Решение по делу № 2-2933/2019 ~ М-2310/2019 от 24.06.2019

24RS0002-01-2019-003070-28

Дело № 2-2933 (2019)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2019 года                                                                                            г. Ачинск

           Ачинский городской суд Красноярского края,

в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,

с участием представителя истца Ачинского городского прокурора - помощника прокурора Чиркова Д.С.,

представителя ответчика МБОУ «Средняя школа №6» Березовой Т.А., действующей на основании приказа №3251-р от 18.109.2018 г. (л.д. 142),

представителя третьего лица Управления образования Администрации г. Ачинска Винниковой Н.М., действующей по доверенности от 16.07.2018 г., сроком на три года (л.д. 39),

при секретаре Слепуха Е.А.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №6» об обязании устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский городской прокурор района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя школа №6» с требованиями об обязании устранить нарушения. Требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о террористической защищенности учреждений образования на территории г. Ачинска, в ходе которой установлено, что школа имеет 1 категорию объекта, и недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности, не оборудовано автономной системой экстренного оповещения, не осуществляется охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны; не разработан план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ, территориальными органами Росгвардии по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; не обеспечен особый порядок доступа на объект (территорию); не разработаны организационно-распорядительные документы по особому порядку доступа на объект (территорию); потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории) не оборудованы системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории; контрольно-пропускные системы пункты и въезды на объект (территорию) не оборудованы телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания); въезды и выезды на объект (территорию) не оснащены воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотуманными устройствами. Имеющееся нарушение требований норм антитеррористического законодательства не позволяет обеспечить своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения.

Истец просит суд, возложить на МБОУ «Средняя школа №6» обязанности устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать образовательное учреждение автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны; оборудовать входы в помещения средствами контроля доступа; разработать план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; разработать организационно-распорядительные документы по особому порядку доступа на объект (территорию); оборудовать территорию на которой расположены элементы системы энергоснабжения системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии предмета потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории; оборудовать контрольно-пропускные пункты и въезды на объект (территорию) телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания); оборудовать въезды и выезды на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами. (л.д. 2-6).

Определением Ачинского городского суда от 23.07.2019 г. производство по делу прекращено в части исковых требований Ачинского городского прокурора об обязании МБОУ «Средняя школа №6» разработать план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; разработать организационно-распорядительные документы по особому порядку доступа на объект (территорию).

В судебном заседании помощник Ачинского городского прокурора Чиркова Д.С. исковые требования поддержал с учетом отказа от иска в части требований, настаивал на удовлетворении оставшихся исковых требований. Не возражал против предоставления срока один год для устранения выявленных нарушений.

Представитель ответчика – МБОУ «Средняя школа №6» Березова Т.А., действующей на основании приказа №3251-р от 18.109.2018 г. (л.д. 142), в судебном заседании по исковым требованиям с учетом отказа прокурора от части исковых требований не возражала, просила предоставить годичный срок для устранения нарушений, поскольку в текущем году в бюджет не заложены расходы на данные мероприятия.

Представитель третьего лица Управления образования Администрации г. Ачинска Винникова Н.М., действующая по доверенности от 16.07.2018 г., сроком на три года (л.д. 39), по исковым требованиям с учетом отказа прокурора от части исковых требований не возражала, указала на отсутствие денежных средства на выполнение указанных в иске мероприятий, в связи с чем просила предоставить разумный срок для устранения нарушений – 1 год. Аналогичная позиция изложена в письменном отзыве на иск (л.д. 113-115).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с п. п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ст. 5 федерального закона «О противодействии терроризму» Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Как указано в ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании п.1 ч.13 ст.30 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.

В соответствии с пунктом 4 настоящих требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов(территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В силу пункта 15 Требований, в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Согласно пункту 17 указанных требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях пропускного и внутри объектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершение террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).

При этом воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, в том числе, обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Согласно пункту 19 Требований выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается, в том числе, путем: поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий); сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников организаций, обеспечивающих охрану объектов (территорий), на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями и сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств; поддержания постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

В соответствии с пунктом 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода и осмотра потенциально опасных объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями; осуществления контроля состояния помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей; организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

Согласно подпункту «л» пункта 22 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

На основании подпунктов «а, б, в» пункта 23 Требований, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; б) оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией); в) разработка планов взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

Исходя из пункта 24 Требований в отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 22 и 23 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) обеспечение особого порядка доступа на объект (территорию); б) разработка организационно-распорядительных документов органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), по особому порядку доступа на объект (территорию); в) оборудование потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории; г) оборудование контрольно-пропускных пунктов и въездов на объект (территорию) телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания); д) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

Пункт 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного выше Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Как следует из материалов дела, учредителем МБОУ «Средняя школа №6» является муниципальное образование город Ачинск. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя образовательной организации- управление образования Администрации г. Ачинска (п.1.7 Устава МБОУ Средняя школа №6» (л.д. 13).

При проведении проверки Ачинской городской прокуратурой Красноярского края исполнения законодательства об антитеррористической защищенности учреждения образования, установлено, что в здании МБОУ «Средняя школа №6» отсутствуют: автономная система экстренного оповещения, охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны; план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ, территориальными органами Росгвардии по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; особый порядок доступа на объект (территорию); организационно-распорядительные документы по особому порядку доступа на объект (территорию); система охранного телевидения, обеспечивающая при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории; система видеонаблюдения контрольно-пропускных пунктов и въездов на объект (территорию) телевизионные системы, обеспечивающие круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания); ворота, обеспечивающие жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами на въезде и выезды на объект (территорию). Данные нарушения не позволяет обеспечить своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения. Это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение на безопасное нахождение в образовательном учреждении. В связи с чем, в образовательное учреждение внесено представление об устранении нарушений законодательства и недопустимости их в дальнейшем. В ответе на представление директор МБОУ «Средняя школа №6» сообщает, что нарушения не устранены, в связи с отсутствием денежных средств, так как при формировании бюджета на 2019 год на данные мероприятия бюджетных ассигнований не выделено (л.д. 7-8, 9).

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Материалами дела установлено, что 20 августа 2018 года учреждением утвержден паспорт безопасности образовательного учреждения.

В феврале 2019 года в Учреждении проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Средняя школа №6» и выявлены нарушения установленные прокуратурой (л.д. 10).

В ходе рассмотрения дела ответчиком разработаны план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ, территориальными органами Росгвардии по вопросам противодействия терроризму и экстремизму и организационно-распорядительные документы по особому порядку доступа на объект (территорию) – Положение об особом порядке доступа на объект (территорию) в МБОУ «Средняя школа №6» (л.д. 116-119, 120-130, 131-141).

Таким образом, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение факт нарушения МБОУ «Средняя школа №6» требований Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов территорий», при этом на момент рассмотрения дела все нарушения не устранены. Как следствие, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования законны и обоснованы, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить требования, возложив обязанность на МБОУ «Средняя школа №6» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать образовательное учреждение автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны; оборудовать входы в помещения средствами контроля доступа; оборудовать территорию на которой расположены элементы системы энергоснабжения системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии предмета потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории; оборудовать контрольно-пропускные пункты и въезды на объект (территорию) телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания); оборудовать въезды и выезды на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:

- оборудовать образовательное учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6» автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

- обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны;

- оборудовать входы в помещения средствами контроля доступа;

-оборудовать территорию на которой расположены элементы системы энергоснабжения системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии предмета потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории;

- оборудовать контрольно-пропускные пункты и въезды на объект (территорию) телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания);

- оборудовать въезды и выезды на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.

Судья                                                                           Дорофеева Н.А.

2-2933/2019 ~ М-2310/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ачинский городской прокурор
Ответчики
МБОУ "Средняя школа № 6"
Другие
Управление образования г. Ачинска
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Дорофеева Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
24.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2019Передача материалов судье
28.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2019Подготовка дела (собеседование)
08.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2019Судебное заседание
29.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее