ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-287/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 5 декабря 2019 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу Арцибашева Антона Игоревича на вступившие в законную силу постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 марта 2019 г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 5 июня 2019 г., вынесенные в отношении Арцибашева Антона Игоревича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 марта 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Алтайского краевого суда от 5 июня 2019 г., Арцибашев А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе Арцибашев А.И. просит судебные акты отменить как незаконные, ссылаясь на то, что проведение одиночного пикета, не требует подачи соответствующего уведомления; суд не принял мер к выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»:
публичное мероприятие это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;
пикетированием признается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
В силу ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
Из материалов дела следует, что Арцибашев А.И., в нарушение п. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», п. 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 г. № 76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края», организовал и провел 16 января 2019 г. в период с 12 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин. в г. Барнауле совместно с другими гражданами, в общественном транспорте (маршрутном автобусе № 20 и троллейбусе № 6), несколько актов пикетирования, объединенных единым замыслом - «Против повышения платы за проезд», с использованием средств наглядной агитации, с предварительным размещением в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обращения о проведении указанного публичного мероприятия, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, сообщением МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула, рапортами должностных лиц, протоколом осмотра помещений, территорий, фото- и видеоматериалами, скриншотами, объяснениями ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, сообщением администрации г. Барнаула от 4 февраля 2019 г. № 104/отв-20, иными материалами дела.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к верному выводу о виновности Арцибашева А.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Жалоба на постановление судьей краевого суда рассмотрена в соответствии с требованиями закона.
Доводы жалобы являются необоснованными.
Факт имевшего место события административного правонарушения и виновность Арцибашева А.И., подтверждаются совокупностью перечисленных выше доказательств, получивших при рассмотрении дела надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Действия Арцибашева А.И. квалифицированы по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.
Доводы жалобы о том, что уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требовалось, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что Арцибашевым А.И. организовано и проведено, совместно с другими лицами, несколько пикетов, объединенных единой целью и общей организацией, с единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, их участники использовали идентичные наглядные средства агитации и выдвигали общие требования.
Каких-либо данных, указывающих на возможность случайного совпадения действий участников одиночных пикетирований, из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае проведение несколькими лицами одиночных пикетов представляет собой одно публичное мероприятие, предусматривающее необходимость подачи соответствующего уведомления.
Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, административное наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 марта 2019 г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 5 июня 2019 г., вынесенные в отношении Арцибашева Антона Игоревича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Арцибашева А.И. – без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов