Дело № 2-932/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
5 марта 2019 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Феоктистовой О.А., при секретаре судебного заседания Дергуновой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неклюдовой Л.А. к Администрации города Омска, Управлению делами Администрации г. Омска о взыскании задолженности по невыплаченной доплате к страховой пенсии муниципального служащего,
УСТАНОВИЛ:
Истец Неклюдова Л.А. обратилась в суд с названным иском к ответчикам, в обоснование требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ год являлась <данные изъяты>. 27.12.2011 было принято постановление Мэра г. Омска №1829-п «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан». В этой связи, на основании распоряжения Администрации г. Омска от 19.09.2012 № 270 «Об установлении ежемесячной выплаты Неклюдовой Л.А.» истцу была установлена и выплачивалась мера социальной поддержки в размере 20 000 рублей. С 15.04.2016 г. выплата доплат была прекращена, в период с 15.04.2016 по 02.02.2016 меры социальной поддержки не производились, у Администрации г. Омска образовалась задолженность в размере 192 095,24 рублей. Основанием для прекращения ответчиком выплаты за спорный период являлось наличие решения Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2016 г. по делу № 2а-1047/2016, которым постановление Администрации г. Омска №182-п от 27.12.2011 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» признано не действующим. Во исполнение судебного решения Администрацией города Омска принято вступившее в силу с 15.04.2016 года постановление Администрации города от 13.04.2016 года №479-п «О признании утратившим силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска», которым постановление Мэра города от 27.12.2011 № 1829-п «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» признано недействующим. Вместе с тем, апелляционным определением Омского областного суда от 21 июня 2017 года указанное решение суда отменено (дело № 33а-3708/2017). Таким образом, судебная коллегия Омского областного суда высказала свои позиции по данной ситуации, признав постановление Администрации города Омска от 27 декабря 2011 года № 1829-п "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" действующим. На основании изложенного, просит взыскать с ответчика невыплаченную меру социальной поддержки за период с 15.04.2016 г. по 02.02.2017 года в размере 192 095,24 рублей.
В судебном заседании истец Неклюдова Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г. Омска по доверенности Баланов О.Ю. в судебное заседание не явился, суду предоставил отзыв, согласно которому полагает, что право на доплату возникло на основании постановления Мэра г. Омска от 27.12.2011 г. № 1829-п «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», которое постановлением Администрации г. Омска от 13.04.2016 № 479-п признано утратившим силу, что явилось основанием для прекращения с 15.04.2016 права на доплату к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы г. Омска. Вновь право на доплату установлено решением Омского городского Совета от 25.01.2017 № 504 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», вступившим в силу с 03.02.2017 и распространившим свое действие лишь на будущие правоотношения. В период с 15.04.2016 введения в действие решения Омского городского Совета от 25.01.2017 № 504 отсутствовал правовой акт, предусматривающий право на доплату к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы г. Омска. Кроме того, в бюджете г. Омска на 2018 год не предусмотрены денежные средства на осуществление названной категории лиц доплаты за период с 15.04.2016 по 03.02.2017. Просит в иске отказать..
Представители ответчика Управления делами Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также названным Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ.
В силу пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
По правилу части 1 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего при этом осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 24).
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в период до 01.01.2015, предусматривалось, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Аналогичная норма содержится в части 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Постановлением Администрации г.Омска от 27.12.2011 г. №1829-п «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки за счет средств бюджета города Омска граждан, ранее замещавших отдельные должности в органах государственной власти и управления в городе Омске, местных органах власти и управления города Омска, органах городского самоуправления города Омска, муниципальном органе города Омска, органах местного самоуправления города Омска.
Кроме того, утверждено Положение о мерах социальной поддержки граждан, ранее замещавших отдельные должности в органах государственной власти и управления в городе Омске, местных органах власти и управления города Омска, органах городского самоуправления города Омска, муниципальном органе города Омска, органах местного самоуправления города Омска (далее – Положение, утвержденное постановлением Администрации г. Омска № 1829-п).
Перечень лиц, которым назначаются выплаты, а также условия, при которых они назначаются, поименованы в пунктах 2 Положения, утвержденного постановлением Администрации г. Омска № 1829-п.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В судебном заседании установлено, что истец замещала муниципальную должность города Омска категории «А» заместителя комиссии по здравоохранению Омского городского Совета на постоянной основе, является получателем пенсии по старости.
Распоряжением Мэра г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-к Неклюдовой Л.А., замещавшей муниципальную должность города Омска, на основании письменного заявления о назначении ежемесячной выплаты, установлена ежемесячная выплата в размере двадцати тысяч рублей.
Право Неклюдовой Л.А. на получение ежемесячной выплаты в размере 20 000 руб. было основано на постановлении Администрации города Омска от 27.12.2011 г. № 1829-п «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».
В период с 01.07.2012 г. до 15.04.2016 г. истцу производилась выплата на основании постановления Администрации г. Омска от 27.12.2011 г. № 1829-п «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» и распоряжения Мэра г. Омска от 19.09.2012 г. №270-к.
Прекращение выплаты с 15.04.2016 г. произведено на основании распоряжения Администрации города Омска от 25.04.2016 г. № 119-к, принятие которого было обусловлено вынесением постановления Администрации г. Омска от 13.04.2016 г. № 479-п, которым признано утратившим силу постановлении Администрации города Омска от 27.12.2011 г. № 1829-п. При этом из преамбулы постановления Администрации г. Омска от 13.04.2016 г. № 479-п следует, что основанием для его принятия послужило решение Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2016 г. по делу № 2а-1047/2016.» (л.д. 26).
Так, решением Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2016 года по делу № 2а-1047/2016 по административному иску прокурора г. Омска постановление Мэра города Омска от 27.12.2011 № 1829-п «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» признано полностью недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение судебного решения Администрацией г. Омска принято вступившее в силу с 15.04.2016 года постановление Администрации г. Омска от 13.04.2016 № 479-п «О признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска», которым постановление Мэра города Омска от 27.12.2011 № 1829-п «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» признано утратившим силу.
В силу распоряжения Администрации г. Омска от 25.04.2016 года № 119-к с 15.04.2016 года выплата ежемесячной выплаты лицам, ранее замещавшим отдельные должности в органах государственной власти и управления в городе Омске, местных органах власти и управления города Омска, органах городского самоуправления города Омска, муниципальном органе города Омска, органах местного самоуправления города Омска, в том числе, истцу прекращена (л.д.26-27).
Вместе с тем, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 21.06.2017 года решение Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2016 года по делу № 2а-1047/2016 отменено, прокурору г. Омска отказано в удовлетворении требований о признании недействующим постановления Администрации г. Омска «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» № 1829-п.
Решением Омского городского Совета от 25.01.2017 года № 504 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», вступившим в силу с 03.02.2017 г., предусмотрено, предоставление мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Омска категориям граждан, ранее замещавшим отдельные должности в органах государственной власти и управления в городе Омске, местных органах власти и управления города Омска, органах городского самоуправления города Омска, муниципальном органе города Омска, органах местного самоуправления города Омска.
Распоряжением Администрации г. Омска от 02.03.2017 № 79-к истцу на основании его заявления с 06.02.2017 установлена ежемесячная выплата в размере 20 000 рублей (л.д. 24).
Обращаясь в суд с иском о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к страховой пенсии, истец считает, что в связи с отменой решения Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2016 о признании недействующим оспариваемого прокурором г. Омска постановления муниципальным служащим г. Омска восстановлено право на доплату к страховой пенсии с момента ее отмены, то есть с 15.04.2016.
В период с 15.04.2015 по 02.02.2017 ежемесячная доплата к страховой пенсии истцу не производилась.
Возражая против удовлетворения заявленных истцом требований представитель ответчика Администрации г. Омска, полагал, что возникшее на основании постановления Администрации г. Омска от 27.12.2011 № 1829-п право на ежемесячную доплату к страховой пенсии прекращено с 15.04.2016 на основании постановления Администрации г. Омска от 13.04.2016 № 479-п, которым постановление Администрации г. Омска от 27.12.2011 № 1829-п признано утратившим силу. Вновь право на доплату установлено решением Омского городского Совета от 25.01.2017 года № 504, вступившим в силу с 03.02.2017 и распространившим свое действие лишь на будущие правоотношения.
С учетом изложенного, в период с 15.04.2016 до 03.02.2017 отсутствовал правовой акт, предусматривающий право на доплату к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы г. Омска.
Указанные доводы стороны ответчика не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению судом, поскольку постановление Администрации г. Омска от 13.04.2016 № 479-п «О признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска», которым постановление Администрации г. Омска от 27.12.2011 № 1829-п «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» признано утратившим силу, принято в порядке исполнения решения Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2016 по делу № 2а-1047/2016, которое впоследствии было отменено, как указывалось ранее.
Суд не соглашается и с доводом ответчика о том, что постановление Администрации г. Омска от 13.04.2016 № 479-п, которым признано утратившим силу постановление Администрации г. Омска от 27.12.2011 № 1829-п, до настоящего времени действует и никем не оспорено в силу следующего.
По правилам части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 209 ГПК РФ в случае, если по апелляционной жалобе определением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.
Соответственно, Администрации г. Омска после постановленного апелляционного определения, которым признана законность оспариваемого постановления № 1829-п от 27.12.2011, должна была привести свои нормативно-правовые акты, принятые во исполнение решения Центрального суда г. Омска от 11.03.2016 по делу № 2а-1047/2016, в соответствие, но этого сделано не было. Не смотря на это, поскольку судебной коллегией по административным делам Омского областного суда от 21.06.2017 признана законность оспариваемого нормативного правового акта, оснований не применять его к спорным правоотношениям не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у рассматриваемой категории лиц, к числу которой отнесена и истец, права на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии в период с 15.04.2016 до дня назначения таким лицам пенсии за выслугу лет на основании их заявлений в соответствии с Решением Омского городского Совета от 25.01.2017 г. № 504 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».
В силу положений статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Администрация <адрес>, осуществляя правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы <адрес>, и действуя при этом в пределах своей компетенции, приняла постановление Администрации г. Омска от 27.12.2011 г. № 1829-п «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».
Пунктами 5 и 24 указанного постановления определено, что доплата назначается и прекращается распоряжениями Администрации г. Омска.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Устава г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, Администрация г. Омска организует реализацию Решений Омского городского Совета, постановлений и распоряжений мэра г. Омска, правовых актов Администрации г. Омска.
Принимая во внимание, что назначение и прекращение доплаты к страховой пенсии осуществляется Администрацией г. Омска, управление делами Администрации г. Омска производит выплаты на основании распоряжения Администрации г. Омска и по ее поручению. В этой связи суд приходит к выводу, что Администрация города Омска является надлежащим ответчиком по заявленному иску о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к страховой пенсии.
Согласно расчету истца, не оспоренного ответчиком, невыплаченная истцу сумма ежемесячной доплаты к страховой пенсии за период с 15.04.2016 по 02.02.2017 составляет 192 095,24 рублей.
Альтернативного расчета не представлено.
Имеющийся в материалах дела расчет проверен судом, оснований для перерасчета не имеется, поскольку в расчете приведен механизм подсчета, в том числе за неполные месяцы, расчет является верным и соответствует заявленному периоду задолженности и размеру ежемесячной доплаты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения в полном объеме требований истца, с взысканием с ответчика в пользу истца невыплаченной доплаты к пенсии за период с 15.04.2016 по 02.02.2017 составляет 192 095,24 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Неклюдовой Л.А. к Администрации города Омска, Управлению делами Администрации г. Омска о взыскании задолженности по невыплаченной доплате к страховой пенсии муниципального служащего удовлетворить.
Взыскать с Администрации города Омска в пользу Неклюдовой Л.А. невыплаченную доплату к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 192 095 рублей 24 копейки.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Феоктистова
решение в окончательной форме изготовлено 07.03.2019