Арбитражный суд Саратовской области
410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз, д.1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А57-12469/2011
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 27 октября 2011 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе: судьи - С.М. Степура,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ишановой М.С., рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова, г. Саратов
к индивидуальному предпринимателю Виноградовой Валентине Ивановне, г. Саратов
о взыскании финансовых санкций в размере 1039 руб. 20 коп. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования
при участии в заседании: представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен; от заинтересованного лица – Виноградова В.И., действующая на основании паспорта;
установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова с заявлением к индивидуальному предпринимателю Виноградовой Валентине Ивановне о взыскании финансовых санкций в размере 1039 руб. 20 коп. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Заявитель не явился в судебное заседание, извещен о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с требованиями статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем свидетельствует заказная корреспонденция № 92531.
Ответчик явился в судебное заседание, не исполнил определение суда от 12.09.2011г., не представил отзыв на заявление, возражает, против удовлетворения заявленного ходатайства, сообщила, что является пенсионером и не должна представлять в Пенсионный фонд сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Заявила ходатайство о снижении размера штрафа до 100 руб.
В судебном заседании 13.10.2011 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв судебного заседания до 09 час. 30 мин. 20.10.2011 года. Информация об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru, в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда. После перерыва продолжено судебное заседание.
Как видно из материалов дела, Виноградова В.И. зарегистрирована в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова, ОГРН 304645336501903 является индивидуальным предпринимателем и в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» отнесено к числу страхователей по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»» Федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного обеспечения.
Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ, под индивидуальным (персонифицированном) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», начиная с 1 января 2011 года физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет индивидуальные сведения один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом.
В силу статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами ПФ РФ в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона № 212-ЗФ, стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачивается страховые взносы, и тарифы страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В 2010 году стоимость страхового года для индивидуальных предпринимателей равна 10392 руб.
Следовательно, сумма штрафных санкций за нарушение срока предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования составляет 1039 руб. 20 коп.
Однако в нарушение названной нормы индивидуальным предпринимателем Виноградовой В.И. в установленные сроки не представлены сведения за отчетный период - 2010 год.
ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова по данному факту был составлен акт камеральной проверки № 3 от 30.05.2011г. об обнаружении фактов, свидетельствующих о непредставлении в установленные сроки сведений, необходимых для индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, который направлен в адрес заинтересованного лица, с извещением о времени и месте рассмотрения акта и принятия решения по данному вопросу. На рассмотрение акта предприниматель не явился, возражений на указанный акт не представил.
По результатам рассмотрения акта Управлением пенсионного фонда принято решение № 3 от 29.06.2011 года о привлечении предпринимателя к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 1039 руб. 20 коп., которое было направлено УПФ в адрес заинтересованного лица. На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности предпринимателю направлено требование № 3 об уплате штрафа от 21.07.2011г., что подтверждается реестром заказной корреспонденции. Решение и требование предпринимателем в добровольном порядке исполнены не были.
В судебном заседании предприниматель пояснила, что в связи с тем, что она является пенсионером, она не должна представлять в Пенсионный фонд сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, пунктом 2 статьи 14 и статьей 28 Закона о пенсионном страховании индивидуальные предприниматели являются страхователями, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере 150 рублей в месяц, из которых 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Закон о пенсионном страховании не содержит норм, предусматривающих освобождение лиц, признаваемых страхователями, от уплаты страховых взносов. Это связано с тем, что реализация прав граждан на трудовую пенсию находится во взаимосвязи с уплатой страховых взносов.
Статьей 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен порядок определения, перерасчета, индексации и корректировки трудовых пенсий.
Пункт 3 статьи 17 Закона о трудовых пенсиях во взаимосвязи со статьями 3, 10 данного Закона и статьей 7 Закона о пенсионном страховании устанавливает, что в случае продолжения трудовой деятельности застрахованными лицами после назначения пенсии им по их заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) при условии, что ими уплачиваются страховые взносы в ПФ РФ.
Пунктом 10 статьи 17 Закона о трудовых пенсиях установлен порядок перерасчета накопительной части трудовой пенсии.
Из вышеуказанных норм следует вывод о том, что с момента назначения трудовой пенсии лицу, ранее зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, не прекращается его обязанность по уплате страховых взносов, которые продолжают учитываться на его индивидуальном лицевом счете и в связи с уплатой которых производится перерасчет размера пенсии.
На основании изложенного довод предпринимателя о том, что она является пенсионером и не должна представлять сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования арбитражным судом отклонен.
Кроме того предприниматель заявила ходатайство о снижении размера штрафа до 100 руб.
От заявителя возражений по данному ходатайству не поступило.
Арбитражный суд, рассмотрев ходатайство предпринимателя о снижении размера штрафа, пришел к следующим выводам.
Одним из принципов привлечения лица к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при решении вопроса о взыскании соответствующих санкций учитываются не только характер правонарушения, степень вины правонарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлениях от 12.05.1998г. №14-П и от 15.07.1999г. № 11-П указал, что санкции, установленные законодателем, должны быть дифференцированы по размеру, закон должен предусматривать возможность их снижения, что позволит применять меры взыскания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Исходя из положений части 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ данные обстоятельства могут быть установлены как органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, так и судом. При этом перечень обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ, не является исчерпывающим.
Правонарушения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на отдельное пенсионное страхование (составной частью которых являются правоотношения по привлечению к ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации об страховых пенсионных взносах), распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
К указанным правонарушениям применимы, в частности, положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений», определяющие обстоятельства, смягчающие ответственность (пункт 1 статьи 112), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 статьи 114).
Такая позиция сформирована также в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004г. № 79 «Обзор практики споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».
В ходе рассмотрения дела заявителем не представлено доказательств, исключающих или смягчающих ответственность заявителя, как и не представлено самого заявления о применении к нему таких обстоятельств.
Данное обстоятельство не лишают ответчика права заявить ходатайство о снижении размера штрафа при рассмотрении требований о взимании санкций.
Арбитражный суд, заслушав мнение сторон, приходит к выводу о снижении размера штрафа, учитывая в качестве смягчающих ответственность обстоятельств отсутствие умысла на совершение правонарушения (обратное пенсионным фондом не доказано), материальное положение предпринимателя (она является пенсионером и имеет маленькую пенсию), предприниматель не преследовала цель уклонение от исполнения обязанности по уплате страховых взносов, а ошибочно заблуждалась, что являясь пенсионером освобождена от их уплаты.
Признание судом данных обстоятельств смягчающими не противоречит нормам указанного законодательства и является правом суда.
В соответствии с пунктом 4 стати 44 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В соответствии с изложенными нормами законодательства в бюджет подлежит перечислению соразмерный правонарушению и иным, с ним связанными обстоятельствами, штраф, определение соразмерности которого, в том числе находится в компетенции суда, рассматривающего дело.
Закрепленное в законе право суда оценивать условия совершения правонарушения, его характер, степень общественной опасности, последствия, в целях возможного дифференцированного подхода при применении наказания, и при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства возможность в обязательном порядке уменьшать штраф не менее чем в два раза, полностью согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, неотвратимости наказания, его справедливости, соразмерности тяжести совершенного нарушения.
Поскольку Законом № 212-ФЗ не установлено, в каком порядке и размере штраф может быть уменьшен (не определены пределы снижения штрафа), суд с учетом принципа индивидуализации ответственности считает возможным применить к правоотношениям по настоящему делу положение статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации и снизить размер подлежащего взысканию штрафа до 100 рублей.
При распределении судебных расходов суд руководствуется положениями п. 2 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Учитывая то, что заинтересованное лицо является предпринимателем, сумму взыскиваемых финансовых санкций, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины, взыскиваемой с заинтересованного лица, до 50 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с индивидуального предпринимателя Виноградовой Валентины Ивановны, 12.12.1948 года рождения, зарегистрированного по адресу: 410027, г. Саратов, ул. Мира, д. 25А, кв. 90 (ОГРН 304645336501903, ИНН 645300919614) в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова, г. Саратов, финансовые санкции в сумме 100 руб. за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
В остальной части отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Виноградовой Валентины Ивановны, 12.12.1948 года рождения, зарегистрированного по адресу: 410027, г. Саратов, ул. Мира, д. 25А, кв. 90 (ОГРН 304645336501903, ИНН 645300919614) в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 50 руб.
Исполнительный лист выдать взыскателю после вступления судебного акта в законную силу. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направить налоговому органу по месту нахождения должника.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области - С.М. Степура