Дело 2-196/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2015 г.
Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Колесников А.А.,
с участием заместителя прокурора г. Алапаевска Мелкозеровой Т.В.,
при секретаре Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Шаньгиной О. В., Масловской Г. Н., Шумайловой Н. А., Музафарова Д. Ф. к Администрации муниципального образования "Город Алапаевск" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
установил:
Алапаевский городской прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, Шаньгиной О.В., Масловской Г.Н., Шумайловой Н.А., Музафарова Д.Ф. к Администрации муниципального образования "Город Алапаевск" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Прокурор просит признать бездействие Администрации МО "Город Алапаевск" незаконным выразившееся: в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого фонда по адресу: <адрес>; в необращении с заявлением в межведомственную комиссию для признания указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу; в неорганизации проведения дополнительного обследования дома специализированной организацией.
Алапаевский городской прокурор просит обязать Администрацию МО "Город Алапаевск" в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу инициировать процедуру для признания данного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, подготовить документы на межведомственную комиссию по признанию жилых помещений пригодным (непригодным) для проживания граждан на территории МО "Город Алапаевск" и рассмотрения на ее заседании вопроса о признании дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование иска указано, что в Алапаевскую городскую прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление Шаньгиной О.В. по факту нарушения ее прав при решении вопроса о признании дома <адрес> непригодным для проживания.
Алапаевской городской прокуратурой по указанным в заявлении фактам проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.
Жители дома <адрес>, в том числе и Шаньгина О.В., обращались неоднократно в течение 2012 - 2014 годов в администрацию МО "Город Алапаевск" с заявлениями о признании данного дома пригодным для проживания и проведения обследования дома на предмет признания его непригодным для проживания. В проведении обследования дома и признании его непригодным для проживания было фактически отказано.
В судебном заседании заместитель Алапаевского городского прокурора Мелкозерова Т.В. поддержала исковые требования по заявленным основаниям.
Шаньгина О.В. и Масловская Г.Н., а также третьи лица - члены семей граждан, в отношении которых Алапаевский городской прокурор обратился с иском: Масловский Р.В., Шумайлов Н.Н., Егошин А.В. поддержали требования прокурора. В судебное заседание Шумайлова Н.А. и Музафаров Д.Ф. не прибыли, были извещены о рассмотрении дела надлежащим образом. Судом определено рассмотреть дело без их участия, так как сведения о причинах неявки не представлены.
Представитель Администрация муниципального образования "Город Алапаевск" Вихарева В.Л. иск не признала и пояснила, что обращаться о признании жилого помещения пригодным для проживания должен собственник. Жильцы дома не представили документов о принадлежности жилых помещений и других документов, необходимых для рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о пригодности дома для проживания. Администрация муниципального образования "Город Алапаевск" не будет возражать против обследования дома, если в этом будут участвовать и другие жильцы. Одна из квартир в доме находится в собственности Музафарова Д.Ф. Он должен участвовать в софинансировании расходов на проведение обследования дома специализированной организацией. Представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать, так как доказательств обращения граждан-жильцов данного дома в межведомственную комиссию не представлено.
Суд, исследовав доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в частности, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; права на благоприятную окружающую среду.
Алапаевский городской прокурор обратился с иском в интересах Музафарова Д.Ф., который не имеет права на жилище в государственном или муниципальном жилищных фондах, так как является собственником квартиры <адрес>. Данная квартира находится в его частной собственности. Основания, по которым сам Музафаров Д.Ф. не может обратиться в суд с иском не доказаны. Иск Алапаевского городского прокурора в его интересах заявлен без законных оснований.
Основанием для обращения в суд в интересах Шаньгиной О.В. и других жителей дома (кроме Музафарова Д.Ф. и членов его семьи) явилось обращение граждан о защите нарушенного права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Прокурор также обратился в интересах неопределенного круга лиц, поскольку состояние данного жилого дома является опасным и создает угрозу жизни и здоровью не только проживающих в нем лиц, но и иных граждан, которые могут оказаться в момент его разрушения или иного повреждения как непосредственно в указанном доме, так и вблизи него.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.16 Федерального Закона Российской Федерации от 06 октября 2003 г. N.131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с п.6 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Согласно п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N.47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение N.47).
Согласно п.7 Положения N.47 решение указанных вопросов возложено на межведомственную комиссию, создаваемую в этих целях органом местного самоуправления, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в названном Положении требованиям.
Согласно п.42 Положения N.47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Аналогичные требования к порядку рассмотрения заявлений о признании жилого помещения непригодным установлены и в Положении о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан на территории Муниципального образования "Город Алапаевск", утвержденным постановлением Главы Администрации N.1433 от 16 ноября 2007 г.
Согласно Акта обследования помещения от 30 ноября 2011 г. N.26 межведомственной комиссией проведено обследование указанного дома, в ходе которого установлено, что стены бревенчатые имеют моральный и физический износ, в некоторых местах несущая способность стен утрачена, стыки между бревен требуют срочного ремонта, утеплитель выкрошился, стены дома промерзают, в подъезде отваливается кусками штукатурка, деревянные полы изношены, электропроводка ветхая, потерявшая защитные свойства изоляции. Дом был признан не отвечающим требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. Заключение комиссии о признании дома пригодным или непригодным для проживания не дано.
До настоящего времени вопрос о признании дома N<адрес> пригодным или непригодным для проживания на заседании межведомственной комиссии МО "Город Алапаевск" не рассматривался.
Согласно справке Алапаевского филиала СОГУП "Областной государственный центр инвентаризации и регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N.1635 по данным обследования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> имеет общий процент физического износа <данные изъяты> Год постройки дома ДД.ММ.ГГГГ Материал стен - бревна.
В ходе проведения проверки по обращению Шаньгиной О.В. и других жителей дома Алапаевской городской прокуратурой совместно со специалистом Управления Госжилинспекции ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование данного дома. В ходе обследования также установлены многочисленные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила и Нормы), в том числе установлено отсутствие фундамента дома, наличие крена левого угла дома, выпучивание бревен, отклонение от вертикали, неудовлетворительное состояние электрической проводки и другое.
Проживающие в доме граждане неоднократно письменно обращались к должностным лицам Администрации муниципального образования "Город АлапаевскДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. для проведения обследования дома, предоставления копии акта технического обследования дома, планировании в бюджете средств на обследование дома и получали ответы: от Заместителя Главы Муниципального образования, от уполномоченного собственником по управлению муниципальным жилищным фондом Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" (его директора) ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ - о принятии решения по проведению капитального ремонта по результатам заключения межведомственной комиссии; ДД.ММ.ГГГГ - о необходимости предусмотреть в местном бюджете денежные средства для обследования специализированной организацией; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ - о необходимости представления пакета документов для рассмотрения вопроса о пригодности жилого дома для проживания.
Согласно п.4 ч.1 ст.38 Устава Муниципального образования "Город Алапаевск", утвержденного решением Думы МО "Город Алапаевск" от ДД.ММ.ГГГГ N.43, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании "Город Алапаевск" и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесено к компетенции администрации МО "Город Алапаевск".
По смыслу п.42 Положения N.47 основанием для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещения установленным требованиям является либо заявление собственника помещения (в данном случае - Администрации муниципального образования), либо заявление гражданина (нанимателя), либо заключение органов государственного контроля и надзора.
Согласно выписке из Реестра муниципальной собственности МО "Город Алапаевск" на ДД.ММ.ГГГГ собственником пяти квартир из шести в жилом доме по <адрес> является муниципальное образование "Город Алапаевск".
Администрация МО "Город Алапаевск" обязана обеспечивать сохранность жилых помещений, контролировать и обеспечивать их пригодность для проживания, создавать условия для осуществления прав нанимателей на жилище соответствующее требованиям жилищного законодательства. Как собственник муниципальных жилых помещений, Администрация входит в число лиц, предусмотренных п.42 Положения N.47, по заявлениям которых межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирный дом аварийным.
В нарушение указанных требований Жилищного Кодекса Российской Федерации, Положения N.47 Администрация МО "Город Алапаевск", несмотря на неоднократные обращения жителей дома, оценку соответствия жилого дома установленным требованиям до настоящего времени не провела, с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию не обратилась.
Такое бездействие со стороны Администрации МО "Город Алапаевск" следует признать незаконным, поскольку установлено, что состояние дома неудовлетворительное, проживание в нем является опасным. Непринятие своевременных мер к устранению нарушений закона и бездействия со стороны Администрации как уполномоченного органа собственника большинства квартир в доме может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций дома или его части, создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан и неопределенного круга лиц (других жителей города).
Бездействие Администрации МО "Город Алапаевск" является незаконным, поскольку нарушает предусмотренные действующим жилищным законодательством права жителей на достойные и безопасные условия проживания.
Требование от межведомственной комиссии признать дом аварийным и подлежащим сносу преждевременное и не подтверждено допустимыми доказательствами по делу. До вывода специализированной комиссии невозможно утверждать о том, что дом: аварийный, ветхий и подлежит сносу, требует ремонта, может ли использоваться для проживания без ремонта. Но без назначения обследования поставить перед такой комиссией вопросы и разрешить их невозможно. Это является обязанностью Администрации МО как собственника пяти из шести квартир в доме, а также как органа, уполномоченного решать вопросы местного значения по обращениям граждан, проживающих в доме (нанимателей), так и самостоятельно без обращения с учетом нормативного времени эксплуатации дома и обследования на предмет пригодности для проживания.
Следует признать незаконным бездействие Администрации МО "Город Алапаевск": в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого дома; в необращении с заявлением в межведомственную комиссию для признания жилого дома пригодным для проживания, требующим ремонта, аварийным или подлежащим сносу; в уклонении от проведения дополнительного обследования дома специализированной организацией.
Необходимо возложить на ответчика обязанности: инициировать процедуру для решения вопроса о признания жилого дома пригодным для проживания, аварийным или подлежащим сносу; подготовить и передать документы в межведомственную комиссию для рассмотрения на ее заседании вопроса об этом.
В силу п.п.9, 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор и органы местного самоуправления освобожены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Руководствуясь ст.ст. 195, 198 Гражданского Процессуального кодекс Российской Федерации, суд
решил:
Удовлетворить иск Алапаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Шаньгиной О. В., Масловской Г. Н., Шумайловой Н. А. к Администрации муниципального образования "Город Алапаевск" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
По требованию Алапаевского городского прокурора в интересах Музафарова Д. Ф. отказать.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Город Алапаевск":
в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого дома <адрес>,
в необращении с заявлением в межведомственную комиссию для признания жилого дома <адрес> пригодным для проживания, требующим ремонта, аварийным или подлежащим сносу,
в уклонении от проведения дополнительного обследования дома <адрес> специализированной организацией.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Алапаевск" в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу:
инициировать процедуру для решения вопроса о признания жилого дома <адрес> пригодным для проживания, аварийным или подлежащим сносу,
подготовить и передать документы в межведомственную комиссию для рассмотрения на ее заседании вопроса о признании жилого дома <адрес> пригодным либо непригодным для проживания, аварийным или подлежащим сносу.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской федеральный суд.
В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.
В случае обжалования решения в апелляционном порядке информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет по адресу: http://www.ekboblsud.ru.
Судья Алапаевского суда.