Дело № 2-1825(15)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«06» апреля 2015 г. г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Абащенкова О.Н.,
при секретаре Карпекина Е.Н.,
с участием
заявителя- Мельникова С. В.,
представителя истца - Романченко Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мельникова С.В. о признании бездействия Департамента строительства и архитектуры Брянской области незаконным с участием заинтересованных лиц: Правительства Брянской области; Департамента строительства и архитектуры Брянской области; Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Брянской области,
УСТАНОВИЛ
Мельников С.В. обратился в суд с заявлением о признании бездействия Департамента строительства и архитектуры Брянской области незаконным, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582 «Об утверждении населенных пунктов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», п.г.т. Мирный, Гордеевского района Брянской области, находится в зоне радиоактивного загрязнения.
Истец обратился в Департамент строительства и архитектуры Брянской области с заявлением на получение компенсации за утраченное имущество в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за указанную квартиру. Как следует из заявления, 01.06.2013 г. было принято решение о выплате заявителю денежной компенсации. В то же время, указанная компенсация заявителю выплачена не была.
Ссылаясь на эти обстоятельства, заявитель просил суд признать незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры Брянской области, выразившееся в неисполнении решения комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС о выплате заявителю компенсации за имущество, расположенное по адресу: <адрес> и не включении его в список граждан на получение денежной компенсации за утраченное имущество. Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить заявителья в список граждан на получение денежной компенсации за утраченное имущество в следствие катастрофы на ЧАЭС и передать данный список в УФК по Брянской области для получения компенсации. Обязать УФК по Брянской области выплатить заявителю компенсацию за утрату имущества на основании списка, представленного департаментом строительства и архитектуры Брянской области.
В ходе судебного разбирательства, истец требования уточнил, в части касающейся понуждения Департамента строительства и архитектуры Брянской области и УФК по Брянской области, просил суд обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить истца в список граждан на получение денежной компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также выплатить заявителю компенсацию за утрату имущества в сумме <...>
В судебное заседание, назначенное на 06.04.2015 г., представители заинтересованных лиц, не явились.
Заинтересованные лица, извещенные о времени и месте судебного заседания не представили сведения о причинах неявки своих представителей.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ч. 2 ст.257 ГПК РФ суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц.
В судебном заседании истец и его представитель - Романченко Е.Ю., на исковых требований настаивали, просили суд их удовлетворить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как следует из материалов дела, Мельников С.В. обратился в Комиссию Департамента строительства и архитектуры Брянской области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС которым, согласно представленных Департаментом строительства и архитектуры Брянской области в суд документов, решение по существу принято не было.
Согласно п.6 ч.1 ст. 13 Закона РФ №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В соответствии со ст. 17 указанного Закона РФ гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 г.; домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства. Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.
Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 869 «Об утверждении Правил выплаты гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня представления гражданином заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, принимает решение о выплате или об отказе в выплате компенсации, о чем информирует заявителя в письменной форме.
Постановлением Администрации Брянской области от 11 октября 2010 г. № 1021 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации области по вопросу выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Департамент строительства и архитектуры Брянской области определен органом исполнительной власти Брянской области, организующим работу по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Выплата денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, сформированных Департаментом строительства и архитектуры Брянской области и утвержденных распоряжением администрации области, за исключением списков граждан, сформированных на основании судебных актов, вступивших в законную силу (п.4).
Из вышеприведенных правовых норм следует, что для выплаты гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС необходимо обращение с соответствующим заявлением непосредственно лицом, заинтересованным в такой компенсации, а на орган исполнительной власти субъекта РФ возложена обязанность по заявлению данного гражданина, принять соответствующее решение.
Заявителем соблюдены требования, предъявляемые пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 869 «Об утверждении Правил выплаты гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» тогда как, мотивированное решение по его заявлению в установленном законом порядке, принято не было.
В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа в полном объеме устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части признания незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры Брянской при рассмотрении вопроса о выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также возложении на Департамент строительства и архитектуры Брянской обязанности рассмотреть заявление Мельникова С.В. о выплате единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с пунктом 5 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 869.
В месте с тем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, относящихся к понуждению Департамента строительства и архитектуры Брянской области выплатить истцу компенсацию за утрату имущества в размере <...>., так как, по мнению суда, указанное решение может быть принято только по результатам рассмотрения заявления истца Департаментом строительства и архитектуры Брянской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Мельникова С.В. удовлетворить частично.
Признать бездействие Департамента строительства и архитектуры Брянской области при рассмотрении вопроса о выплате Мельникову С.В. компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, незаконным.
Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области рассмотреть заявление Мельникова С.В. о выплате единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с п. 5 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 869.
В остальной части требований, Мельникову С.В., отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Советского
районного суда г. Брянска Абащенков О.Н.