Решение по делу № 2-6/2019 (2-170/2018;) ~ М-181/2018 от 17.12.2018

Дело № 2-6/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2019 года                с. Александровский Завод

Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Гарголло А.Ю.,

при секретаре Кошкиной М.Г.,

с участием представителя истца Пестерева А.А.,

ответчика Чипизубова Д.А.,

третьего лица ФИО10,

представителя третьего лица администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Забайкальского края к Чипизубову Дмитрию Александровичу о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства Забайкальского края обратилось в Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края с указанными выше требованиями к названному ответчику, ссылаясь на следующее. В соответствии с приложением «Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года (далее - Типовое положение), и Порядком использования бюджетных ассигнований на реализацию в 2014 году мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 18 апреля 2014 года (далее - Порядок). В соответствии с указанным Типовым положением и Порядком на основании поданных документов на предоставление социальной выплаты и заключенного трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края, ГУЗ Александрово-Заводская ЦРБ и Чипизубовым Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края ответчику была предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей. Согласно пункту 42 Типового положения, пункта 2.3.1 трехстороннего договора Чипизубов Д.А. взял на себя обязательство работать по трудовому договору у работодателя (ГУЗ Александрово-Заводская центральная районная больница) не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Однако по информации администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» трудовые отношения между Чипизубовым Д.А. и ГУЗ Александрово-Заводская центральная районная больница прекращены с 11 декабря 2015 года. Министерством сельского хозяйства Забайкальского края 11 декабря 2017 года в адрес участника направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих сохранение права на социальную выплату, или возврате средств социальной выплаты в связи с досрочным расторжением трудового договора с ГУЗ «Александро-Заводская районная больница» с 11 декабря 2015 года. В адрес Министерства сельского хозяйства Забайкальского края 11 января 2018 года от Чипизубова Д.А. поступило обращение об отсутствии оснований для возврата средств социальной выплаты в связи с тем, что социальная выплата была ему предоставлена как молодой семье, а его супруга является работником социальной сферы. На основании разъяснений Минсельхоза России в случае досрочного расторжения трудового договора членом молодой семьи, другой член молодой семьи вправе заключить трудовой договор с другим работодателем при соблюдении требований Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение к ФЦП ««Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года»). В соответствии с пунктом 45 Типового положения право молодой семьи в случае досрочного расторжения трудового договора на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или организовал индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности. Учитывая, что на дату расторжения трудового договора с ГУЗ «Алексадрово-Заводская районная больница» супруга Чипизубова Д.А. - ФИО10 осуществляла трудовую деятельность в Александрово- Заводском отделе ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края, заключить трехсторонний договор с супругой возможно при условии признания ее работником социальной сферы. Согласно представленным должностным инструкциям от 01 февраля 2014 года, 05 февраля 2016 года, 01 августа 2016 года данные функции не входили в должностные обязанности специалиста Александрово-Заводского отдела ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края ФИО10, соответственно она не может быть признана работником социальной сферы села применительно к Программе. Истец просит взыскать с Чипизубова Д.А. в пользу Министерства сельского хозяйства Забайкальского края <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании в качестве третьего лица по делу привлечена супруга ответчика ФИО10, являющаяся членом семьи участника программы.

В возражениях на исковое заявление ответчик Чипизубов Д.А., не признав требования истца, указал на то, что в ответ на претензию от 11 декабря 2017 года о необходимости предоставления Министерству документов подтверждающих сохранение права на социальную выплату в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», а в случае отсутствия документов, было предложено возвратить полученную социальную выплату в размере <данные изъяты> рублей, 10 января 2018 года ответчиком в адрес Министерства было направлено обращение об отсутствии оснований для возврата требуемой суммы социальной выплаты, в связи с тем, что данная выплата была предоставлена истцом по программе «молодая семья» и условия данной программы распространяются также и на супругу ответчика - ФИО10, которая работает в социальной сфере. Рассмотрев указанное обращение, истец согласился с обстоятельствами изложенными в нем, и счел возможным перезаключить договор об обеспечении жильем молодой семьи от 09.07.2014г с супругой ответчика при условии признания ее работником социальной сферы. В связи с подачей иска истцом о взыскании суммы социальной выплаты, ответчику стало известно о том, что перезаключить трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи с супругой ответчика Министерство не может, по причине того, что ФИО10 не является работником организаций социального обслуживания указанных в ст. 23 Федерального закона 442-ФЗ от 28.12.2013г. Ссылаясь на п. 5 Порядка использования бюджетных ассигнований на реализацию в 2014 году мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, п. 33 Приложение N 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» считает данный отказ незаконным и необоснованным, так как социальная выплата предоставленная Министерством по договору об обеспечении жильем молодой семьи от 09 июля 2014 года, была получена как молодой семьей, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, при этом работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. Ответчик состоит с 21 августа 2010 года в зарегистрированном браке с ФИО7, 1986 года рождения, работающей с 22 июня 2009 года и по настоящее время в Александрово-Заводском отделе ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края в должности главного инспектора, в должностные обязанности которого входит исполнение, в том числе и обязанностей, указанных в ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также как следует из Положения об Александрово-Заводском отделе ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края, утвержденного Приказом ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края от 07 февраля 2017 года, учреждение является организацией социального обслуживания созданной именно в рамках реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и именно в порядке ст. 23 указанного закона, то соответственно условия заключенного договора об обеспечении жильем молодой семьи от 09 июля 2014 года не нарушены, а требуют изменения его условий с учетом включения в него в качестве «Участника» ФИО10 и в этой связи основания для возврата социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей, не имеется. Просит отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

В судебном заседании указанные выше возражения ответчик Чипизубов Д.А. и его супруга ФИО10, привлеченная судом в качестве третьего лица по делу, поддержали в полном объеме, полагая иск, заявленный к ним необоснованным.

В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства Забайкальского края, поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении и отзыве на возражения ответчика по иску. Просит удовлетворить требования Министерства о взыскании задолженности в полном объеме. Дополнительно пояснил, что основным снованием для обращения истца с иском в суд явилось нарушение ответчиком условий трехстороннего договора, а также невозможность перезаключения договора на супругу, в связи с тем, что согласно письма Минсельхоза России, она не является работником социальной сферы села применительно к Программе.

Представитель администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» ФИО8, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица в судебном заседании поддержал требования истца, дополнительно пояснил, что ответчик, являясь участником программы, заключив трехсторонний договор и получив социальную выплату на строительство жилья, исполнил условия программы в части строительства жилья, однако, в дальнейшем, он нарушил условия программы и условия договора, не отработав 5 лет в сфере агропромышленного комплекса и социальной сфере, уволился по собственному желанию. Однако, полагая, что право семьи на получение социальной выплаты не утрачено, пояснил, что супруга ответчика, работая в социальной сфере на момент предоставления выплаты и до настоящего времени, также подходит к условиям Программы и сохраняет право на выплату, в связи с чем, считает в иске должно быть отказано, так как семья выполнила условия программы, построила дом, оформила право на него, один из членов семьи является работником социальной сферы, в связи с чем, за ними сохраняется право на социальную выплату.

Представитель ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ», привлеченной судом в качестве третьего лица по делу, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором требования истца поддержал, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя больницы.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.

В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства")

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544.

Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).

Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" названного пункта).

Согласно пункту 12 Типового положения, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением N 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.

Согласно подпункту "а" пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

Под агропромышленным комплексом согласно пункту 36 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"; под социальной сферой - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

Пунктами 19, 39 Типового положения для участников Программы определен исчерпывающий перечень документов, представляемых в органы местного самоуправления, необходимых для получения социальных выплат.

Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 19 Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. Орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки.

Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт "а" пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 43 названного положения (пункт "б" пункта 43 Типового положения).

В соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 598, статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> "О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый перио<адрес> 2016 годов", в целях реализации мероприятий Государственной программы Забайкальского края "Устойчивое развитие сельских территорий (2014 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ N 480, постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований на реализацию в 2014 году мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Согласно Порядку, реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляется в форме предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - социальные выплаты). Финансирование социальных выплат осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Забайкальского края в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года». Право на получение социальной выплаты в 2014 году имеют граждане, молодые семьи и молодые специалисты, включенные в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат по Забайкальскому краю на 2014 год. Сводный список получателей формируется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Размер социальных выплат определяется исходя из того, что доля собственных и (или) заемных средств от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья для получателей из числа молодых семей и молодых специалистов - 30 процентов. Социальные выплаты предоставляются на условиях, установленных приложением N 4 "Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" к Федеральной программе.

Определенные Порядком предоставления в Забайкальском крае молодым семья (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.

Из приведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.

Вместе с тем с учетом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе досрочное расторжение трудового договора с членом молодой семьи - получателем социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения - без учета того, сохранилось ли право на социальную выплату у других членов молодой семьи, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты.

В судебном заседании установлено, что Чипизубов Д.А. и ФИО10 с 21 августа 2010 года состоят в зарегистрированном браке (л.д.    ). Ответчик Чипизубов Д.А. согласно копии трудового договора от 13 октября 2008 года, приказа о приеме на работу от 13 октября 2008 года был принят на должность зубного врача МУЗ Александрово-Заводская ЦРБ с 13 октября 2008 года (л.д.).

Третье лицо ФИО10 с 22 июня 2009 года принята на должность ведущего специалиста в Александрово-Заводский филиал ГУ «ЕСРЦ» Забайкальского края, что подтверждается копией трудовой книжки и трудового договора от 22 июня 2009 года, 01 января 2013 года переведена ведущим инспектором отдела. 03 декабря 2013 года переведена на должность ведущего инспектора. 05 февраля 2016 года ГКУ «ЕСРЦ» <адрес> переименовано в ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края, Александрово-Заводский отдел переименован в Александрово-Заводский филиал ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края. 01 августа 2016 года ФИО10 назначена на должность начальника отдела приема граждан, 14 февраля 2017 года переведена на должность главного инспектора отдела ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края и работает в данной должности по настоящее время (л.д.            ).

На основании Постановления Главы сельского поселения «Александрово-Заводское» от 10 сентября 2010 года семья Чипизубовых была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

15 сентября 2010 года Чипизубов Д.А. обратился в администрацию муниципального района «Александрово-Заводский район» с заявлением о включении семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от декабря 2002 года (л.д.         ).

17 ноября 2011 года у Чипизубовых Д.А. и Т.А. родилась дочь – ФИО9 (л.д.    ).

На основании заявлений Чипизубова Д.А. от 05 декабря 2011 года и 28 августа 2012 года, семья была включена в список участников программы молодых семей, с учетом родившегося ребенка (л.д.        ).

Чипизубову Д.А. на состав семьи из трех человек (Чипизубов Д.А., ФИО10 – жена, ФИО9 – дочь) 17 июня 2014 года выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №<данные изъяты>, предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей на строительство жилого помещения, в том числе за счет средств федерального бюджета - <данные изъяты> рублей, за счет средств бюджета Забайкальского края - <данные изъяты> рубль, что подтверждается платежными поручениями (л.д.28-30).

09 июля 2014 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края, Чипизубовым Д.А. и ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» заключен трехсторонний договор «Об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста)», в соответствии с которым Чипизубову Д.А. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, а ответчик взял на себя обязательство работать не менее пяти лет у работодателя с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты, то есть до 09 июля 2019 года (л.д.9-11).

С условиями договора ответчик был ознакомлен, согласен с ним, в связи с чем, заключил договор.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

На основании ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу положений ст.421 ч.1 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.

В соответствии со ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу требований ст.425 ч.1 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Из имеющейся в материалах дела копии заявления от 11 декабря 2015 года, приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 11 декабря 2015 года, следует, что Чипизубов Д.А. 11 декабря 2015 года уволился из ГУЗ Александрово-Заводская ЦРБ на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию). Срок окончания исполнения обязательств сторон по Договору истекает 17 июня 2019 года, в то время как трудовые отношения ответчика с работодателем прекращены 11 декабря 2015 года.

В адрес ответчика 11 декабря 2017 года направлялась претензия с требованием предоставить сведения о сохранении его права на социальную выплату (л.д.13-14), которая была получена ответчиком 19 декабря 2017 года по месту проживания: <адрес> (л.д.15).

Из представленных материалов следует, что до настоящего времени денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты получателем бюджетных средств – Чипизубовым Д.А. не возращены. Доказательств обратного, ответчиком не представлено.

Согласно представленному в материалы дела обращению Чипизубова Д.А. к Министру сельского хозяйства Забайкальского края от 10 января 2018 года, ответчик полагает, что он не нарушил условий предоставления социальной выплаты, так как его супруга ФИО10, учтенная в качестве члена семьи участника программы при получении денежных средств до настоящего времени работает в социальной сфере, а именно в Александрово-Заводском отделе ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края.

Как следует из пояснений Чипизубова Д.А., ФИО10, что также не оспаривается стороной истца, семья Чипизубовых обратились в администрацию района для включения их в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, так как подходили под условия Программы: состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет; работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств.

Заявление, с приложенными к нему документами было принято специалистом администрации, тем самым признав их право на включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в рамках целевой Программы «Устойчивое развитие сельских территорий». Право на получение социальных выплат на семью, состоящую из трех человек, сторонами не оспаривается.

В 2010 году, в период подачи заявления в администрацию, ФИО10 работала в Александрово-Заводском филиале Государственного казенного учреждения «Единый социальный расчетный центр» Забайкальского края (с 05 февраля 2016 года переименовано в Государственное казенное учреждение «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края (ГКУ «КЦСН» Забайкальского края)). Основной вид деятельности учреждения, согласно Уставу является предоставление социальных услуг без обеспечения проживания, в том числе: социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, социальная поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию, предоставление социальных выплат, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участие в реализации государственной политики в области опеки и попечительства (л.д.    ). На сегодняшний день ФИО10 не меняла места работы, остается быть трудоустроенной в указанном выше учреждении в должности главного инспектора.

Истец, заявляя требования, ссылается на то, что ответчик, нарушив условия трехстороннего договора, заключенного в рамках программы, утратил право на социальную выплату, полученную на всех членов семьи, в том числе утратил право на нее, в связи с тем, что пропустил шести месячный срок обращения для перезаключения другого трехстороннего договора на него или на супругу. Кроме того, со ссылкой на письмо Департамента развития сельских территорий (л.д.    ), полагает, что на дату расторжения трудового договора Чипизубовым Д.А., его супруга ФИО10 осуществляла трудовую деятельность в Александрово-Заводском отделе ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края и заключение трехсторонний договор с супругой было возможно при условии признания ее работником социальной сферы, однако, согласно представленным должностным инструкциям данные функции не входили в ее должностные обязанности, и она, соответственно, не может быть признана работником социальной сферы села применительно к Программе.

Данный довод является необоснованным в силу того, что согласно Уставу ГКУ «КЦСН» Забайкальского края, учреждение, в котором работала и работает ФИО10 относится к организации социальной сферы и полностью отвечает требованиям п.36 Типового положения. Согласно п. 33 Типового положения, молодая семья имеет право на получение социальных выплат, в том числе, при условии работы хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, при этом конкретных указаний на занимаемую им должность в данной организации и выполнения определенных обязанностей и функций, отсутствуют. Кроме того, ссылка истца на письмо Департамента развития сельских территорий также является необоснованной в силу того, что данное письмо не является нормативно-правовым актом, носит разъяснительный характер и не содержит указаний на обязательное его применение и использовании в рамках Программы.

Право ответчика, третьего лица и их семьи в целом на получение социальной выплаты признавалось истцом как при подаче ими заявления в администрацию, так и при ее получении в виде свидетельства о предоставлении социальной выплаты №<данные изъяты>, согласно которому социальная выплата в размере <данные изъяты> руб. была предоставлена Чипизубову Д.А. на состав семьи три человека, дочь ФИО9, супруга – ФИО10 Использовав свое право ФИО10, как член семьи Чипизубова Д.А., в соответствии с п.3 Типового Положения, утратила право на получение социальной выплаты, которое за ней признавалось. Таким образом, в случае принудительного взыскания с ответчика, Чипизубова Д.А. суммы долга, нарушившего условия трехстороннего договора, будет нарушено право его супруги, которая больше не сможет стать участником Программы, обладавшей этим правом.

В соответствии с п. 45 Типового положения, в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.

Так как на момент расторжения трудовых отношений с ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» по инициативе ответчика, в социальной сфере села продолжала трудовую деятельность супруга ответчика ФИО10, являющаяся членом молодой семьи, поэтому в силу п. 45 Типового положения оснований для взыскания суммы социальной выплаты, на момент увольнения ответчика не имеется.

Согласно разделу II Программы основными направлением государственной аграрной политики является повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.

С учетом целевых установок Концепции реализация Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения следующих целей: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Названная цель реализуется в том числе путем улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие в сельской местности сети общеобразовательных организаций, фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, плоскостных спортивных сооружений, учреждений культурно-досугового типа, развитие в сельской местности газификации, водоснабжения, объектами строительства и реконструкции автомобильных дорог, реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности; грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности; поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий; научно-методическое обеспечение реализации Программы.

Таким образом, с учетом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе досрочное расторжение трудового договора по инициативе члена молодой семьи - получателя социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения - без учета конкретных обстоятельств, наличия, либо отсутствия права молодой семьи на социальную выплату, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты, в случае если одним из членов семьи, не утратил данного права и продолжил работу в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. Член молодой семьи, постоянно проживающий в сельской местности и продолжающий осуществлять в сельской местности трудовую деятельность в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, не может быть лишен права на социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.

В настоящее время семья Чипизубовых, зарегистрированы и проживают в <адрес>, в доме, построенном, в том числе за счет, полученной ими социальной выплаты, имеют постоянное место работы. Чипизубовы, вступив в Программу и получив выплату, в дальнейшем выполнили основные задачи Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий», а именно, построили жилье, проживают и работают в сельской местности. В отношении ответчика не утрачены условия, дающие основание на использование социальной выплаты на приобретение жилья в рамках вышеуказанной программы, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания с ответчика суммы, полученной им в рамках участия в Программе.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░

2-6/2019 (2-170/2018;) ~ М-181/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство сельского хозяйства
Ответчики
Чипизубов Дмитрий Александрович
Другие
Чипизубова Татьяна Алексеевна
Суд
Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края
Судья
Гарголло Александра Юрьевна
Дело на сайте суда
alekzav--cht.sudrf.ru
17.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2018Передача материалов судье
17.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2019Судебное заседание
01.02.2019Судебное заседание
01.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2019Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее