Судья: фио Дело № 12-7373/2023
РЕШЕНИЕ
23 мая 2023 года адрес
Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., с участием ... адрес фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ... ООО «СКАЙВЭЙ» фио на Постановление № ... ... и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес от 12 января 2021 года, решение судьи Тверского районного суда адрес от 29 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СКАЙВЭЙ» - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
УСТАНОВИЛ:
24 ноября 2020г. Постановлением ... адрес фио в отношении ООО «СКАЙВЭЙ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ. Материалы дела были направлены на рассмотрение в Министерство жилищно-коммунального хозяйства адрес.
Постановлением № ... ... и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес от 12 января 2021 года оставленным без изменения решением №6 заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства адрес от 15 марта 2021 года, г... ООО «СКАЙВЭЙ» фио признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере сумма.
Не согласившись с данным постановлением, защитник ООО «СКАЙВЭЙ» фио подал жалобу в Красногорский городского суда адрес.
Определением судьи Красногорского городского суда адрес от 16 апреля 2021г. жалоба направлена на рассмотрение по подсудности в Тверской районный суд адрес.
Решением судьи Тверского районного суда адрес от 29 ноября 2021 года вышеуказанные постановление № ... от 12 января 2021 года оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Не согласившись с вышеназванными актами, Конкурсный управляющий ООО «СКАЙВЭЙ» фио обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просить их отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обосновании доводов жалобы указывает на то, что: вывод суда первой инстанции об осуществлении складирования отходов в необорудованных местах в административно-хозяйственной зоне полигона не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как примерно около 13 часов 15.10.2020 на полигоне осуществил выгрузку отходов вследствие поломки мусоровоз, в течении нескольких часов последствия поломки были устранены, вывезены с полигона, таким образом, ООО «СКАЙВЭЙ» не осуществляло складирования отходов в необорудованных местах в административно-хозяйственной зоне полигона, а явилось следствием форс-мажорных обстоятельств, приведенные выше обстоятельства дела опровергают наличие в действиях ООО «СКАЙВЭЙ» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, кроме того, в обжалуемом решении суд не дал оценки заявлению о том, что обжалуемое постановление вынесено начальником отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства фио, вместе с тем, должностное лицо привлечено по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, а такие дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих экологический контроль (ст. 23.29 КоАП РФ). Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования – Росприроднадзор, таким образом, обжалуемое постановление вынесено органом не правомочным рассматривать дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, решение суда вынесено с нарушением норм процессуального права, т.к. частью 2 ст. 25.11 КоАП РФ предусмотрено, что прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, между тем в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о выполнении указанного требования КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела судьей Тверского районного суда адрес, возбужденного по инициативе прокурора.
Конкурсный управляющий ООО «СКАЙВЭЙ» фио в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем, дело по жалобе рассматриваю в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав ... адрес фио, полагавшую, что постановление и решение должностных лиц и решение судьи являются законными и обоснованными и не подлежат отмене, и пояснившую на вопрос суда, что она согласна с решением судьи районного суда, хотя дело и было рассмотрено в отсутствие прокурора и судом не рассмотрено решение № 6 заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства адрес от 15 марта 2021 года, поскольку выводы судьи не противоречат позиции межрайонного природоохранного прокурора адрес, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений.
В соответствии с требованиями ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строении, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека:
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с п.3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г„ при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.),
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.;
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, Межрайонной природоохранной прокуратурой адрес проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «СКАЙВЭЙ», осуществляющего деятельность на полигоне ТКО «Лесная», расположенном в городском адрес, в 1,3-1,5 км западнее адрес, в 1,1- 1,2 км к северо-западу от адрес.
ООО «СКАЙВЭЙ» осуществляет деятельность по эксплуатации полигона ТКО «Лесная» на земельных участках с кадастровыми номерами 50:32:0020121:1503. 50:32:00201215:365, 50:32:0020121:1274 на основании договоров аренды, заключенных с администрацией Серпуховского адрес.
Под размещение отходов ООО «СКАЙВЭЙ» используются участки с кадастровыми номерами 50:32:0020121:1503, 50:32:00201215:365, 50:32:0020121:1274.
ООО «СКАЙВЭЙ» располагает лицензией от 30.06.2016 № 077 589 на осуществление деятельности по сбору и размещению отходов IV класса опасности, выданной Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.
Эксплуатация полигона ТКО «Лесная» осуществляется ООО «СКАЙВЭЙ» на основании проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная», по которому получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства экологии и природопользования адрес от 07.05.2019 № 295-РМ.
Мощность полигона по приему отходов на захоронение предусмотрена в объеме 450 тыс. тонн в год.
ООО «СКАЙВЭЙ» заключен договор № 21/12-2018-27 от 21.12.2018, договор № 11 от 25.12,2019 с региональным оператором - ООО «МСК-НТ» на прием твердых коммунальных отходов.
Заключением государственной экологической экспертизы, утвержденной распоряжением Министерства экологии и природопользования адрес от 07.05.2019 № 295-РМ, предусмотрены проектные решения, подлежащие исполнению при эксплуатации полигона ТКО.
Объекту размещения отходов, эксплуатируемому ООО «СКАЙВЭЙ» присвоена I категория негативного воздействия на окружающую среду (на учете стоит под номером 46-0177-004780-ГО.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства 15.10.2020 в 17:00 установлено, что в административно-хозяйственной зоне полигона ТКО «Лесная» складированы отходы в необорудованных местах: строительные отходы, покрышки отработанные, емкости с отработанными маслами, имеются проливы масел отработанных на территории полигона.
Таким образом, 15.10.2020 в 17:00 установлено, что ООО «СКАЙВЭЙ», осуществляющий эксплуатации полигона ТКО «Лесная» адресу: адрес, г.адрес, район автодороги на полигон твердых бытовых отходов «Лесная», з/у с номерами 50:32:0020121:1503, 50:32:00201215:365, 50:32:0020121:1274 допустило несоблюдение требований законодательства при накоплении отходов производства и потребления.
Действия ООО «СКАЙВЭЙ» квалифицированы по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ
Факт совершения ООО «СКАЙВЭЙ» вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением ... фио о возбуждении производства об административном правонарушении от 24 ноября 2020 года; актом проверки иными материалами дела об административном правонарушении.
Учитывая вышеизложенное, нахожу законными и обоснованными выводы судьи о том, что ООО «СКАЙВЭЙ» совершено административное правонарушение, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, нарушены ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации; п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003.
Доводы жалобы о том, что вывод суда первой инстанции об осуществлении складирования отходов в необорудованных местах в административно-хозяйственной зоне полигона не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как примерно около 13 часов 15.10.2020 на полигоне осуществил выгрузку отходов вследствие поломки мусоровоз, в течении нескольких часов последствия поломки были устранены, вывезены с полигона, таким образом, ООО «СКАЙВЭЙ» не осуществляло складирования отходов в необорудованных местах в административно-хозяйственной зоне полигона, а явилось следствием форс-мажорных обстоятельств, не могут служить основанием для отмены постановления, решения должностных лиц и решения судьи, поскольку не опровергают выводы судьи о наличии указанных нарушений на момент их выявления и не влияют на правильность вынесенных по делу актов.
Доводы жалобы о том, что в действиях ООО «СКАЙВЭЙ» нет объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ опровергаются собранными по делу доказательствами и не могут служить основанием для отмены постановления, решения должностных лиц и решения судьи.
Доводы жалобы о том, что обжалуемое постановление вынесено органом не правомочным рассматривать дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ не могут служить основанием для отмены постановления, решения должностных лиц и решения судьи, поскольку основаны на ошибочном толковании закона
Доводы жалобы о том, что решение суда вынесено с нарушением норм процессуального права, т.к. частью 2 ст. 25.11 КоАП РФ предусмотрено, что прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, между тем в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о выполнении указанного требования КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела судьей Тверского районного суда адрес, возбужденного по инициативе прокурора не могут служить основанием для отмены постановления, решения должностных лиц и решения судьи, поскольку в данном судебном заседании старший помощник межрайонного природоохранного прокурора адрес фио, полагала, что постановление и решение должностных лиц и решение судьи являются законными и обоснованными и не подлежат отмене, и пояснила, что она согласна с решением судьи районного суда, хотя дело и было рассмотрено в отсутствие прокурора и судом не рассмотрено решение № 6 заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства адрес от 15 марта 2021 года, поскольку выводы судьи не противоречат позиции межрайонного природоохранного прокурора адрес.
Административный штраф в размере сумма назначен ООО «СКАЙВЭЙ» в соответствии с положениями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ и является обоснованным.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, уполномоченным лицом, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, содержит все необходимые реквизиты. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № ... ... и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес от 12 января 2021 года, решение № 6 заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства адрес от 15 марта 2021 года, решение судьи Тверского районного суда адрес от 29 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СКАЙВЭЙ» - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Харитонов Д.М.
1