Решения по делу № 16-1275/2020 от 28.01.2020

№16-1275/2020

        ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск                        11 июня 2020 года

Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шлаксервис» на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области от 19 июня 2019 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 29 августа 2019 года и решение судьи Челябинского областного суда от 16 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Шлаксервис»,

    установил:

постановлением № 423-2019 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области <данные изъяты> от 19 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области №12-202/2019 от 29 августа 2019 года и решением судьи Челябинского областного суда №7-1098/2019 от 16 октября 2019 года, общество с ограниченной ответственностью «Шлаксервис» (далее также ООО «Шлаксервис») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

    В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах ООО «Шлаксервис», его законный представитель – директор общества Великий А.Б. просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.

    Копия жалобы направлена в Управление Росприроднадзора по Челябинской области, отзыв на жалобу от Управления в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции не поступал.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу постановления и решений не нахожу.

В соответствии с положениями статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из положений пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Шлаксервис» к административной ответственности) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). В соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Пунктами 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 года № 899 утвержден Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, предназначенный для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период неблагоприятных метеорологических условий (пункт 2, далее - Порядок). Из пункта 3 Порядка следует, что заинтересованными лицами признаются, в числе прочих, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 25.08.2005 года № 343 утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в соответствии с пунктом 4 которого на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, возложена обязанность разрабатывать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ и план-график контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ и согласовывать их с Министерством экологии Челябинской области. Мероприятия и план-график контроля являются составной частью проекта нормативов предельно допустимых выбросов.

Как следует из материалов дела, ООО «Шлаксервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 27 апреля 2005 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области. Общество осуществляет свою деятельность по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Кирова, д. 93, корпус АБЗ отд. пригот. ППШ. Основной вид деятельности: обработка прочего вторичного неметаллического сырья; дополнительные виды деятельности, в том числе, производство негашеной, гашеной и гидравлической извести; производство минеральных теплоизоляционных материалов и изделий; ремонт машин и оборудования; обработка отходов и лома черных и цветных металлов. Деятельность ООО «Шлаксервис» связана с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

15 апреля 2015 года ООО «Шлаксервис» выдано разрешение № 1245 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключение радиоактивных веществ), которым установлены предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для 25 наименований загрязняющих веществ в количестве 38,893525 тонн в год. Срок действия указанного разрешения установлен с 15 апреля 2015 года по 23 марта 2020 года. Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории площадки по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Кирова, 93, условия действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам, указаны в приложениях № 1, 2, 3 к разрешению. Также, общество имеет свидетельство №75-0174-001726-П о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду III категории.

При проведении Магнитогорской природоохранной прокуратурой плановой проверки на 1 полугодие 2019 года при осуществлении контроля за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе в период неблагоприятных погодных условии, 17 мая 2019 года были выявлены нарушения экологического законодательства, допущенные ООО «Шлаксервис».

Установлено, что на территории ООО «Шлаксервис» функционируют 44 источника выбросов, которые включают в себя 16 организованных источников и 28 неорганизованных источников выбросов, которые в совокупности выделяют в атмосферу 25 загрязняющих веществ, включенных в Перечень вредных (загрязняющих) веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08 июля 2015 года №1316-р.

Установлено, что у общества, осуществляющего деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, отсутствовали согласованные с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2019 году.

По данным Челябинского ЦГМС – филиала «Уральское УГМС» в 2019 году в г. Магнитогорске Челябинской области были переданы предупреждения о наступлении неблагоприятных метеорологических условии 1 степени продолжительностью в следующие периоды: с 19 часов 00 минут с 16 марта 2019 года до 19 часов 00 минут 17 марта 2019 года; с 19 часов 00 минут 19 марта 2019 года до 19 часов 00 минут 24 марта 2019 года; с 19 часов 00 минут 05 апреля 2019 года до 11 часов 00 минут 07 апреля 2019 года; с 19 часов 00 минут 09 апреля 2019 года до 19 часов 00 минут 13 апреля 2019 года; с 18 часов 00 минут 19 апреля 2019 года до 19 часов 00 минут 21 апреля 2019 года; с 08 часов 00 минут 05 мая 2019 года до 11 часов 00 минут 06 мая 2019 года.

У общества в указанный период отсутствовало согласование мероприятий по снижению выбросов с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, при неблагоприятных метеорологических условиях.

Письмом Министерства экологии Челябинской области от 01.03.2019 года (также как и письмами от 23.10.2018 года, 14.11.2018 года, 04.12.2018 года, 16.01.2019 года) в согласовании мероприятий НМУ для ООО «Шлаксервис» отказано, в связи с несоответствием представленных материалов пункту 4 статьи 10 Порядка согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, утвержденного Приказом Министерства экологии Челябинской области от 01.08.2018 года №927, материалы возвращены обществу на доработку.

Письмом Министерства экологии Челябинской области от 08.05.2019 года мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ для ООО «Шлаксервис» были согласованы (начало действия данного документа с 08 мая 2019 года).

Кроме того, на основании приказа Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 15 марта 2018 года №286 действие разрешения на выброс вредных атмосферных веществ (за исключением радиоактивных веществ) ООО «Шлаксервис» было приостановлено, в связи с нарушением условий разрешения на выбросы.

Таким образом, ООО «Шлаксервис» совершены действия, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в нарушение положений статей 39, 67 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», а также положений статей 25, 30 Федерального закона №96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Шлаксервис» не согласовывало в установленном порядке мероприятия по снижению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.

Факт совершения ООО «Шлаксервис» административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе: сведениями, изложенными в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 мая 2019 года (л.д. 53-56); письмами министерства экологии Челябинской области и другими материалами дела, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Доводы законного представители общества о том, что обществом при эксплуатации предприятия требования экологического законодательства соблюдались в той мере, в какой это зависит от общества, и оно стремилось обеспечить выполнение установленных обязанностей, со ссылками на то, что общество оспаривало в судебном порядке решение о приостановлении действия разрешения на выброс загрязняющих веществ и одновременно предпринимало действия для получения нового разрешения с учетом проведенной инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, направляло заявления об установлении предельно допустимых выбросов, разработало План мероприятий при неблагоприятных метеоусловиях и направило заявление о его согласовании, однако в согласовании мероприятий Министерством экологии Челябинской области обществу неоднократно отказано, несостоятельны и, с учетом обстоятельств дела, не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.

В рассматриваемом случае обязанность общества по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, вытекает из императивных требований закона. Соответствующие мероприятия обществом на момент проверки с Министерством экологии Челябинской области согласованы не были.

Осуществление обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду в повышенном 25 кратном размере не является обстоятельством, освобождающим общество от выполнения возложенной на него законом обязанности.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено прокурором в соответствии с требованиями статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О необходимости явки в прокуратуру законный представитель ООО «Шлаксервис» был уведомлен надлежащим образом, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества прокурором 17 мая 2019 года участвовал представитель ООО «Шлаксервис», действующий по доверенности, который обосновывал позицию юридического лица по делу. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия постановления представителю юридического лица вручена в установленном законом порядке.

О рассмотрении дела должностным лицом юридическое лицо также уведомлялось надлежащим образом, однако своего представителя или защитника для участия в рассмотрении дела не направило (л.д. 50-51). В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Утверждения жалобы о привлечении общества к ответственности за одно и то же деяние два раза, являются несостоятельными, о чем обоснованно и подробно указано нижестоящими судебными инстанциями, оснований не согласиться с выводами которых не имеется.

Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Шлаксервис», вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Административное наказание ООО «Шлаксервис» назначено в соответствии с санкцией статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении жалоб ООО «Шлаксервис» на постановление судьями районного суда и областного суда дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в судебном заседании принимали участие защитники юридического лица, при надлежащем извещении юридического лица, которые обосновывали позицию общества по делу, давали пояснения, не были лишены возможности заявлять ходатайства и представлять доказательства; при пересмотре дела судьей областного суда, общество было надлежащим образом извещено о судебном заседании, однако своего представителя и(или) защитника в судебное заседание не направило. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области от 19 июня 2019 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 29 августа 2019 года и решение судьи Челябинского областного суда от 16 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Шлаксервис», оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шлаксервис» – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции                         Савельева Л.А.

16-1275/2020

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
ООО ШЛАКСЕРВИС
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (Челябинская область)
Статьи

КоАП: ст. 8.1

Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
Решения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее