Дело №2-68/2018 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2018 года г.Александровск
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.,
при секретаре Уточкиной Н.В.,
с участием заместителя зам.прокурора г. Александровска Белёва И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровске Пермского края дело по иску прокурора г.Александровска к Совету Депутатов Скопкортненского поселения об устранении нарушений законодательства по организации внешнего муниципального финансового контроля,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Александровска обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование указав, что в ходе проверки в Скопкортненском сельском поселении выявлено отсутствие контрольно-счетного органа, который вправе проводить внешнюю проверку бюджета, а также отсутствие соглашения с Земским собранием Александровского муниципального района о передаче Контрольно-счетной палате Александровского муниципального района полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, что является нарушением бюджетного законодательства. Просит возложить на Совет Депутатов Скопкортненского сельского поселения обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании "Скопкортненское сельское поселение" или заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования "Александровский муниципальный район" полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Александровска иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании председатель Совета депутатов Скопкортненского сельского поселения Стародубец М.П. против иска возражала, ссылаясь на наличие Соглашения между муниципальным образованием «Скопкортненское сельское поселение» и муниципальным образованием «Александровский муниципальный район» о передаче и принятии отдельных бюджетных полномочий поселения от ДД.ММ.ГГГГ Полагают, что функции внешнего финансового контроля выполняются по указанному Соглашению.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Общие принципы организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Создание таких органов в муниципальных образованиях в силу закона является обязательным.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
В соответствие с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
Согласно ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
В соответствии с ч. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 157 Бюджетного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся, в том числе контрольно-счетные органы муниципальных образований. Согласно пункту 2 указанной статьи контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет бюджетные полномочия по: аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств; экспертизе проектов решений о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов; экспертизе муниципальных программ; анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации; подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита; другим вопросам, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Бюджетные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Согласно пункту 2 статьи 265 Бюджетного кодекса РФ внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью исключительно контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритетного применения мер по предотвращению коррупции, позволяют суду признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность организации внешнего муниципального контроля в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 N 6- ФЗ.
В судебном заседании установлено, что в Скопкортненском сельском поселении Александровского муниципального района Пермского края отсутствует контрольно-счетный орган, который вправе проводить внешнюю проверку бюджета, а также отсутствует соглашение с Земским собранием Александровского муниципального района о передаче Контрольно-счетной палате Александровского муниципального района полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Исходя из предмета правового регулирования федерального закона №131-ФЗ, указанного в преамбуле, данный закон не разрешает вопросы необходимости существования контрольно-счетного органа муниципального образования, регламентируя лишь общий порядок образования органов местного самоуправления, поэтому должен применяться в системной связи с перечисленными выше требованиями федеральных законов. Кроме того, согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" любые нормативные правовые акты, включая федеральные законы, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и названному Федеральному закону.
Таким образом, в силу положений Бюджетного кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль является обязательной частью бюджетного процесса и осуществляется органами финансового контроля в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Довод ответчика о выполнении функции внешнего финансового контроля Финансовым управлением администрации Александровского муниципального района в связи с передачей Скопкортненским сельским поселением отдельных бюджетных полномочий Александровскому муниципальному району по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ судом не принимается.
Как следует из Соглашения, заключенногоДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием «Скопкортненское сельское поселение» и муниципальным образованием «Александровский муниципальный район», поселение передало, а район принял на себя на 2017 год отдельные бюджетные полномочия, поселение передало средства в виде межбюджетных трансфертов, а район распоряжается ими для выполнения отдельных бюджетных полномочий поселения, при этом исполнение осуществляет финансовое управление администрации района.
Суд полагает, что правовой статус финансового управления администрации района не равнозначен статусу контрольно-счетного органа муниципального образования, определяемого федеральным законодательством, поскольку оно не имеет возможности осуществлять контрольные полномочия в том объеме и на тех условиях, которые предусмотрены Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Неисполнение ответчиком обязанности по организации внешнего муниципального финансового контроля приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей Скопкортненского сельского поселения, нарушению бюджетного законодательства, поскольку не осуществляется контроль за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, не проводится экспертиза проектов местного бюджета, отсутствует информация о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также не проводятся в пределах полномочий мероприятия, направленные на противодействие коррупции.
Учитывая, что обязанность по организации внешнего муниципального финансового контроля ответчиком не выполнена, иск прокурора о возложении на ответчика соответствующей обязанности в судебном порядке подлежит удовлетворению.
При этом срок для устранения допущенных нарушений действующего законодательства суд находит разумным, установленным судом с учетом характера, объема и сложности мероприятий, необходимых для исполнения соответствующей обязанности.
Руководствуясь ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора г.Александровска удовлетворить.
Обязать Совет депутатов Скопкортненского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании "Скопкортненское сельское поселение" или заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования "Александровский муниципальный район" полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись О.Н.Ёлохова
Копия верна.
Судья: О.Н.Ёлохова
.