АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курск Дело №А35-5203/2011
12 июля 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11.07.2011.
Полный текст решения изготовлен 12.07.2011.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Григоржевич Е.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Прозоровой Я.А., после перерыва, объявленного в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 11.07.2011, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Курской области
к индивидуальному предпринимателю Орлову Сергею Валерьевичу
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Дроздов Е.С. по доверенности №11-03 от 14.01.2011;
от индивидуального предпринимателя: не явился, извещен надлежащим образом.
Управление государственного автодорожного надзора по Курской области (далее - УГАДН по Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Орлова Сергея Валерьевича (далее – ИП Орлов С.В.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
После перерыва, объявленного в судебном заседании 11.07.2011, представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, представил в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, не возражал против рассмотрения дела в отсутствие лица, привлекаемого е административной ответственности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, в материалах дела имеется письменное заявление индивидуального предпринимателя о рассмотрении дела в его отсутствие и согласии с указанными в протоколе №110021 от 10.05.2011 нарушениями, письменно пояснил, что копию протокола получил 10.05.2011.
На основании ч.2 и ч.3 ст.156, ч.3 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Орлов Сергей Валерьевич, 27.11.1964 года рождения, место рождения: г. Курск, зарегистрирован по адресу: г.Курск, ул. Гагарина, д.4, кв. 67, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304463218800044, ИНН 463000129739.
Управлением государственного автодорожного надзора по Курской области ИП Орлову С.В. выдана лицензия №АСС 46-104339 от 03.04.2006 на право осуществления перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) сроком на 5 лет.
В соответствии с приказом УГАДН по Курской области от 08.04.2011 № 11-146-ГК в период с 11.04.2011 по 10.05.2011 проведена внеплановая проверка перевозочной деятельности ИП Орлова С.В., по результатам которой в его присутствии составлен Акт проверки №11192 от 10.05.2011 и протокол об административном правонарушении №110021 от 10.05.2011.
В результате проверки установлено, что ИП Орлов С.В. осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Существо административного правонарушения, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении от 10.05.2011 №110021, выразилось в осуществлении предпринимателем перевозки пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
- У ИП Орлова С.В. отсутствовали лицензионные карточки на транспортные средства ГАЗ-322132, регистрационный номер №В562СА46, ГАЗ-322132, регистрационный номер М286МА46, ГАЗ-322132, регистрационный номер М311МА46 в период с 05.04.2011 по 13.04.2011 при осуществлении перевозок пассажиров по маршрутам.
- Автомобиль ГАЗ-322132 регистрационный номер В562СА46 не соответствует техническим требованиям завода изготовителя (внесены изменения в конструкцию транспортного средства внутреннего оборудования: отсутствует поручень при входе в салон с левой стороны.
- индивидуальный предприниматель не соответствует квалификационным требованиям при осуществлении перевозок пассажиров.
- ИП Орлов С.В. не осуществляет контроль за соблюдением графика (расписания) движения автобусов водителями.
- лицензиатом не соблюдается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения - программно-целевой подход к деятельности. Отсутствует планирование мероприятий по реализации требований, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Орлова С.В.к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Полномочия государственных инспекторов Управления государственного автодорожного надзора по Курской области на составление протоколов об административных правонарушениях установлены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 №ГК-938фс, Приказом УГАДН по Курской области от 31.08.2009 №32, изданными во исполнение ч.4 ст.28.3 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, относятся перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно статье 2 указанного Федерального закона, лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе.
На основании п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637 (далее - Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом являются: а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством лицензионные требования и условия.
Согласно пункту 11 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
В силу пункта 14.6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Приказом Минтранса РФ от 18.12.2006 №153 одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, Управление выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку).
В соответствии с пунктом 2.1.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 водитель механического транспортного средства обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки:
- водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение;
- регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;
- документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
- в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом;
- в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
В ходе проверки установлено, что у ИП Орлова С.В. отсутствовали лицензионные карточки на транспортные средства ГАЗ-322132, регистрационный номер №В562СА46, ГАЗ-322132, регистрационный номер М286МА46, ГАЗ-322132, регистрационный номер М311МА46 в период с 05.04.2011 по 13.04.2011 при осуществлении перевозок пассажиров по маршрутам.
Подпунктом а пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.
Согласно пункту 1.5.22 «Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 №720, поручни и опоры для рук должны быть установлены таким образом, чтобы исключить возможность поломки при штатном использовании и нанесения повреждений пассажирам.
Проверкой установлено, что автомобиль ГАЗ-322132 регистрационный номер В562СА46 не соответствует техническим требованиям завода изготовителя (внесены изменения в конструкцию транспортного средства внутреннего оборудования: отсутствует поручень при входе в салон с левой стороны. Указанное подтверждается фотоматериалами.
В соответствии с приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 №75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте.
Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным ниже специальностям или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».
Согласно пункту 4д Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.
Как установлено в ходе проверки, индивидуальный предприниматель не соответствует квалификационным требованиям при осуществлении перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
В ходе проверки установлено, что ИП Орлов С.В. не осуществляет контроль за соблюдением графика (расписания) движения автобусов водителями (водитель Анненковым Ю.В. в период с 04.04.2011 по 07.04.2011, с 11.04.2011 по 13.04.2011 фактически выезжает на линию на автомобиле ГАЗ-322132, регистрационный номер В562СА46 в 06.00, 06.10, 05.30, 06.05, 05.50, 06.04, 05.40, водитель Червяковым Н.Н. в период с 08.04.2011 по 09.04.2011 на том же автомобиле в 05.50, 06.36, а согласно расписанию (график №3) выезд из гаража в 07.05).
В силу статьи 3 Федерального закона от 15.11.1995 №196 «О безопасности дорожного движения» основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Проверкой установлено, что лицензиатом не соблюдается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения - программно-целевой подход к деятельности. Отсутствует планирование мероприятий по реализации требований, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах, факт нарушения предпринимателем Орловым С.В. лицензионных требований и условий подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств.
Вышеперечисленные действия предпринимателя Орлова С.В. содержат признаки состава административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, относится к административным правонарушениям с формальным составом. Указанное правонарушение считается оконченным с момента невыполнения лицензионных требований и условий, ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или не возникновения угрозы жизни и здоровью граждан. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина ИП Орлова С.В. в нарушении лицензионных требований и условий судом установлена, подтверждается материалами дела и не оспаривается предпринимателем. В представленном суду заявлении указал, что с нарушениями, выявленными в ходе проверки и указанными в протоколе от 10.05.2011 №110021 об административном правонарушении, согласен.
Поскольку соблюдение требований законодательства о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) является профессиональной обязанностью предпринимателя Орлова С.В., суд находит его вину в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ установленной и доказанной.
Доказательств наличия каких-либо объективных причин, не позволивших предпринимателю Орлову С.В. исполнить в полном объеме обязанности, предусмотренные законодательством о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), суду не представлено.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, срок привлечения к ответственности не истек.
При таких обстоятельствах, требование УГАДН по Курской области о привлечении предпринимателя Орлова Сергея Валерьевича к административной ответственности подлежит удовлетворению.
Учитывая тот факт, что ранее ИП Орлов С.В. к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения уже привлекался неоднократно, что подтверждается информацией административного органа от 02.06.2011 №775-ИБ, арбитражный суд в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ признает указанное обстоятельство отягчающими административную ответственность.
Руководствуясь ст.ст. 2.1, 14.1, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 17, 29, 65, 70, 167-171, 176, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Орлова Сергея Валерьевича, 27.11.1964 года рождения, место рождения: г. Курск, зарегистрированного по адресу: г.Курск, ул. Гагарина, д.4, кв. 67, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304463218800044, ИНН 463000129739, к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Обязать индивидуального предпринимателя Орлова Сергея Валерьевича не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК МФ РФ по Курской области (УГАДН по Курской области ФСНСТ)
ИНН получателя платежа: 4632048928
КПП получателя платежа: 463201001
ОКАТО получателя платежа: 38401000000
БИК: 043807001
Код БК: 10611690040040000140
р/с: 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области г. Курска
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней после его принятия.
Судья Е.М. Григоржевич