Дело № 2-68/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2016 года г. Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28 «б»
Ачинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Попова А.В.,
с участием истцов Золотаревой Л.В., Золотарева В.В.,
при секретаре Малыгиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотаревой №, Золотарева № к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, Администрации Ачинского района Красноярского края, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании проживающими на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Золотарева Л.В., Золотарев В.В. обратились в суд с исковым заявлением к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Администрации Ачинского района Красноярского края, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании проживающими на условиях социального найма, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Ачинский район, д.№, ул.№, д.№ кв.№, мотивируя тем, что в связи с трудовыми отношениями с Войсковой частью 74008 Золотаревой Л.В. и ее семьи на основании протокола №№ от 13.07.1981 г. было предоставлено указанное жилое помещение, в котором зарегистрированы истцы. 23.03.2006 г. заключен договор найма жилого помещения. Истцы проживают в квартире, несут бремя содержания, оплачивают коммунальные услуги, т.е. проживают на условиях социального найма. Спорное жилое помещение в реестре муниципальной собственности Ачинского района и Ключинского сельсовета Ачинского района не значится, сведения о зарегистрированных правах на квартиру отсутствуют. Истцы лишены права возможности воспользоваться своим правом на приобретение жилья в собственность в порядке приватизации, гарантированном государством (л.д.3).
Определениями суда от 24 ноября 2015 года, 25 декабря 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, в качестве третьих лиц – войсковая часть 58661, Золотарев В.Н., Золотарев О.В. (л.д.1,64).
Истцы Золотарева Л.В., Золотарев В.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в судебном заседании. Золотарева Л.В. дополнительно пояснила, что в квартире с 1982 года проживал её бывший супруг Золотарев В.Н., брак с которым расторгнут в 2007 году, сам он выехал из квартиры на постоянной место жительства в г. Назарово в 1998 году, а также старший сын № О.В., который выехал из квартиры в 2006 году по месту службы в Приморский край, в настоящее время вернулся в д. Каменка, проживает в собственной квартире. В настоящее время в спорном жилом помещении проживает она и младший сын Золотарев В.В., который проживает в квартире с рождения, с 1995 года состоит на регистрационном учете, они несут расходы по содержанию квартиры, оплачивают коммунальные услуги.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д.69), просил рассмотреть дело свое отсутствие (л.д.74), в ранее представленном отзыве по исковым требованиям возражал, мотивируя тем, что в соответствии со ст.4 Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации служебные жилые помещения. Решения о предоставлении Золотаревой Л.В. спорного жилого помещения на условиях договора социального найма не принималось. Квартира предоставлялась истцу во временное пользование на период исполнения должностных обязанностей. Договор найма служебной квартиры, на основании которого жилое помещение было предоставлено истцам в установленном порядке, не оспорен и недействительным не признан. Таким образом, истцы проживают в жилом помещении на условиях договора найма служебного жилого помещения. Жилые помещение жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны РФ, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил РФ, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ. Таким образом, у истцов отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации (л.д.43-44).
Представитель ответчика Администрации Ачинского района Красноярского края, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д.68), в суд не явился, согласно письменному отзыву представитель Сорокина Н.Ю.по исковым требованиям не возражает при установлении в судебном порядке факта проживания истца в спорной квартире на условиях социального найма, указав, что сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных отсутствуют в реестре служебных помещений, и до настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д.Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передан. Полагает, что спорное жилое помещение относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.36-37).
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края в суд не явился, извещался надлежащим образом (л.д.68), в представленном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.76).
Представители ответчиков Министерства обороны РФ и Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.70,72,78), отзыв на исковое заявление либо ходатайства не представили.
Третьи лица Золотарев В.Н., Золотарев О.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, по заявленным требованиям не возражают, на участие в приватизации спорного жилого помещения не претендуют (л.д.79,80).
Представители третьих лиц Войсковой части №58661 и ТУ Росимущества в Забайкальском крае в судебное заседание также не явились, извещены надлежащим образом (л.д.71,77), отзыв на исковое заявление не представили, ходатайств не заявили.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
В силу ст. 10 указанного Кодекса граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
В силу положений ст.ст. 101, 106 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которым ему было предоставлено это помещение.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Министерство обороны осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года №752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, и в указанном Перечне значился военный городок №13, расположенный в д. Каменка Ачинского района Красноярского края.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года №1779-р закрытый военный городок №№, расположенный в д.№ Ачинского района Красноярского края, в котором расположена спорная квартира, исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации, в том числе, жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
Из материалов дела следует, что истец Золотарева Л.В. в период с 18.07.1979 по 10.11.2010 состояла в трудовых отношениях с Войсковой частью 74008, работала в должности аппаратчика химводоотчистки, старшим лаборантом, сменным инженером котельной, кладовщиком, начальником смены теплохозяйственной котельной, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д.10-12).
13 июля 1981 года на основании совместного решения жилищной комиссии войсковой части и местного комитета профсоюза Золотаревой Л.В. с учетом членов семьи была предоставлена квартира по адресу: д.№, ул. №, д.№, кв.№ (л.д.13,58-59).
С 1981 года Золотарева Л.В., ее муж Золотарев В.Н. и их сын № О.В. 1974 года рождения проживали в указанном жилом помещении. После прекращения фактических брачных отношений в 1998 году Золотарев В.Н. выехал из квартиры на другое постоянное место жительства, при этом на регистрационном учете не состоял, участвовать в приватизации в настоящее время не намерен. Сын Золотарева О.В. в 2006 году также выехал на другое место жительства, снялся с регистрационного учета 20.03.2016 (л.д.87), участвовать в приватизации не намерен.
В настоящее время в жилом помещении по адресу: Ачинский р-он, д. №, ул. №, д.№ кв№ проживает Золотарева Л.В. и ее сын Золотарев В.В. 1994 года рождения, имеют регистрацию по месту жительства (л.д.86), производят оплату за жилое помещение.
23 марта 2006 года Красноярской КЭЧ с Золотаревой Л.В. на спорную квартиру был заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного фонда РФ № 14 (л.д.84-85).
Из справки филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю следует, что истцы Золотарева Л.В., Золотарев В.В. право на приватизацию жилого помещения не использовали (л.д.23,24).
Согласно представленному отзыву Администрация Ачинского района собственником квартиры, расположенной по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д.№, ул.№, д.№, кв.№, не является (л.д.37), в реестре муниципальной собственности г.Ачинска указанная квартира не числится (л.д.27).
Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по адресу: Ачинский район, д.№, ул.№, д.№, кв.№ отсутствуют (л.д.26).
В соответствии со справкой ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю сведения о зарегистрированных правах на спорную квартиру отсутствуют также в базе данных ГУ КГЦТИ и ОЗСС по состоянию на 03.03.1999 (л.д.57).
Доводы представителя ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о том, что истцы проживают в служебном жилом помещении не нашли своего подтверждения, поскольку доказательств о включении спорной квартиры в число служебных в установленном законом порядке, ответчиками в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ (действующей с 01 марта 2005 года) служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Их правовое положение регулируется нормами гл. 9 Жилые помещения специализированного жилищного фонда Жилищного кодекса РФ. Как указано в ч. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда осуществляются на основании решения органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, согласно которым, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления заявление и документы, перечень которых содержится в п.13 Правил. Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов.
Орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Исходя из приведенных положений закона, на жилые помещения распространяется режим служебного жилого помещения при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
Ранее действующий Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. №285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в Приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота. В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей. Указанным Приказом, предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Поскольку до 2003 года д. Каменка именовалась военным городском Ачинск-13, который входил в состав муниципального образования г.Ачинск, и соответственно до указанного времени жилые помещения, расположенные в домах д. Каменка ул. Лесная включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено ответом КУМИ Администрации г.Ачинска (л.д.41). После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается Администрацией Ачинского района в своем отзыве (л.д.36).
В материалы дела не представлено доказательств в подтверждение того, что занимаемая истцами спорная квартира решением органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, была включена в состав специализированного жилищного фонда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорная квартира была предоставлена истцу Золотаревой Л.В. с учетом членов ее семьи в установленном законом порядке как работнику воинской части из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
Поскольку доказательств о наличии статуса служебного жилого помещения в материалах дела не имеется, суд приходит к выводу, что истцы проживают в спорном жилом помещении на условиях социального найма и имеют право на её приватизацию.
Учитывая, что в настоящее время истцы не имеют возможности в установленном законом порядке реализовать свое право на приватизацию, поскольку Министерством обороны РФ порядок передачи жилых помещений гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
Принимая во внимание, что истцы по независящим от них причинам не могут реализовать свое право по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать Золотареву №, Золотарева № проживающими в жилом помещении по адресу: Красноярский край Ачинский район, деревня №, улица № дом №, квартира № на условиях социального найма.
Признать за Золотаревой №, Золотаревым № право общей долевой собственности в порядке приватизации по 1/2 (одной второй) доле за каждым на квартиру № в жилом доме № по улице № в деревне Каменка Ачинского района Красноярского края, общей площадью № кв.м., кадастровый номер №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ачинский городской суд.
Судья А.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2016 года