Решение по делу № 12-290/2016 от 11.07.2016

№ 12-290(16)

РЕШЕНИЕ

город Ачинск Красноярского края,

улица Назарова, 28 Б                                    24 августа 2016 года

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Антипова В.В.,

с участием

защитника акционерного общества «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат» (до 21 июня 2016 года открытого акционерного общества «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат») – Бавдей Н.В., действующей на основании доверенности 24 АА 1485119 от 24.03.2015,

представителя юрисдикционного органа – начальника отдела правового обеспечения Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Хапчук Е.А.,

представителя юрисдикционного органа – старшего государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Воропаевой Е.В.,

представителя юрисдикционного органа – государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Лосюкова Е.Н.,

представителя юрисдикционного органа – государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Самохиной Н.А.,

при секретаре Карельской Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего директора акционерного общества «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат» (до 21 июня 2016 года открытого акционерного общества «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат») Жукова Е.И. на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 15.06.2016 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 15.06.2016 года ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат» (в настоящее время АО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат») (далее по тексту Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 60000 рублей за то, что совершило порчу земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства, при следующих обстоятельствах:

В период с 14.04.2016 года по 20.05.2016 года Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю была проедена внеплановая выездная проверка ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат», расположенного по адресу: Красноярский край, город Ачинск, по факту разлива жидкости темно-коричневого цвета с территории ОАО «РУСАЛ Ачинск» на земли сельскохозяйственного назначения. В ходе проверки установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования сенокосы и пастбища на кормовые цели, расположенном в кадастровом квартале № 24:02:0703001 по адресу: Красноярский край, Ачинский район, в 700 м. на север от шламовой карты № 1, в 100 м. на северо-запад от здания кафе «Амиго», поверх плодородного слоя почвы находится жидкость темно-коричневого цвета (сточные воды) в форме двух вытянутых водоемов (направленных от автодороги М-53 в сторону реки Чулым), по химическому составу идентичная с дренажными и фильтрационными водами шламохранилища ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат», и образованная в результате движения жидкости через проем под автодорогой М-53, в результате чего, произошло загрязнение почвы, выразившееся в увеличении содержания вредных веществ в размере, превышающим предельно допустимые концентрации (ПДК), а также значительном снижении качественного состояния плодородного слоя почвы (снижении природно-хозяйственной ценности земли). Тем самым, ОАО «РУСАЛ Ачинск» совершена порча земель на площади 1,96 га (причинен ущерб почвам, как объекту окружающей среды).

Законный представитель ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат» - управляющий директор Жуков Е.И., не согласившись с указанным постановлением, обратился в городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. Свои требования мотивирует тем, что при рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением (Россельхознадзора по Красноярскому краю) не дана надлежащая оценка доводам АО «РУСАЛ Ачинск». Обществу вменяется в вину часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ, которая предусматривает наказание за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Такие правила обращения устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами. Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении от 01.06.2016, постановлении об административном правонарушении от 15.06.2016 № 63-118 не отражено, какие именно правила обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления нарушены Обществом; в чем выразилось со стороны Общества нарушение конкретных правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, и которое привело, по мнению Управления, к порче земель. Считает, что доводы Управления являются недостаточными для вывода о наличии в действиях (бездействии) Общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ. Поскольку Управлением не установлено, какие именно правила обращения с опасными веществами или отходами производства и потребления нарушены, то события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, не установлено.

    В судебном заседании защитник Общества Бавдей Н.В. поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям. Дополнительно суду пояснила, что законодательного закрепления порчи земель нет (понятие порчи земель не раскрывается ни в одном нормативном правовом акте), в связи с чем, не существует события административного правонарушения, совершенного путем порчи земель. Кроме того, в связи с тем, что Обществу вменяется в вину нарушение правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства, в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано какие именно правила нарушило Общество и в чем выражается это нарушение. Кроме того, Обществу вменяется в вину загрязнение почвы натрием, в то время, как (согласно ГОСТ 27593-88) обменный натрий не является веществом, загрязняющим почву, а является агрохимическим показателем почвы – ионообменное свойство почвы.

    Представитель юрисдикционного органа – начальник отдела правового обеспечения Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Хапчук Е.А. против удовлетворения жалобы возражала. Дополнительно суду пояснила, что существует ряд нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения с опасными веществами и отходами производства: СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения»; СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления»; ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель»; Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; Земельный кодекс Российской Федерации. В соответствии с пунктом 25 СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», такие гидротехнические сооружения, как шламовое поле (место хранения отходов производства глинозема – шлама), должны иметь противофильтрационные экраны. Карта № 1 такого экрана не имеет, в связи с чем, шламовые воды попадают в поверхностные и подземные слои почвы и воду. Понятие порчи земли раскрыто в письме Роскомзема от 29.03.1194 № 3-14-1/404 «О направлении документов для использования в работе».

    Представитель юрисдикционного органа – старший государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Воропаева Е.В. против удовлетворения жалобы возражала. Дополнительно суду пояснила, что порча земли выражается в снижении природно-хозяйственной ценности земли. В результате взятия проб поверхностных и подземных вод и их последующего анализа, в этих водах установили наличие опасных веществ, содержание которых превышает предельно допустимые концентрации. Содержание этих опасных веществ аналогично содержанию таких веществ в шламовых водах ОАО «РУСАЛ Ачинск».

Представитель юрисдикционного органа – государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Самохина Н.А. против удовлетворения жалобы возражала. Дополнительно суду пояснила, что натрий, содержащийся в почве, не является опасным веществом лишь в небольшом количестве. При больших концентрациях, он становится опасным веществом, загрязняющим почву (пункт 11 Приказа Миприроды РФ от 04.12.2014 № 536 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ ОТХОДОВ К I - V КЛАССАМ ОПАСНОСТИ ПО СТЕПЕНИ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ».

Представитель юрисдикционного органа – государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Лосюков Е.Н. против удовлетворения жалобы возражал.

Изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ регулируются, в том числе ФЗ "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 года.

Согласно ч. 1 ст. 4 указанного закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.

В силу положений п. п. 1, 2 ст. 39 Закон "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, акты земельного законодательства основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Судом установлено, что ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат» совершило порчу земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства, при следующих обстоятельствах: В период с 14.04.2016 года по 20.05.2016 года Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю была проедена внеплановая выездная проверка ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат», расположенного по адресу: Красноярский край, город Ачинск, по факту разлива жидкости темно-коричневого цвета с территории ОАО «РУСАЛ Ачинск» на земли сельскохозяйственного назначения. В ходе проверки установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования сенокосы и пастбища на кормовые цели, расположенном в кадастровом квартале № 24:02:0703001 по адресу: Красноярский край, Ачинский район, 4 в 700 м. на север от шламовой карты № 1, в 100 м. на северо-запад от здания кафе «Амиго», поверх плодородного слоя почвы находится жидкость темно-коричневого цвета (сточные воды) в форме двух вытянутых водоемов (направленных от автодороги М-53 в сторону реки Чулым), по химическому составу идентичная с дренажными и фильтрационными водами шламохранилища ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат», и образованная в результате движения жидкости через проем под автодорогой М-53, в результате чего, произошло загрязнение почвы, выразившееся в увеличении содержания вредных веществ в размере, превышающим предельно допустимые концентрации (ПДК), а также значительном снижении качественного состояния плодородного слоя почвы (снижении природно-хозяйственной ценности земли). В соответствии с пунктом 25 СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», такие гидротехнические сооружения, как шламохранилище (место хранения отходов производства глинозема – шлама), должны иметь противофильтрационные экраны. Карта № 1 шламохранилища такого экрана не имеет, в связи с чем, шламовые воды попадают в поверхностные и подземные слои почвы и воду. Тем самым, ОАО «РУСАЛ Ачинск» совершена порча земель на площади 1,96 га (причинен ущерб почвам, как объекту окружающей среды).

           Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д.197-199), актом проверки №111-118 от 20.05.2016 года (л.д.4-16), актом осмотра территории от 08.04.2016 года (л.д.21-22), сведениями ЕГРЮЛ (л.д.26-42), свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.43,44), договором аренды № 18/15 от 28.12.2015 года (л.д.65-68), актом приема-передачи земельного участка, предоставляемого на праве аренды (л.д.69), разрешением на строительство (л.д. 70-73), материалами ведеосъемки (л.д.74), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д.75-78), фототаблицей (л.д.79-96), протоколом отбора проб от 19.04.2016 года (л.д.120, 121), протоколом анализа от 25.04.2016 года (л.д.125, 126, 127, 128), экспертным заключением (л.д.129-131), протоколом отбора проб от 20.04.2016 года (л.д.134-135, 136-137), сопроводительным талоном (л.д.138), паспортом обследуемого участка (л.д.139), бланком описания пробной площадки (л.д.140, 141, 142, 143, 144), схемой места отбора (л.д.144), каталогом координат (л.д.145-147), протоколом испытаний от 11.05.2016 года (л.д.157, 158, 159,160, 161, 162, 163, 164, 165), протоколом испытаний от 10.05.2016 года (л.д. 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173), экспертным заключением от 19.05.2016 года (л.д. 176-193).

При таких данных, вина ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ – порча земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства, в судебном заседании установлена.

Имеющие значение по делу обстоятельства должностным лицом административного органа установлены в полном объеме, действиям лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дана надлежащая оценка, и они правильно квалифицированны. Мера наказания за совершенное правонарушение определена в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

Решил:

Постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 15.06.2016 года в отношении открытого акционерного общества «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат» по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу законного представителя ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат» управляющего директора Жукова Е.И., - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти суток со дня получения копии решения, путем подачи жалобы или принесения протеста через Ачинский городской суд.

    Судья                                                     В.В.Антипов

12-290/2016

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ОАО "Русал Ачинский Глиноземный комбинат"
Другие
Жуков Евгений Иванович
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Попов Алексей Валерьевич
Статьи

КоАП: ст. 8.6 ч.2

Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
12.07.2016Материалы переданы в производство судье
12.07.2016Истребованы материалы
04.08.2016Поступили истребованные материалы
24.08.2016Судебное заседание
02.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее