Решение по делу № 2-211/2018 (2-2965/2017;) ~ М-2938/2017 от 14.11.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 января 2018 года

г.Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи

Лавренченко Т.А.,

при секретаре

Чайковской Н.С.,

с участием

Истицы

Скворцовой Т.А.,

представителя ответчика по доверенности

Склярова И.П.,

представителя третьего лица по доверенности

Ловянникова С.В.,

третьего лица

Мамровской Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Скворцовой Татьяны Алексеевны к Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным отказа во включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Скворцова Т.А. обратилась в суд с иском к Администрации Георгиевского городского округа СК и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, в котором просит: признать незаконным отказ во включении ее и членов ее семьи в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата; признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата, исходя из фактически занимаемой ею площади жилого помещения в размере 54,7 кв.м., и возложить на ответчиков обязанность включить ее в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Георгиевского района Ставропольского края, на получение государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании истица Скворцова Т.А. заявленные требования поддержала и в их обоснование пояснила, что на основании договора купли-продажи от 20 сентября 1985 года является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.116-118. Собственником другой 1/2 доли домовладения является Мамровская Е.А. Между ней и Мамровской Е.А. на протяжении длительного времени фактически сложился и существует порядок пользования домовладением, в соответствии с которым у каждой в пользовании находится часть дома с отдельным входом и отдельный земельный участок. В своей части дома она зарегистрирована и фактически проживает вместе со своим супругом Скворцовым Е.Ф.

В связи с тем, что жилой дом, расположенный по адресу: СК, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.116-118, в результате наводнения, произошедшего в мае 2017 года на территории Георгиевского района, был разрушен и признан непригодным для проживания, в июне 2017 года она обратилась в администрацию Георгиевского городского округа с письменным заявлением о включении ее с составом семьи - 1 человек (супруг Скворцов Е.Ф.) в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата (ГЖС), приложив все необходимые документы.

Письмом Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Георгиевского городского округа СК от 14 августа 2017 года ей было отказано во включении в список граждан на получение ГЖС со ссылкой на отсутствие фактически определенной (выделенной в натуре) площади утраченного жилья в праве общей долевой собственности.

Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку действующим законодательством, в частности, Постановлением Правительства РФ №561 от 07 июня 1995 года «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», такого основания к отказу во включении в список граждан на получение ГЖС не предусмотрено.

Кроме того, Скворцова Т.А. указала, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: СК, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.116-118, составляет 79,2 кв.м. За время ее проживания в домовладении она пристроила к принадлежащей ей части несколько комнат, в связи с чем, несмотря на то, что их с Мамровской Е.А. доли в праве общей долевой собственности являются равными – по 1/2 доли у каждой – фактически в ее владении и пользовании находятся обособленные жилые помещения общей площадью 54,7 кв.м. В фактическом пользовании Мамровской Е.А. находятся жилые помещения общей площадью 24,5 кв.м. Указанный порядок пользования домом сложился с 1991 года, однако Мамровская Е.А. в добровольном внесудебном порядке заключить соглашение о разделе домовладения в натуре отказалась. Вместе с тем, считает, что отказ Мамровской Е.А. от раздела дома в натуре не должен влиять на ее право на получение государственного жилищного сертификата исходя из фактически занимаемой площади утраченного жилого помещения.

В связи с изложенным, учитывая, что на момент затопления дома она и член ее семьи – супруг Скворцов Е.Ф. были зарегистрированы и фактически проживали в нем, иного жилья они не имеют, просит заявленные ею требования удовлетворить, признать отказ во включении ее семьи в списки граждан на получение ГЖС незаконным; признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в составе семьи из двух человек, исходя из фактически занимаемой ими площади жилого помещения – 54,7 кв.м., и включить ее в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Георгиевского района Ставропольского края, на получение государственного жилищного сертификата.

Полномочный представитель ответчика – администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края – Скляров И.П., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения исковых требований Скворцовой Т.А. в части признания незаконным отказа Администрации во включении в списки граждан, имеющих право на получение ГЖС, и признания за истицей права на включение в соответствующие списки. Требование Скворцовой Т.А. о признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата, исходя из фактически занимаемой площади жилого помещения – 54,7 кв.м., считал не подлежащим удовлетворению в части площади утраченного жилого помещения, поскольку истица является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности, что, учитывая общую площадь дома – 79,2 кв.м., свидетельствует о том, что на ее 1/2 долю приходится 39,6 кв.м. (79,2 : 2) общей площади жилого помещения.

Представитель третьего лица – Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края - Ловянников С.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований Скворцовой Т.А., просил ей в иске отказать в связи с отсутствием правовых оснований для включения истицы и члена ее семьи в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС.

Третье лицо Мамровская Е.А. в разрешении по существу исковых требований Скворцовой Т.А. полагалась на усмотрении суда.

Ответчик – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В адресованном суду письменном отзыве на иск МЖКХ СК возражало против удовлетворения исковых требований Скворцовой Т.А., ссылаясь на то, что в соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26 мая 2017 года №1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края, признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В силу ч.2 ст.18 ФЗ №68-ФЗ, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.

Порядок выпуска и погашения государственных ГЖС, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, установлен Постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года №982. Согласно указанному Порядку, выдача бланков сертификатов органу государственной власти субъекта осуществляется Министерством финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного МЧС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, на получение государственного жилищного сертификата.

Указанный список формируется органом местного самоуправления по установленной форме на основании заявлений граждан, чьи жилые помещения были утрачены в результате ЧС и утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошла ЧС, после чего направляется в МЧС России, которое после согласования направляет его в Министерство финансов РФ для осуществления последующего погашения сертификатов.

Согласно Методическим рекомендациям по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03 октября 2014 года за № 2-4-87-24-7, на каждый жилой дом формируется и передается в Минстрой России отдельный комплект документов, который согласовывается Минстроем с вынесением письменного заключения и вместе с этим заключением предоставляется в МЧС России.

Таким образом, исходя из буквального толкования правовых норм, регулирующих вопросы выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам, лишившимся жилья в результате ЧС, право на получение ГЖС возникает у гражданина при утрате жилого помещения, а не доли в праве общей долевой собственности. В свою очередь, площадь утраченного жилого помещения устанавливается на основании правоустанавливающих документов. Возможность определения площади доли в жилом помещении расчетным методом действующим законодательством не предусмотрена.

Третье лицо - Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по СК - ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменных возражениях на иск УФК по СК в разрешении исковых требований Скворцовой Т.А. полагалось на усмотрение суда и указало, что правовую оценку соответствия истицы критериям, позволяющей ей быть включенной в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, УФК по СК давать не уполномочено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:

Как установлено в судебном заседании, истица Скворцова Т.А. на основании договора купли-продажи от 20 сентября 1985 года, удостоверенного Подгорненской сельской администрацией Георгиевского района Ставропольского края 20 сентября 1985 года и зарегистрированного в реестре за №29, является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.116-118.

Собственником другой 1/2 доли домовладения на основании договора купли-продажи от 23 октября 1991 года, удостоверенного Подгорненской сельской администрацией Георгиевского района Ставропольского края 23 октября 1991 года и зарегистрированного в реестре за №115, является Мамровская Е.А.

Скворцова Т.А. и Мамровская Е.А. членами одной семьи не являются, совместное хозяйство не ведут, между их семьями на протяжении длительного времени фактически сложился и существовал определенный порядок пользования домовладением, в соответствии с которым у каждой в пользовании находится часть дома с отдельным входом и отдельный земельный участок.

В мае 2017 года в Ставропольском крае в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и, как следствие, подтопления территории Георгиевского района СК, сложилась обстановка, которая протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26 мая 2017 года №1 была признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.

В результате паводка произошло подтопление жилых домов, в том числе жилого дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.116-118.

06 июня 2017 года Скворцова Т.А. обратилась в Администрацию Георгиевского городского округа СК с заявлением о признании жилого дома, расположенного по адресу: СК, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.116-118, непригодным для проживания и включении ее и члена ее семьи – супруга Скворцова Е.Ф. в список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации.

30 июня 2017 года межведомственная комиссия, назначенная Постановлением администрации г.Георгиевска СК №1288 от 13 сентября 2016 года провела обследование жилого дома, расположенного по адресу: СК, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.116-118, в результате которого было принято решение признать указанное жилое помещение непригодным для проживания. Согласно заключению №321 от 30 июня 2017 года, основанием к принятию такого решения явилось наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления территории Ставропольского края в мае 2017 года, приведших к разрушению отдельных ограждающих и несущих конструкций и снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Несмотря на это письмом Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Георгиевского городского округа СК №772 от 14 августа 2017 года Скворцовой Т.А. отказано во включении в список граждан на получение жилищного сертификата по причине отсутствия фактически определенной (выделенной в натуре) площади утраченного жилья.

Не соглашаясь с данным отказом, Скворцова Т.А. обратилась в суд с настоящим иском, разрешая который суд приходит к следующему:

Преамбулой к Федеральному закону РФ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст.1 ФЗ №68-ФЗ, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии со ст.18 ФЗ №68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 07 июня 1995 года №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

В силу п.2 Постановления №561, государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:

постоянное проживание в утраченном жилом помещении;

регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.

Порядок выпуска и погашения государственных ГЖС, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, установлен Постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года №982. Согласно указанному Порядку, выдача бланков сертификатов органу государственной власти субъекта осуществляется Министерством финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного МЧС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, на получение государственного жилищного сертификата.

Указанный список формируется органом местного самоуправления по установленной форме на основании заявлений граждан, чьи жилые помещения были утрачены в результате ЧС и утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошла ЧС, после чего направляется в МЧС России, которое после согласования направляет его в Министерство финансов РФ для осуществления последующего погашения сертификатов.

Как следует из домовой книги для прописки граждан, проживающих в домовладении по ул.Пролетарская, д.116, в ст.Подгорной, истица Скворцова Т.А. и ее супруг Скворцов Е.Ф. зарегистрированы по данному адресу с 1983 года и 1979 года, соответственно.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости №00-00-4001/5382/2017-5674 от 28 июня 2017 года, в собственности Скворцовой Т.А. иного жилого помещения, кроме 1/2 доли домовладения, расположенного по адресу: СК, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.116-118, утраченного в результате ЧС, не имеется. Указанная выписка содержит сведения Единого государственного реестра недвижимости о правах на объекты недвижимости, расположенные на территории Российской Федерации.

Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №00-00-4001/5382/2017-6116 от 29 июня 2017 подтвержден факт отсутствия зарегистрированных на территории Российской Федерации прав на объекты недвижимости на имя супруга истицы Скворцова Е.Ф.

Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009-2014 годах, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 октября 2015 года, разрешая споры о признании права на получение государственного жилищного сертификата, суду надлежит исходить из того, что право на его получение и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:

- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;

- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;

- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.

Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.

Каких-либо иных условий, в том числе условия о реальном разделе домовладения, находящегося в долевой собственности, (выдела доли в натуре) на момент ЧС действующим законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по количеству членов семьи, и принимая во внимание, что на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Ставропольского края, Скворцова Т.А. и член ее семьи – супруг Скворцов Е.Ф. были зарегистрированы по месту жительства и фактически проживали в утраченном жилом помещении, расположенном по адресу: СК, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.116-118, иного жилого помещения для проживания они не имеют и представленные ими в уполномоченный орган документы позволяют однозначно определить предельную общую площадь утраченного жилого помещения, приходящуюся на долю Скворцовой Т. А., суд приходит к выводу о том, что отказ во включении истицы в список граждан, имеющих право на получение ГЖС, в связи с утратой жилого помещения в результате ЧС, со ссылкой на отсутствие реально выделенной в счет доли в праве общей долевой собственности на домовладение и фактически определенной площади утраченного жилья, является незаконным и необоснованным, а истица Скворцова Т.А. подлежит включению в указанный список с составом семьи 1 человек – супруг Скворцов Е.Ф.

Вместе с тем, разрешая требование Скворцовой Т.А. о признании права на получение ГЖС, исходя из реально занимаемой ею площади жилого помещения – 54,7 кв.м., суд приходит к следующему:

В силу ст.244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Согласно ст.245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.

Участник долевой собственности, осуществивший за свой счет с соблюдением установленного порядка использования общего имущества неотделимые улучшения этого имущества, имеет право на соответствующее увеличение своей доли в праве на общее имущество.

В соответствии с ч.1 ст.247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как ранее установлено судом, истица Скворцова Т.А. и третье лицо Мамровская Е.А. являются собственниками спорного домовладения в 1/2 доле каждая. Право общей долевой собственности каждой зарегистрировано в установленном порядке, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесены соответствующей регистрационные записи.

Присутствуя в судебном заседании, истица Скворцова Т.А. пояснила, что с момента приобретения своей доли домовладения она произвела пристройку к нему дополнительных помещений, в результате чего общая площадь дома была увеличена практически вдвое, а потому государственный жилищный сертификат в связи с утратой спорного жилого помещения должен быть выдан исходя из реально занимаемой ею площади дома.

Из технического паспорта жилого дома от 26 марта 2008 года, представленного истицей в обоснование изложенных выше доводов, следует, что общая площадь жилого дома литер А, расположенного по адресу: СК, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.116-118, составляет 79,2 кв.м. Согласно ситуационному и поэтажному плану, имеющихся в составе технического паспорта, к жилому дому литер А примыкают две пристройки литер А1 и литер А2, при этом в раздел «Состав объекта» технического паспорта пристройки внесены отдельной строкой и сведений о том, что площадь всего дома указана с учетом размеров данных пристроек, не имеется.

Согласно справке ГУП СК «Ставкрайимущество» от 04 июля 2017 года, жилой дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.116-118, имеет два обособленных выхода и расположен на двух земельных участках: обособленные помещения 4-5 (номера на поэтажном плане) общей площадью 24,1 кв.м. расположены на земельном участке по адресу: СК, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.118, а обособленные помещения №1-3, 6-8 (номера на поэтажном плане) общей площадью 54,7 кв.м. расположены на земельном участке по адресу: СК, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.116.

Вместе с тем, из представленных истицей и имеющихся в материалах дела документов не следует, что именно истицей Скворцовой Т.А., с ведома и согласия сособственника Мамровской Е.А., произведены какие-либо работы, повлекшие за собой увеличение общей площади домовладения по ул.Пролетарская, д.116-118, в ст.Подгорной, а также правомерность этих работ, в частности, не представлено доказательств того, что имелось разрешение на реконструкцию дома либо на пристройку к нему дополнительных помещений, разработанный и согласованный в установленном законом порядке проект реконструкции, а также что ее результат был надлежащим образом введен в эксплуатацию и зарегистрирован истицей.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

В силу ч.3 ст.252 ГК РФ, при недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики №4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года, из содержания положений ст.252 ГК РФ следует, что участникам долевой собственности принадлежит право путем достижения соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них произвести между собой раздел общего имущества или выдел доли, а в случае недостижения такого соглашения – обратиться в суд за разрешением возникшего спора.

Между тем, сведений о том, что участники долевой собственности – Скворцова Т.А. и Мамровская Е.А. на момент чрезвычайной ситуации достигли соглашения о перераспределении долей и их выделе, либо в судебном порядке разрешили данный вопрос, в материалах дела не имеется. Более того, право долевой собственности на жилое помещение в равных долях было зарегистрировано Скворцовой Т.А. и Мамровской Е.А. летом 2017 года, то есть уже после наводнения, по обоюдному согласию.

Таким образом, оценив и проанализировав представленные истицей доказательства и установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи с учетом положений закона, суд приходит к выводу о том, что оснований для увеличения общей площади жилого помещения, приходящейся на долю Скворцовой Т.А. (1/2) в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.116-118, не имеется, в связи с чем у истицы Скворцовой Т.А. возникло право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой спорного жилого помещения, исходя из площади утраченного жилого помещения равной 39,6 кв.м. (79,2 кв.м./2).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Скворцовой Татьяны Алексеевны к Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании отказа во включении в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата – удовлетворить частично.

Признать отказ Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края во включении Скворцовой Татьяны Алексеевны в список граждан на получение государственного жилищного сертификата незаконным.

Признать за Скворцовой Татьяной Алексеевной право на получение государственного жилищного сертификата, исходя из количества членов семьи, но не более площади утраченного жилого помещения, приходящейся на принадлежащую ей 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 79,2 кв.м., расположенный по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст.Подгорная, ул.Пролетарская, д.116-118.

Включить Скворцову Татьяну Алексеевну 16 января 1963 года рождения в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления территории Георгиевского городского округа Ставропольского края в мае 2017 года, и имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, с составом семьи 1 человек – супруг Скворцов Евгений Федорович 02 декабря 1952 года рождения.

В удовлетворении требования о признании права на получение государственного жилищного сертификата, исходя из реально занимаемой площади жилого помещения – 54,7 кв.м., Скворцовой Татьяне Алексеевне отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

(Мотивированное решение изготовлено 22 января 2018 года.)

Судья Лавренченко Т.А.

2-211/2018 (2-2965/2017;) ~ М-2938/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Скворцова Татьяна Алексеевна
Ответчики
Управление ЖКХ
Администрация Георгиевского городского округа
Суд
Георгиевский городской суд
Судья
Лавренченко Татьяна Алексеевна
14.11.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2017[И] Передача материалов судье
16.11.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2017[И] Подготовка дела (собеседование)
28.12.2017[И] Подготовка дела (собеседование)
28.12.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2018[И] Судебное заседание
19.01.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2018[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее