РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2013 года город Архангельск
Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе:
председательствующего – судьи Калинина Е.П., при секретаре Деревлёвой Н.А., в отсутствие сторон, рассмотрев дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000-0 ефрейтора Дяченко Е. П. об оспаривании решения начальника территориального отделения в Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ТО «Западрегионжилье») об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Дяченко обратилась в военный суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения своих требований, просит признать незаконным решение начальника ТО «Западрегионжилье» № от 19 июля 2013 года об отказе в предоставлении распределенного ей на состав семьи 4 человека жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и обязать должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ей жилого помещения в г. Санкт-Петербурге на состав семьи 4 человека площадью не менее 72 кв.м.
В своем заявлении Дяченко, настаивая на удовлетворении своих требований, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, пояснив, что в настоящее время она проходит военную службу по контракту и с марта 2004 года стоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте жительства; 21 мая 2013 года ей была распределена квартира по адресу: <адрес>, однако начальником ТО «Западрегионжилье» 19 июля 2013 года принято решение № №, с которым ее ознакомили 6 сентября 2013 года, об отказе в предоставлении ранее распределенного ей на состав семьи 4 человека жилого помещения, в связи с превышением нормы на 36,2 кв.м., с учетом площади имеющейся у нее с 27.02.2007 года в собственности жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 37,7 кв.м.
Данное решение заявитель считает незаконным, поскольку в 1999 году для своего брата Апицына С.П. она приобрела указанный выше жилой дом, при этом последний в 2001 году она по договору купли-продажи передала брату, который с этого времени считал его своей собственностью и производил оплату всех необходимых коммунальных платежей и налогов за дом; о необходимости регистрации договора купли-продажи брату стало известно лишь в 2009 году при продаже дома, поэтому никаких умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий она не совершала, при этом предусмотренные законодательством последствия намеренного ухудшения гражданами жилищных условий относятся к правоотношениям, связанным с принятием их на учет нуждающихся, а не с предоставлением жилых помещений.
Начальник ТО «Западрегионжилье», надлежащим образом уведомленная о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыла, в своих письменных возражениях просила в удовлетворении требований заявителя отказать по следующим основаниям: заявителю было отказано в предоставлении распределенного ей жилого помещения на основании данных из Росреестра о наличии зарегистрированного за Дяченко с 27.07.2007 права собственности на жилой дом площадью 37,7 кв.м. по адресу: <адрес> при этом заявитель вообще подлежит снятию с учета нуждающихся в получении жилых помещений в соответствии с требованиями подпункта «д» п. 10 Приказа Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010, кроме того, Дяченко был пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с заявлением об обжаловании действий и решений должностных лиц, поскольку обжалуемое решение было получено ее представителем Кудряшовым Ю. 2 сентября 2013 года.
На основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ заявление рассмотрено в отсутствие заявителя и начальника ТО «Западрегионжилье», поскольку неявка в судебное заседание кого-либо из участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Копией решения начальника ТО «Западрегионжилье» от 19 июля 2013 года № об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма подтверждается, что ефрейтору Дяченко Е.П. на состав семьи 4 человека распределено жилое помещение в виде 3-х комнатной квартиры общей площадью 79,5 кв.м. по адресу: <адрес>, однако ей отказано в предоставлении данного жилого помещения в связи с превышением распределенного жилого помещения на 36,2 кв.м., поскольку, согласно данным из Росреестра, с 27.02.2007 года за военнослужащей Дяченко Е.П. зарегистрировано право собственности на жилой дом общей площадью 37,7 кв.м. по адресу: <адрес>, поскольку норма предоставления жилого помещения по договору социального найма Дяченко Е.П. и членам ее семьи в количестве 3 человек с учетом конструктивных особенностей ((18*4)+9)-36,9 составляет не более 43,3 кв.м.; копия решения получена Ю. Кудряшовым 2 сентября 2013 года.
Как следует из выписки из Росреестра, имеются сведения о зарегистрированном за Дяченко Е.П. праве собственности на ? жилого <адрес> <адрес> общей площадью 37.7 кв.м., дата начала и окончания регистрации права – 23 июля 2009 года, сведения о зарегистрированных правах Дяченко В.В. 1969 г.р., Дяченко Л.В., 1991 г.р., Дяченко Е.В. 2001 г.р. отсутствуют.
Из справок начальника КЭЧ № и № от 7 и 6 декабря, соответственно, видно, что военнослужащая войсковой части 00000 (00000 Дяченко Е.П. состоит в базе данных системы «Учет» Архангельской КЭЧ в числе бесквартирных с 30 марта 2004 года, государственный жилищный сертификат не получала.
Согласно копии договора купли-продажи от 25 января 2001 года, Дяченко Е.П. продала ? жилого дома в деревне <адрес> Апицыну С.П. (договор составлен в трех экземплярах – по одному продавцу и покупателю, третий остается в делах администрации Пешского сельсовета).
Справками главы муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа №№ №, №, № от 21 августа 2013 года, № от 16 сентября 2013 года, № от 25 ноября 2013 года подтверждается, что Дяченко Е.П. зарегистрирована и проживает на служебной жилой площади войсковой части 00000 с 1995 года по настоящее время, также при в/ч 00000 зарегистрированы ее дочери Дяченко Л.В. и Е.В., 1991 и 2001 года рождения, и муж – Дяченко В.В.; 25 января 2001 года она продала ? дома по адресу: <адрес> <адрес> Апицыну С.П., где последний зарегистрирован и проживал с указанной даты по 30 мая 2012 года с семьей и платил земельный налог; при этом Апицын после сделки купли-продажи не оформил государственную регистрацию перехода права на недвижимость, а сделал это только в 2009 году.
Согласно выписки из домовой книги № и похозяйственной книги № №№ и № от 16 декабря 2013 года видно, что Апицын С.П. зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес> период с 1 августа 2000 года по 30 мая 2012 года, по этому же адресу на дату 16.12.13 зарегистрированы его жена и сын Апицын Никита 2002 года рождения. Площадь ? дома составляет 37,7 кв.м., форма собственности – частная, собственник ? жилого дома Апицын С.П., собственник второй половины дома - Андреева Н.А.
Пунктами 1 и 14 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ о статусе военнослужащих) определено, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 51 и ст. 53 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений; граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, а согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ гражданам отказывают в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
В соответствии с п.п.1 и 3 ст. 15.1. ФЗ о статусе военнослужащих норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.
Порядок обеспечения жилыми помещениями определен приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее – Инструкция).
Пунктом 14 Инструкции предусмотрено, что жилые помещения предоставляются военнослужащим по нормам, установленным статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». При этом размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
В соответствии с подп. «д» п. 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно требованиям п. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что копия обжалуемого решения получена представителем заявителя 2 сентября 2013 года, а штампами на почтовом конверте подтверждается, что заявление Дяченко направлено в суд 28 ноября 2013 года, поэтому военный суд приходит к выводу о том, что заявитель обратилась в суд с заявлением об обжаловании решения должностного лица в установленный законом срок.
Доводы начальника ТО «Западрегионжилье» о том, что заявителю отказано в предоставлении жилого помещения в связи с наличием у нее зарегистрированного права собственности, а также, что Дяченко подлежит снятию с учета нуждающихся в получении жилых помещений, суд также считает несостоятельными, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что Дяченко не имеет в собственности жилых помещений; тот факт, что договор купли-продажи ? дома общей площадью 37,7 кв.м. в <адрес> <адрес> прошел государственную регистрацию лишь 23 июля 2009 года не умаляет права заявителя на получение жилого помещения, поскольку фактически Дяченко передала жилое помещение по указанному адресу 25 января 2001 года, при этом никаких доказательств того, что Дяченко позже указанного срока совершила действия по намеренному ухудшению жилищных условий, должностным лицом не представлено, в том числе ничем не подтверждается ссылка в оспариваемом решении на данные из Росреестра о якобы зарегистрированном с 27 июля 2007 года праве собственности заявителя на какое-либо жилое помещение, в связи с чем представленные последней сведения об отсутствии у нее в собственности жилых помещений за последние пять лет являются достоверными.
Анализируя изложенное выше, военный суд приходит к выводу о том, что Дяченко имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма не менее 72 кв.м. (18*4), так как в настоящее время заявитель и члены ее семьи не имеют права собственности на жилые помещения и не занимают жилые помещения по договору социального найма, на момент принятия оспариваемого решения пятилетний срок с момента ухудшения жилищных условий заявителя истек, поскольку сделка купли-продажи ? жилого дома по адресу: <адрес> совершена ею 25 января 2001 года, поэтому решение начальника ТО «Западрегионжилье» № от 19 июля 2013 года об отказе в предоставлении распределенного Дяченко на состав семьи 4 человека жилого помещения в связи с превышением нормы на 36,2 кв.м., с учетом имеющегося у нее с 27.02.2007 года права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 37,7 кв.м., суд находит незаконным, а требования заявителя – обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Дяченко Е. П. признать обоснованным и удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника территориального отделения в Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от 19 июля 2013 года об отказе в предоставлении Дяченко Е. П. распределенного ей на состав семьи 4 человека жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> связи с превышением нормы на 36,2 кв.м.
Обязать начальника территориального отделения в Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о распределении Дяченко Е. П. жилого помещения в г. Санкт-Петербурге на состав семьи 4 человека общей площадью не менее 72 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу Е.П.Калинин