УИД 56RS0004-01-2020-000957-45
Дело № 2-627/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Александровка 9 декабря 2020 года
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Беймлера П.Ю.,
при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Шошина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Александровского района Оренбургской области «Каликинская основная общеобразовательная школа имени Героя Социалистического труда Синицина Александра Ивановича» о возложении обязанности обращения с заявкой в администрацию муниципального образования «Каликинский сельсовет» о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведен мониторинг состояния законности и правопорядка при исполнении законодательства, регламентирующего соблюдение требований законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений, основы обращения с отходами производства и потребления в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каликинская основная общеобразовательная школа имени Героя Социалистического труда Синицина Александра Ивановича» (далее – МБОУ «Каликинская ООШ имени Синицина А.И.»).
В ходе мониторинга установлено, что в нарушение норм и требований действующего законодательства, МБОУ «Каликинская ООШ имени Синицина А.И.» не согласовано место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов с администрацией муниципального образования Каликинский сельсовет Александровского района Оренбургской области (далее - МО «Каликинский сельсовет»), однако в результате осуществления образовательной и хозяйственной деятельности МБОУ «Каликинская ООШ имени Синицина А.И.» образуются твердые коммунальные отходы, а на территории образовательного учреждения расположена площадка накопления с контейнером для отходов. Истец полагал, что неисполнение МБОУ «Каликинская ООШ имени Синицина А.И.» обязанности по согласованию места складирования отходов с органом местного самоуправления препятствует возможности ведения администрацией МО «Каликинский сельсовет» реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями действующего законодательства, влечет за собой угрозу неупорядоченного и бесконтрольного складирования отходов, в отсутствие заключения органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что в свою очередь создает угрозу загрязнения почв отходами производства и потребления, нарушает правила благоустройства и возможность обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории, в том числе для обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Просил суд обязать МБОУ «Каликинская ООШ имени Синицина А.И.» обратиться в администрацию МО «Каликинский сельсовет» с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр, не позднее 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Александровского района Оренбургской области Шошин А.А. исковые требования поддержал, привел доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика – МБОУ «Каликинская ООШ имени Синицина А.И.», третьего лица – МО «Каликинский сельсовет» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От представителя третьего лица МО «Каликинский сельсовет» поступило в суд письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав доказательства, заслушав явившегося представителя истца, суд приходит к следующему.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на охрану здоровья. При этом право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, охраной окружающей среды…
Организация охраны здоровья, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29 Закона № 323-ФЗ осуществляется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон №273-ФЗ), приоритеты жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитание правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, являются одними из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
Охрана здоровья обучающихся, согласно части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ, включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Закона № 52-ФЗ в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно части 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) в число основных принципов охраны окружающей среды входят соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
При этом в соответствии со статьей 35 Закона № 7-ФЗ территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия.
Согласно части 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
На основании пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131), статьи 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона № 89-ФЗ к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 3 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 статьи 13.4, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 (далее – Правила обустройства площадок), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Согласно пункту 4 Правил обустройства площадок, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Согласно пункту 5 Правил обустройства площадок уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления.
В соответствии с пунктом 6 Правил обустройства площадок в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос).
Согласно пункту 9 Правил обустройства площадок о принятом решении уполномоченный орган уведомляет заявителя в срок, установленный пунктами 5 и 6 Правил обустройства площадок. В решении об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в обязательном порядке указывается основание такого отказа.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156.
Согласно пункту 2 данных Правил «потребитель» - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно положениям пунктов 3,4,5 вышеназванных Правил накопление, сбор, транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом, осуществление накопления, сбора, транспортирования, твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенными между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Постановлением администрации МО «Каликинский сельсовет» от 19 декабря 2019 года №52-п утвержден Порядок включения сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в Реестр мест накопления твердых коммунальных отходов на территории МО Каликинский сельсовет».
В соответствии с пунктом 21 Правил обустройства площадок, в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования
Согласно пункту 22 Правил обустройства площадок заявитель направляет в уполномоченный орган заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по форме, установленной уполномоченным органом.
Из материалов дела следует, что с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр территории МБОУ «Каликинская ООШ имени Синицина А.И.» в администрацию МО «Каликинский сельсовет» не обращалось, место складирования отходов администрацией с МО «Каликинский сельсовет» не согласовывалось. Вместе с тем, согласно письму начальника отдела образования ФИО4 от 19 октября 2020 года на территории МБОУ «Каликинская ООШ имени Синицина А.И.» имеется место для накопления твердых коммунальных отходов – отдельная площадка с металлическим контейнером, также 20 января 2020 года заключен договор на вывоз твердых коммунальных отходов №210т-03/20.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что неисполнение МБОУ «Каликинская ООШ имени Синицина А.И.» обязанности по согласованию места складирования отходов с органом местного самоуправления препятствует возможности ведения администрацией МО «Каликинский сельсовет» реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями действующего законодательства, влечет за собой угрозу неупорядоченного и бесконтрольного складирования отходов, в отсутствие заключения органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что в свою очередь создает угрозу загрязнения почв отходами производства и потребления, нарушает правила благоустройства и возможность обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории, в том числе для обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования искового заявления подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым установить срок для выполнения действий ответчиком – не позднее 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Александровского района Оренбургской области - удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Александровского района Оренбургской области «Каликинская основная общеобразовательная школа имени Героя Социалистического труда Синицина Александра Ивановича» обратиться в администрацию муниципального образования Каликинский сельсовет Александровского района Оренбургской области с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр, не позднее 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья П.Ю. Беймлер
Решение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2020 года.