дело номер 2-365/2017
решение в мотивированном
виде изготовлено
18 мая 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2017 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего О.В. Луханиной,
при секретаре Л.О. Остапенко,
с участием помощника Военного прокурора Барнаульского гарнизона Поддубного В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1, ФИО3, ФИО4 о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны РФ обратились в Алейский городской суд с заявлением, указывая на то, что согласно п. 8 Положения о Департаменте жилищного обеспечения МО РФ, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года номер 1888, п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года номер 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации», п. 20 Устава ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, утвержденного Министром обороны РФ 17 августа 2012 года, на Департамент жилищного обеспечения МО РФ возложена обязанность учета жилищного фонда МО РФ, контроль за заселением по назначению жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В целях установления наличия законных оснований на проживание в специализированном жилищном фонде МО РФ ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков направлено уведомление о добровольном освобождении занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. При этом установлен двухнедельный срок на добровольное освобождение указанного жилого помещения. Указанное уведомление получено лично ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное жилое помещение было предоставлено ФИО1 и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с прохождением ФИО1 военной службы по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации.
Жилое помещение на основании Постановления главы Администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГГГ № относится к специализированному жилищному фонду Российской Федерации и закреплено за Министерством обороны РФ.
Согласно выписки из приказа командующего войсками Сибирского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ №, старший лейтенант ФИО1, уволен с военной службы по собственному желанию, приказом командира Войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 6 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года номер 53 «О воинской обязанности и военной службе), с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части и направлен для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес>. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 7 лет 9 месяцев 24 дня.
Поскольку в настоящее время ФИО1 перестал проходить действительную военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации и утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации, ответчики подлежат выселению.
По настоящее время и в нарушение обязательства, ответчики незаконно удерживают и проживают в служебном жилом помещении, которое является собственностью Министерства обороны Российской Федерации. Соответственно, ответчики подлежат выселению из занимаемого жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения.
Руководствуясь требованиями ст.ст. 35,92,99,103 ЖК РФ, ст.ст. 209,214 ГК РФ, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ФЗ «Об обороне», просят прекратить право пользования ФИО1, ФИО3, ФИО4 в отношении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Выселить ФИО1, ФИО3, ФИО4 из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1, ФИО3, ФИО4 о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, отказано в полном объеме.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда ДД.ММ.ГГГГ решение Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено и направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебное заседание представитель истца Министерства обороны РФ – заместитель начальника отдела (по представлению интересов МО РФ в судах общей юрисдикции) ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» МО РФ ФИО7 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ответчики ФИО1, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. В телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования не признает.
Представители третьих лиц - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, отделения (территориальное <адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
В отзыве на заявление представитель ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ просит рассмотреть исковые требования в отсутствие представителя и поддерживает исковые требования Министерства обороны Российской Федерации в полном объеме.
Представитель отделения (территориальное <адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в отзыве на исковое заявление указывают, что согласны с заявленными исковыми требованиями МО РФ и просят удовлетворить их в полном объеме. В связи отсутствием бюджетного финансирования на командировочные расходы просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
Учитывая мнение прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, по имеющимся материалам дела.
Выслушав помощника Военного прокурора Барнаульского гарнизона ФИО6, полагавшего исковые требования Министерства обороны РФ подлежащими удовлетворению в полном объеме, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Алейской КЭЧ заключен договор найма служебного жилого помещения квартиры №, расположенной по <адрес> в связи с прохождением службы в <адрес> гарнизоне. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселена жена ФИО2, брак с которой был расторгнут. Впоследствии был зарегистрирован брак между ФИО1 и ФИО3
Из пункта 1 договора следует, что по договору найма служебного жилого помещения № наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности - квартиру, общей площадью 32,2 кв.м, расположенной в <адрес>, для временного проживания в ней. Жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в Алейском гарнизоне.
Как следует из архивной выписки Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации г.Алейска квартира, расположенная по адресу: <адрес> включена в число служебных жилых помещений по ходатайству 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, суд приходит к выводу, что военнослужащему ФИО1 спорное жилое помещение было предоставлено в связи с трудовыми (служебными) отношениями с Министерством обороны РФ, на момент предоставления квартиры она имела статус служебного жилья.
В соответствии с абзацами 1 и 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года номер 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета; военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Исходя из положений абзацев 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года номер 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 названного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно выписки из приказа командующего войсками Сибирского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ №, старший лейтенант ФИО1, уволен с военной службы по собственному желанию, приказом командира Войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 6 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года номер 53 «О воинской обязанности и военной службе), с 25 мая 2010 года исключен из списков личного состава воинской части и направлен для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес>.
Общая продолжительность военной службы старшего лейтенанта ФИО1 в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 7 лет 9 месяцев 24 дня.
В силу Постановления Правительства РФ от 04 мая 1999 года номер 487 об утверждении Положения «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба», абзаца 2 п. 5 Положения и п. п. 1 и 9 Приложения к нему, жилищный договор между военнослужащим и Министерством обороны Российской Федерации расторгается в случае досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Согласно приказу МО РФ номер 244 от 07 июня 1999 года «Об условиях и порядке заключения военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, жилищных договоров с Министерством обороны РФ» жилые помещения сохраняются за военнослужащими, уволенными с военной службы, имеющими продолжительность службы 20 лет и более, а также уволенным по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет и более.
ФИО1 ни к одной из указанных категорий лиц не относится. На момент увольнения его выслуга в календарном исчислении составила менее 10 лет.
Таким образом, спорная квартира была предоставлена ФИО1 на период прохождения военной службы, по окончании которой он обязан был ее освободить.
Согласно выписки из поквартирной карточки в спорном жилом помещении по адресу <адрес> зарегистрированы: ФИО1 (наниматель), ФИО3 (жена, брак прекращен), ФИО4 (дочь бывшей жены).
Из выписки по лицевому счету ООО «ГУЖФ» № на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, открыт на имя ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность в размере 30 957 рублей 09 копеек. Количество прописанных – 3 человека, временно отсутствующих нет.
В соответствии с частью 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время ответчик ФИО1 в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоит, кроме того, не проживает в спорном жилом помещении, следовательно, прав на обеспечение специализированным жилым помещением жилищного фонда Минобороны РФ не имеет.
В силу части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его нрава, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу положений п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право и создающих, угрозу его нарушения.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года номер 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при утрате права пользования служебными помещениями нанимателем и членами его семьи вследствие прекращения трудовых отношений собственник, заявляя соответствующий иск о выселении, истребует свое имущество из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ). Владение предоставленным жилым помещением наниматель осуществляет только на основании имеющихся трудовых отношений.
Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года номер 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Таким образом, как установлено в судебном заседании, собственником занимаемого ответчиками жилого помещения является Российская Федерация, функции по управлению которым осуществляет Министерство обороны РФ, а право оперативного управления принадлежит ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Учитывая, что ответчики утратили право пользования жилым помещением, находящимся в государственной собственности, в добровольном порядке его не освободили, заявленные исковые требования к ответчикам о прекращении право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом удовлетворяя заявленные требования о выселении ответчиков, суд учитывает, что возражений относительно иска со стороны ответчиков не поступило, в соответствии с выпиской по лицевому счету в квартире № по адресу <адрес> зарегистрированы три человека (ФИО1, ФИО3 и ФИО4), временно отсутствующих – нет.
Ответчиком ФИО3 заявлено о пропуске срока исковой давности для предъявления заявленных требований. Вместе с тем, оснований для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований по данному основанию не имеется, и оценка данным доводам дана в соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Спорные правоотношения носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого ФИО1 совместно с членами семьи продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, соответственно оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения ФИО1 и применения срока исковой давности не имеется.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации номер 1 от 21 января 2016 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении судебных издержек, связанных с рассмотрением дела», в доход муниципального бюджета суд взыскивает государственную пошлину в размере 300 рублей в солидарном порядке с ответчиков ФИО1 и ФИО3
Руководствуясь статьями 193 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства Обороны Российской Федерации к ФИО1, ФИО3, ФИО4 удовлетворить.
Прекратить право пользования ФИО1, ФИО3, ФИО4 служебным жилым помещением, расположенным по адресу г<адрес>
Выселить ФИО1, ФИО3, ФИО4 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.
Взыскать с ФИО1, ФИО3 в доход муниципального бюджета государственную пошлину в солидарном порядке в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца.
Судья Алейского городского суда Луханина О.В.
Решение не вступило в законную силу