальной собственности г.Ачинска (л.д. 34).
Согласно информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 53). В соответствии со справкой ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю сведения о зарегистрированных правах на спорную квартиру отсутствуют также в базе данных ГУ КГЦТИ и ОЗСС по состоянию на 03.03.1999 г. (л.д. 52).
Доводы представителя ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о том, что спорная квартира является служебной не нашли своего подтверждения, поскольку доказательств о включении спорной квартиры в число служебных в установленном законом порядке, ответчиками в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ (действующей с 01 марта 2005 года) служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Их правовое положение регулируется нормами гл. 9 Жилые помещения специализированного жилищного фонда Жилищного кодекса РФ. Как указано в ч. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда осуществляются на основании решения органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 ", согласно которым, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления заявление и документы, перечень которых содержится в п.13 Правил. Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов.
Орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Исходя из приведенных положений закона, на жилые помещения распространяется режим служебного жилого помещения при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
Ранее действующий Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в Приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота. В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей. Указанным Приказом, предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Поскольку до 2003 года д. Каменка именовалась военным городском Ачинск-13, который входил в состав муниципального образования г.Ачинск, и соответственно до указанного времени жилые помещения, расположенные в домах д. Каменка ул. Лесная включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено ответом КУМИ Администрации г.Ачинска (л.д. 33,34). В соответствии с реестром служебных жилых помещений в Администрации Ачинского района отсутствуют сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных, что подтверждается Администрацией Ачинского района в своем отзыве (л.д. 44).
В материалы дела стороной ответчиков не представлено доказательств в подтверждение того, что занимаемая истцом спорная квартира решением органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, была включена в состав специализированного жилищного фонда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорная квартира была предоставлена истцу Сигаревой З.В. с учетом членов ее семьи в установленном законом порядке как работнику воинской части из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Истцы проживают в спорном жилом помещении с 1984 года, исполняют обязательства по его ремонту, оплате жилищно-коммунальных услуг, законность проживания истцов в квартире никем не оспаривалась.
Поскольку доказательств о наличии статуса служебного жилого помещения в материалах дела не имеется, суд приходит к выводу, что истцы проживают в спорном жилом помещении на условиях социального найма и имеют право на её приватизацию. Однако, в настоящее время истцы не имеют возможности в установленном законом порядке реализовать свое право на приватизацию, поскольку Министерством обороны РФ порядок передачи жилых помещений гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
Принимая во внимание, что истцы по независящим от них причинам не могут реализовать свое право по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать Сигареву З.В., Сигарева В.А. проживающими в жилом помещении по адресу: «***» на условиях социального найма.
Признать за Сигаревой З.В., Сигаревевым В.А. право общей долевой собственности в порядке приватизации по 1/2 доле за каждым на квартиру № в жилом доме № по ул.»***» в д.Каменка Ачинского района Красноярского края общей площадью 58,1 кв.м., кадастровый номер «***».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ачинский горсуд.
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2016 года.
Судья Т.Н. Настенко