Решение по делу № 2-851/2013 ~ М-492/2013 от 04.02.2013

Дело №2- 851(2013)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2013 года г.Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Матушевской Е.П.

с участием истца Зуева В.В.,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зуева В.В., Зуевой О.В. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, Администрации Ачинского района, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Зуев В.В., Зуева О.В. обратились в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (далее ФГКУ «Сибирское ТУИО МО РФ), Министерство Обороны Российской Федерации, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что в 2002 году Зуеву В.В. и его супруге Зуевой О.В. была предоставлена квартира, в которую они вселились и проживают. Квартира находится в собственности Российской Федерации, правообладателем является ФГКУ «Сибирское ТУИО МО РФ. В связи с предоставленным правом на приватизацию, они в настоящее время желают им воспользоваться, но реализовать свое право на приватизацию для них не предоставляется возможным, т.к. после обращения с заявлением в ФГКУ «Сибирское ТУИО МО РФ ими был получен отказ. В связи с чем, они вынуждены обратиться в суд с названными требованиями, просят признать за ними право собственности на жилое помещение в равных долях за каждым в порядке приватизации (л.д.4).

Определениями Ачинского городского суда от 11.02.2013 года, 22.02.2013 года, 06.03.2013 года в дело в качестве соответчиков и третьих лиц привлечены Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Администрация г.Ачинска, Департамент имущественных отношений Министерства Обороны РФ, ФГУ «Центррегионжилье», «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Военная часть 03059 (л.д. 1, 32,60)

Истец Зуев В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил дополнительно, что 16.07.2001 года он прибыл после окончания университета в Военную часть 03059. С этого времени он был зарегистрирован при части в военном городке, проживал в казарме. В это время достраивался новый дом для военнослужащих зенитно-ракетного полка. Когда супруга окончила обучение и приехала в Ачинск, то их поселили в общежитии. В связи с отсутствием жилья он обращался с заявлением в жилищную комиссию. Летом 2002 года на заседании комиссии в/ч 03059 было принято решение выделить им квартиру в новом доме. После предоставления всех необходимых документов представитель Иннокентьевской КЭЧ, в ведении которой было жилье, выдал ключи от квартиры. При этом никакие документы на квартиру жильцам не выдавались. Так был заселен весь дом. Квартиры выделялись в основном семейным и военным пенсионерам, которые переехали в Ачинск. После заселения, оплату за коммунальные услуги он производил по месту службы, потом непосредственно управляющей компании. В 2009 году после окончания контракта он уволился со службы, жилищный сертификат не получал, т.к. был обеспечен жильем и не имел на него права. Он обращался с заявлением о приватизации квартиры, но получил отказ, в связи с чем, обратился в суд. Большинство квартир в доме уже приватизировано по решению суда, некоторые из них уже проданы. Правом на приватизацию они не пользовались, т.к. до службы в армии он жил с родителями, у которых дом находится в собственности. Супруга в приватизации не участвовала.

Истец Зуева О.В., надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела, в зал суда не явилась. В поступившем заявлении истец просит дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме (л.д.29).

Представители ответчиков Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, извещенные о нахождении в производстве суда гражданского дела по иску Зуевых, а также о дате, месте и времени рассмотрения дела, в зал суда не явились. Отзывы либо возражения на иск ответчиками суду не представлены, о рассмотрении дела в их отсутствие не заявлено, в связи с чем, с согласия истца суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков в порядке заочного производства по правилам ст. 233 ГПК РФ.

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО МО РФ Махмудова В.Н., действующая на основании доверенности от 17.09.2012 года (л.д.88) представила в суд отзыв, в котором по заявленным требованиям возражала, указав, что целями деятельности ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России являются обеспечение в ВС РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям Министра обороны Российской Федерации и (или) руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В связи с реорганизацией учреждений и организаций Министерства обороны РФ в настоящее время не создано соответствующей организации, которая бы была наделена полномочиями МО РФ по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений. В соответствии с приказом Министра обороны РФ 2010 года № 1455 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ через специализированные организации Министерства обороны РФ, т.е. через ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ является уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения только военнослужащих. Военнослужащим, обеспеченным на срок военной службы служебным жилым помещением и признанным нуждающимися в жилых помещениях по достижении общей продолжительности военной службы более 20 лет, а при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы более 10 лет предоставляются жилые помещения в собственностьбесплатноили по договору социального найма. Остальным военнослужащим, которые заключили контракт до 1998 года, жилые помещения предоставляются не в собственность, а по договорам социального найма. Граждане, не имеющие связи с Министерством обороны РФ, не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда ВС РФ. У истцов отсутствует правоустанавливающий документ на квартиру, ордер в материалы дела не предоставлен. Также не предоставлены доказательства, исключающие наличие жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации. Просила в иске отказать (л.д. 82-85).

Представитель ответчика Администрации г. Ачинска Маслак С.А., действующая на основании доверенности от 25.01.2013 года, будучи надлежащим образом извещенной о дате и месте судебного заседания, в суд не явилась. В направленном отзыве дело просила рассмотреть в ее отсутствие с учетом представленных доказательств, принять решение на усмотрение суда (л.д.30).

Зам. начальника 3 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» Найден О.С. предоставил отзыв, в котором указано, что 3 отдел (Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» не является балансодержателем. Объекты недвижимого имущества Сибирского военного округа на основании приказов Министра обороны РФ №1550-2010 и №1871-2010 переданы на баланс Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, являющееся структурной организацией Департамента имущественных отношений МО РФ, которое вправе распоряжаться переданным ему имуществом (л.д. 65).

От представителя агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, действующей по доверенности от 14 ноября 2012 года (л.д. 74) поступил отзыв, в котором представителем ответчика указано, что спорное жилое помещение не учитывается в Реестре государственной собственности Красноярского края. Имущество вооруженных сил относится исключительно к собственности Российской Федерации. Указанный выше объект в собственность субъекта Российской Федерации – Красноярского края из федеральной собственности не передавался. Уполномоченным органом по управлению имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. Агентство является ненадлежащим ответчиком. В связи с отсутствием возможности явки представителя агентства в судебное заседание просит рассмотреть данное дело в отсутствие представителя агентства (л.д. 73).

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Зуева В.В., Зуевой О.В., действующих также в интересах детей, о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991г. (в редакции от 29.12.2004г.) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.

Не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.

Как следует из материалов дела, капитан запаса Зуев В.В. с 01.08.1996 г. по 16.06.2009 г., проходил службу в Вооруженных Силах РФ, что подтверждается справкой Военного комиссариата Красноярского края отдела в г. Ачинске, Ачинском и Большеулуйском районах (л.д.53), военным билетом (л.д.42-50), а также контрактом о прохождении военной службы от 17.06.2006 года (л.д.54).

На основании ордера, выданного Иннокентьевской КЭЧ Сибирского военного округа Министерства обороны РФ 11.06.2002 г. Зуеву В.В. и его супруге Зуевой О.В. была предоставлена двухкомнатная квартира.

С момента предоставления жилого помещения Зуев В.В. и его супруга Зуева О.В. (л.д.55) проживали и были зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу.

Согласно выписки из домовой книги на регистрационном учете в указанном жилом помещении состоят Зуев В.В. с 12.07.2002 г.; его жена Зуева О.В. – с 12.07.2002г.; их дети.

Истцы после предоставления им спорного жилого помещения постоянно проживают в нем, оплачивают расходы по содержанию жилья и жилищно-коммунальные услуги, что подтверждается выписками из финансово-лицевого счета (л.д. 51), претензий по проживанию к истцам не поступало.

Судом не может быть принят довод представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО МО РФ об отсутствии ордера на спорную квартиру у истцов, как основание для отказа в удовлетворении исковых требований.

Из сообщения управляющей компании ООО «Жилкомуправление» следует, что до передачи в управление ООО «Жилкоммуправление» указанный жилой дом находился в управлении ФГУ «Иннкоентьевская КЭЧ» Министерства Обороны РФ. При передаче документации ордер от 11.06.2002 года управляющей компании передан не был (л.д.35).

Однако выписка из домовой книги, а также поквартирная карточка на спорную квартиру, составленная при вселении, содержат сведения о квартиросъемщиках Зуеве В.В., Зуевой О.В., вселенных на основании ордера от 11.06.2002 года (л.д.36-38).

Согласно статьям 47 и 105 Жилищного кодекса РСФСР ордер на жилое помещение является основанием для вселения в жилое помещение. Однако, отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживание в ней и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением. Из материалов дела видно, что при предоставлении указанного помещения истцом не было допущено неправомерных действий, а возможное нарушение должностными лицами установленного порядка оформления документов в ходе предоставления жилого помещения по договору найма, не может являться основанием для умаления прав гражданина, добросовестно выполнявшего обязанности нанимателя квартиры.

Согласно справке КУМИ Администрации г. Ачинска от 23.01.2013г., спорная квартира в реестре объектов муниципальной собственности города Ачинска не числится (л.д. 8).

Согласно данным Ачинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 25.01.2013 года указанная квартира находится в собственности Российской Федерации, 15.02.2012 года передана в оперативное управление ФГКУ «Сибирское ТУИО МО РФ (л.д.7).

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. По смыслу ст. 101, 102, 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

И только после соблюдения этой процедуры присвоения статуса служебного жилого помещения жилое помещение могло быть предоставлено в качестве такового по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Доказательств, свидетельствующих о наличии особого статуса спорного жилого помещения, а именно включения спорной квартиры в число служебных, стороной ответчика в материалы дела не представлено.

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Однако, в материалах дела также отсутствуют доказательства того, что Министерство Обороны РФ в лице у уполномоченного органа в установленном порядке принимало решение о включении спорной квартиры в число служебного жилья.

Таким образом, судом установлено, что как на момент предоставления спорной квартиры, так и в последующем она статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что истцы проживают в спорной квартире на условиях социального, а не специализированного найма.

Право на приватизацию жилого помещения Зуевыми не использовано, что подтверждается справками Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», администрации г.Артемовск, выпиской из домовой книги общежития (л.д. 89-95).

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, вправе приобрести их в собственность в порядке приватизации.

Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков, а также на служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"№ 1541-1 от 04.07.1991г. передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление № 1053) функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.

Как следует из п. и) вышеуказанного постановления - Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции, в том числе, осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Желая приватизировать занимаемое жилое помещение, истцы обращались с заявлением в ФГКУ «Сибирское ТУИО МО РФ о бесплатной передаче в собственность этой квартиры, но получили отказ, согласно которому целями деятельности ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России являются обеспечение в ВС РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям Министра обороны Российской Федерации и (или) руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Полномочиями по передаче жилья в собственность граждан руководителю не делегированы. Для разрешения данного вопроса рекомендовано обратиться в суд(л.д.22).

Таким образом, в настоящее время использование предоставленного законом права на приватизацию жилого помещения истцами в ином порядке, кроме судебного, не представляется возможным. На сегодняшний день Министерством обороны РФ не разработан и не утвержден порядок работы по исполнению данных функций, в связи с чем, граждане лишены возможности оформить в собственность находящиеся у них в пользовании жилые помещения в установленном законом порядке.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Таким образом, государством законодательно установлено право граждан на получение жилья в собственность, однако в данном случае не обеспечена возможность реализации этого права. Принимая во внимание, что истцы по независящим от них причинам не могут реализовать свои правомочия по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, суд полагает, что требования о признании права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно кадастровому паспорту помещения от 24.01.2013 года площадь спорного жилого помещения составляет 49,8 кв.м.(л.д.5).

Принимая во внимание, что в судебном заседании установлена законность основания вселения в спорное жилое помещение, истцами представлены документы о соблюдении порядка регистрации по месту жительства, суд, исходя из фактических обстоятельств дела и требований закона, учитывая, что удовлетворение требований истцов не затрагивает права иных лиц, суд считает необходимым признать за Зуевым В.В., Зуевой О.В., их детьми в порядке приватизации право собственности на спорную квартиру по 1/4 доли за каждым.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235, 237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Зуевым В.В., Зуевой О.В., их детьми право собственности на 1\4 долю каждого в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 49,8 кв. метров.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано не явившейся стороной в Ачинский городской суд в течение 7 дней со дня получения копии решения или заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца через Ачинский городской суд по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья подпись Матушевская Е.П.

2-851/2013 ~ М-492/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зуев Владимир Владимирович
Зуева Ольга Викторовна
Ответчики
Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края
Департамент имущественных отношений Министерства Обороны РФ
Министерство обороны РФ
ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ
ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечкения" Минобороны РФ
ФГУ "Центррегионжилье"
Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны РФ
Другие
администрация г. Ачинска
ТУФА по управлению госимуществом в Красноярском крае
Войсковая часть №03059
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Матушевская Елена Петровна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
04.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2013Передача материалов судье
11.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2013Подготовка дела (собеседование)
06.03.2013Подготовка дела (собеседование)
23.04.2013Подготовка дела (собеседование)
23.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2013Судебное заседание
13.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2013Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
16.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2014Дело оформлено
27.01.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее