Дело № 2- 931 (2020)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2020 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в
составе: председательствующего судьи Парфеня Т.В.,
с участием помощника Ачинского городского прокурора Малиновской Р.А.
при секретаре Аневич В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Районное коммунальное хозяйство» о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Районное коммунальное хозяйство» (далее ООО «РКХ») о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий. Требования мотивированы тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о закупках в деятельности ресурсоснабжающих организаций,. ООО «РКХ» зарегистрировано 01.08.2007 в качестве юридического лица, одним из видов деятельности которого является производство пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение воды для питьевых и промышленных нужд, в связи с чем обязано соблюдать требования ФЗ № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическим лицами». В соответствии с приказами РЭК края от 10.12.2018 № 170-п для потребителей ООО «РКХ» утверждены тарифы на тепловую энергию, от 10.12.2018 № 171-п утверждены тарифы на теплоноситель, от 06.12.2018 № 542-в утверждены тарифы на питьевую воду. Однако в нарушение действующего законодательства, требований ФЗ № 223 от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическим лицами», Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 заказчиком ООО «РКХ» Положение о закупках, План закупок на 2020 год не разработаны, не утверждены и не опубликованы на официальном сайте zakupki.gov.ru. По данному факту в адрес ответчика 28.04.2018 было вынесено представление с требованиями разработать, утвердить и разместить на сайте закупок Положение о закупках и План закупок на 2018 год. С требованиями прокурора ООО «РКХ» согласилось, обязалось исполнить до 20.06.2018, однако мониторинг официального сайта закупок в сети Интернет показал, что на момент обращения прокурор с иском в суд, требования прокурора не исполнены. Отсутствие информации о закупках товаров, работ, услуг на официальном сайте торгов нарушает основные принципы закупок, а также права неопределенного круга потенциальных поставщиков на право заключения контрактов для нужд заказчика, кроме того свидетельствует о неэффективном использовании денежных средств, что препятствует развитию добросовестной конкуренции и способствует возникновению коррупции и других злоупотреблений. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие ООО «РКХ», выраженное в неразмещении на официальном сайте торгов в сети Интернет по адресу zakupki.gov.ru Положения о закупках, Плана закупок на 2020 год, обязать ответчика разработать, утвердить и разместить ООО «РКХ» на официальном сайте торгов в сети Интернет по адресу zakupki.gov.ru Положения о закупках, Плана закупок на 2020 год в месячный срок (л.д. 2-3).
В судебном заседании помощник прокурора Малиновская Р.А. поддержала заявленные требования, уточнила, что до настоящего момента ответчик не разместил на официальном сайте торгов в сети Интернет по адресу zakupki.gov.ru Положение о закупках, План закупок на 2020 год.
Представитель ответчика ООО «РКХ», надлежащим образом уведомленный о рассмотрении дела путем получения судебной корреспонденции (л.д. 42,43), в суд не явился, отзыва не представил. Согласно поступившей в адрес суда телефонограмме, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя ответчика, против заявленных в иске требований возражений не имеет (л.д. 43).
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо, участвующее в деле, само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе.
Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 36 ГПК РФ).
Суд принял предусмотренные законом меры по извещению ответчика о судебном заседании по месту жительств. Действия ответчика в виде неявки в судебное заседание судом расценены как избранный им способ реализации процессуальных прав, не могущий являться причиной задержки рассмотрения дела по существу, в связи с чем, дело с согласия истца рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, предусмотренного ст. 233 ГПК РФ.
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. Заказчики, указанные в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и созданные после 1 февраля 2018 года, в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц утверждают положения о закупке или принимают решения о присоединении к положению о закупке в соответствии с частями 3 - 5 статьи 2 настоящего Федерального закона. Если в течение срока, предусмотренного настоящим Федеральным законом, заказчик в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не разместил утвержденное им положение о закупке или принятое им решение о присоединении к положению о закупке, на такого заказчика до дня размещения им в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке или решения о присоединении к положению о закупке распространяются положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфами 2 - 5 главы 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ч. 5, 5.1 ст. 8 ФЗ № 223).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
После 1 июля 2012 года, если иной срок не предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки, иная информация о закупке, подлежащая в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке размещению в единой информационной системе, размещаются в единой информационной системе.
Согласно ч. 2 указанного закона Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" определен порядок формирования плана закупки товаров (работ, услуг) для нужд юридических лиц, указанных в статье 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 (ред. от 30.05.2017) "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" определяет порядок размещения информации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно указанному Положению размещение плана закупки товаров, работ, услуг (далее - план закупки), информации о внесении в него изменений в единой информационной системе осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений.
Размещение плана закупки в единой информационной системе осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Для размещения в единой информационной системе плана закупки представитель заказчика в соответствии с требованиями к форме такого плана, установленными Правительством Российской Федерации, формирует в единой информационной системе с помощью функционала единой информационной системы план закупки (далее - структурированный вид плана закупки) или размещает в единой информационной системе электронный вид плана закупки.
План закупки считается размещенным в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана.
Для размещения информации о внесении изменений в план закупки представитель заказчика в порядке, предусмотренном пунктом 15 настоящего Положения, вносит изменения в структурированный вид плана закупки и (или) размещает измененный электронный вид плана закупки либо вносит изменения в структурированный вид плана закупки и размещает измененный графический вид плана закупки, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 настоящего Положения.
Изменения в план закупки считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе измененных редакций документов, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения.
Как установлено по делу, ООО «РКХ» зарегистрировано 01.08.2007 года в качестве юридического лица (л.д. 32). Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, одним из видом деятельности Общества являются: передача, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), воды для питьевых и промышленных нужд (л.д. 33 оборот).
Приказами Министерства тарифной политики Красноярского края от 10.12.2018 № 170-п, (л.д. 27-28), № 171-п от 10.12.2018 (л.д. 29-30), № 542-в от 06.12.2018 (л.д. 31) утверждены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, теплоноситель, питьевую воду для потребителей ООО «РКХ».
30.04.2018 директором ООО «РКХ» утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «РКХ» (л.д. 11-18), Приказом № 4-п от 17.01.2016 ответственным за осуществление закупок, в том числе разработка плана закупок, осуществление подготовки изменений, размещение в единой информационной системе плана закупок и др., возложена на директора ООо «РКХ» Черенева Д.С. (л.д. 19). Черенев Д.С. с должностной инструкцией «Специалиста по закупкам» ознакомлен (л.д. 20-23).
Согласно представленному Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «РКХ», оно разработано в соответствии с ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами» и регулирует отношения, связанные с проведением закупок для нужд ООО «РКХ» в целях обеспечения своевременного и полного удовлетворения потребностей ООО «РКХ» в товарах, работах, услугах, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участию юридических и физических лиц в закупках продукции для нужд ООО «РКХ» и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, содействия объективности и беспристрастности принятия решений в выборе поставщика (п. 1.2).
Официальным источником размещения информации о закупках ООО «РКХ» является сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» zakupki.gov.ru. На сайте размещаются документы и сведения, предусмотренные Положением, в том числе: данное Положение и вносимые в него изменения, извещения и изменения о закупках, документация закупочных процедур, проекты договоров, разъяснения документаций закупочных процедур, протоколы, составляемые в ходе проведения закупочных процедур, годовой план закупки товаров, работ услуг, документация квалификационного отбора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на сайте не позднее, чем через три дня со дня их подписания. Документы и сведения, размещенные на официальном сайте в соответствии с настоящим Положением, должны быть доступны для ознакомления без взимания платы (глава 3).
28.04.2018 в адрес ООО «РКХ» Ачинской городской прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства о закупках товаров в связи с тем, что ООО «РКХ» в нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908» не разработано Положение о закупках не утверждено и не размещено на официальном сайте zakupki.gov.ru, а также не утвержден и не опубликован план закупок на 2018 год, кроме того отсутствовал утвержденный План закупок на 2017 год. (л.д. 4-6).
Согласно ответу ООО «РКХ» допущенные нарушения действующего законодательства возникли в связи с отсутствием у директора ООО «РКХ» электронно-цифровой подписи для входа на сайт zakupki.gov.ru и регистрации на нем. По состоянию на 25.05.2018 года ООО «РКХ» решался вопрос о заключении договора со специализированной организацией на создание ЭЦП. Указано на выполнение требований представления прокурора до 20.06.2018 (л.д. 7).
На основании Решения Ачинской городской прокуратуры о проведении проверки № 126 от 30.09.2019 была проведена проверка заказчиков, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, проводился надзор за исполнением законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, за соблюдением законодательства о закупках, мониторинг официального сайта закупок в сети Интернет, соблюдением законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в соответствии с ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ (л.д. 8).
По результатам проверки установлено, что требования законодательства, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 ООО «РКХ» не выполнены, на сайте zakupki.gov.ru отсутствует предусмотренная законом к размещению информация (л.д. 26).
Каких-либо доказательств надлежащего исполнения ООО «РКХ» обязанностей по исполнению законодательства о закупках товаров стороной ответчика представлено не было.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Ачинского городского прокурора удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Районное коммунальное хозяйство», выраженное в неразмещении на официальном сайте торгов в сети «Интернет» по адресу zakupki.gov.ru Положения о закупках, Плана закупок на 2020 год незаконным.
Обязать Общества с ограниченной ответственностью «Районное коммунальное хозяйство» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разработать, утвердить и разместить на официальном сайте торгов в сети «Интернет» по адресу zakupki.gov.ru План закупок на 2020 год, разместить Положение о закупках.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд.
Судья Парфеня Т.В.
Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2020 года.