Дело № 2а-585/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 октября 2017 года город Карачев, Брянской области
Карачевский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Ковалева Ю.А.,
при секретаре Нехаевой Н.Д.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Карачевского района Брянской области Корнеевой Н.В.,
административного ответчика Кондрашова И.С., представителя административного ответчика адвоката Трохачевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Карачевского района в интересах неопределенного круга лиц к Кондрашову Ивану Сергеевичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карачевского района Брянской области действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Кондрашову И.С., просил прекратить действие права на управление транспортными средствами, обязать Кондрашова И.С. сдать в Управление ГИБДД УВД по Брянской области водительское удостоверение серии №, выданное ДД.ММ.ГГГГ на право управление транспортными средствами, в связи с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями по состоянию здоровья, которые препятствуют безопасному управлению транспортными средствами.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Карачевского района Брянской области Корнеева Н.В. поддержала заявленные административные исковые требования.
Административный ответчик Кондрашов И.С., представитель административного ответчика адвокат Трохачева Е.И. в судебном заседании с административным иском не согласились, так как считают, что постановка на учет должна была быть профилактической и не согласны с установленным диагнозом.
Представители заинтересованных лиц ОГИБДД ОМВД России по Карачевскому району и ГБУЗ «Карачевская ЦРБ» в судебное заседание не явились в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении рассмотрения дела.
Заслушав представителя административного истца помощника прокурора Карачевского района Корнееву Н.В., административного ответчика Кондрашова И.С., представителя административного ответчика адвоката Трохачеву Е.И., специалиста врача психиатра-нарколога ФИО5 исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 3 ст. 8 «Конвенции о дорожном движении», заключенной в г. Вена 08.11.1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г., установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (ч. 6 ст. 23 названного Федерального закона).
Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами (ч. 1 ст. 28 указанного Федерального закона).
В силу ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 г. № 377 определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным вышеуказанным Постановлением, установлено, что противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелым стойким или часто обостряющимися болезненными проявлениями (выражение формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально), а дополнительными противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Согласно Приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего хроническим алкоголизмом, и предполагает наблюдение за психическим состоянием лица путем регулярных осмотров врачом-наркологом и оказание необходимой медицинской и социальной помощи. Решение о необходимости диспансерного наблюдения и его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией медицинского учреждения, оказывающего помощь.
При решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния ремиссии или стойкой ремиссии.
Стойкая ремиссия - это выздоровление.
В соответствии с Приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР № 704 от 12.09.1988 г. «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, больных наркоманией и токсикоманией - 5 лет.
Согласно заключению амбулаторной судебной психиатрической экспертизы, проведенной Брянской областной психиатрической больнице № 1 от 19.07.2017г., у Кондрашова И.С. обнаруживаются признаки <данные изъяты>, в настоящее время воздержание (ремиссия менее 3-х лет) (F 19.2 по МКБ - 10), на что указывает следующее: около 10 лет употреблял наркотические средства (марихуану), в 2010 г. употреблял внутривенно ацетилированный опий, в 2015г. курил «спайсы» и «соли», с 20.04.2016г. состоит на учете у врача – нарколога с диагнозом «<данные изъяты>» с апреля 2016г. до настоящего времени регулярно посещает врача – нарколога, что подтверждается данными медицинской документации. В связи с Постановлением правительства РФ № 1604 от 29.12.2014 г. «О перечне медицинских противопоказаний медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» п.7, выявленное психическое расстройство является медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Экспертное заключение суд признает достоверным и допустимым доказательством по делу, поскольку экспертиза выполнена экспертами, которые имеют соответствующую квалификацию и образование, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Выводы экспертов подробно мотивированы, последовательны, изложены достаточно полно и ясно с учетом поставленных в определении суда вопросов, не противоречат материалам дела, согласуются с другими доказательствами по делу.
Как установлено судом, видно из медицинской карты амбулаторного больного и следует из пояснений врача психиатра-нарколога ФИО11., у Кондрашова И.С. имеются медицинские противопоказания к управлению транспортным средством. 05.04.2016 года Кондрашов И.С. был поставлен на учет на основании медицинского заключения № 17 от 10.02.2016 года, полученного из Брянского областного наркологического диспансера, которым Кондрашову И.С. был установлен диагноз: <данные изъяты>. Рекромендации: «<данные изъяты>.
На учет у врача-нарколога Кондрашов И.С. был поставлен с его согласия, о чем свидетельствует его подпись, ремиссия менее 3-х лет.
При этом, диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица.
Правомерность установления указанного диагноза Кондрашовым И.С. не оспорена.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Кондрашов С.И. имеет водительское удостоверение серии №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, категории №, неоднократно привлекался к административной ответственности в 2016 году за правонарушения в области дорожного движения.
При таких обстоятельствах, деятельность Кондрашова И.С., как водителя автотранспортных средств, с имеющимися медицинскими противопоказаниями к указанному виду деятельности, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, в настоящее время Кондрашов И.С., состоящий на учете у врача нарколога с указанным выше диагнозом, не имеет права на управление транспортными средствами.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым административный иск удовлетворить, прекратить действие права Кондрашова И.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами. Обязать Кондрашова И.С. сдать в управление ГИБДД УВД по Брянской области водительское удостоверение серии №, выданное ДД.ММ.ГГГГ на право управления автотранспортными средствами.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
При подаче иска административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, с административного ответчика Кондрашова И.С. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. 00 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Карачевского района, удовлетворить.
Прекратить действие права Кондрашова Ивана Сергеевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами.
Обязать Кондрашова Ивана Сергеевича сдать в управление ГИБДД УВД по Брянской области водительское удостоверение серии №, выданное ДД.ММ.ГГГГ на право управления автотранспортными средствами.
Взыскать с Кондрашова И.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Карачевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: . Ю.А.Ковалев
Решение принято в окончательной форме 13.10.2017 года.