Мотивированное решение изготовлено 22.04.2013 г.
Дело № 2-182/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск 17 апреля 2013 г.
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кокшарова Е.В.,
с участием:
представителя истца - заместителя Алапаевского городского прокурора Мелкозеровой Т.В.,
представителя ответчика - ООО УК «АКС» Соколкиной М.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Быковой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО г. Алапаевск, Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Алапаевские коммунальные системы», третьим лицам - Обществу с ограниченной ответственностью «Алапаевск-Энерго», Обществу с ограниченной ответственностью «Свердловские энергетические системы» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Алапаевский городской прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО г. Алапаевск, ООО УК «Алапаевские коммунальные системы», в котором просил:
- признать бездействие администрации МО г. Алапаевск, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации обеспечения жителей, проживающих в многоквартирных домах <адрес>, по <адрес>, коммунальной услугой - горячее водоснабжение, незаконным;
- признать бездействие ООО УК «Алапаевские коммунальные системы», выразившееся в непринятии мер по надлежащему обеспечению жителей, проживающих в многоквартирных домах <адрес>, по <адрес>, коммунальной услугой - горячее водоснабжение, незаконным;
- обязать администрацию МО г. Алапаевск и ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» обеспечить жителей, проживающих в многоквартирных домах <адрес>, коммунальной услугой - горячее водоснабжение.
В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Мелкозерова Т.В. в обоснование иска пояснила, что Алапаевской городской прокуратурой по многочисленным жалобам граждан, проживающих в микрорайоне «<данные изъяты>» г. Алапаевска по факту отсутствия в многоквартирных домах горячего водоснабжения проведена проверка, в ходе которой установлено следующее. Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время жителям многоквартирных домов, расположенных в <адрес>, управление которыми осуществляет ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» не предоставлена коммунальная услуга - горячее водоснабжение. Таким образом, управляющей компанией в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, не обеспечено бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года жителей указанных выше многоквартирных домов. Помимо ООО УК «Алапаевские коммунальные системы», обязанность по обеспечению населения водоснабжением лежит на органах местного самоуправления, а именно администрации МО г. Алапаевск, которая в течение значительного времени не устранила нарушения законодательства. Неисполнение ответчиками законодательных норм может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний (дифтерия, корь, краснуха, гепатит), а также к другому вредному воздействию на человека (утомляемость, снижение сопротивляемости организма), чем нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Представитель ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» - Соколкина М.А. иск не признала и пояснила, что ответчик осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными в <адрес>, жители, которых действительно с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не обеспечены централизованным горячим водоснабжением, поскольку сложившаяся в микрорайоне «<данные изъяты>» система открытого разбора горячего водоснабжения не обеспечивает его надлежащее качество, о чем ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» неоднократно уведомляло население. В настоящее время подготавливаются и ведутся общие собрания собственников в форме заочного голосования по вопросу установки бойлеров в указанных выше многоквартирных домах. Управляющая организация подготовила документы для МКУ «Дирекция единого заказчика» для вступления в программу установки бойлеров в многоквартирные дома, собственники которых приняли положительное решение на общем собрании. Также ответчиком разрабатывается Положение о порядке финансирования работ по переоборудованию системы подачи горячего водоснабжения с использованием бойлеров.
Представитель ответчика - администрации МО г. Алапаевск, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил отзыв с возражениями на иск и просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц - ООО «Алапаевск-Энерго», ООО «Свердловские энергетические системы», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представили отзывы на иск.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца - заместителя Алапаевского городского прокурора Мелкозеровой Т.В., ответчика - ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» Соколкиной М.А., суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Аналогичные положения, касающиеся возможности обращения прокурора в суд, содержатся в п. 4 ст. 27 Федерального закона №2201-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре».
Согласно ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п.п. «в,д» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 (далее Правила) условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие:
- предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1;
- качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п.п. «а» п.31, 33 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель, в свою очередь, имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно п.п. «б» п. 4 Правил потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе, горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Пунктом 4 Приложения №1 к Правилам установлено требование к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а именно бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в соответствии с выборами заочного голосования собственников многоквартирные дома, расположенные в <адрес>, находятся в управлении ООО УК «Алапаевские коммунальные системы», с которыми в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заключены соответствующие договора.
Как следует из п. 2.1 Устава ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» основной целью деятельности общества является извлечение прибыли, полное и качественное удовлетворение потребностей российских и иностранных предприятий, организаций, граждан в продукции (товарах, работах, услугах), производимых или реализуемых обществом.
Согласно п. 2.2 Устава одним из видов деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда, в т.ч. организация технического обслуживания систем отепления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.
В соответствии с п. 2.1, 3.1.2 договоров на управление многоквартирными домами, расположенными в <адрес> ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» обязуется организовать оказание жилищно-коммунальных услуг и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества, а также самостоятельно или с привлечением иных лиц организовать предоставление коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.
Представителем ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» также не оспаривается, что ответчиком осуществляется деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг, в том числе на нем лежит обязанность по обеспечению жителей названных выше многоквартирных домов горячим водоснабжением.
Таким образом, ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» является лицом, ответственным за обеспечение коммунальными услугами, в том числе по горячему водоснабжению жителей многоквартирных домов <адрес>
Суд в соответствии с ч.2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса РФ считает установленным, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время жителям указанных выше многоквартирных домов коммунальная услуга по горячему водоснабжению ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» не предоставляется, в силу признания данных обстоятельств представителем ответчика.
Нарушение ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» режима обеспечения населения коммунальной услугой нашло также подтверждение постановлением Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области №11 от 18.01.2013 г., которым установлена вина ответчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Вместе с тем, длительное не исполнение ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» требований законодательства в части бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения в течение года жителей многоквартирных домов <адрес> которые являются для ответчика обязательными, нарушает права жителей указанных домов на благоприятную среду обитания.
Суд находит несостоятельными доводы представителя ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» о том, что ответчиком предпринимаются действия по обеспечению жителей многоквартирных домов горячим водоснабжением, а именно подготавливаются и ведутся общие собрания собственников в форме заочного голосования по вопросу установки бойлеров в указанных выше многоквартирных домах, разрабатывается Положение о порядке финансирования работ по переоборудованию системы подачи горячего водоснабжения с использованием бойлеров.
В соответствии с п. 2.6.2, 2.6.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. №170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями.
Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
В соответствии с разделом XVI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. Освобождение от ответственности возможно лишь в случае воздействия обстоятельств непреодолимой силы.
Представителем ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» указывается, что сложившаяся в течение длительного периода времени в микрорайоне «Станкозавод» система открытого разбора горячего водоснабжения не обеспечивает его надлежащее качество, в связи с чем, имеется необходимость установки в многоквартирных домах бойлеров для обеспечения жителей горячим водоснабжением.
Как следует из договора № от ДД.ММ.ГГГГ МО г. Алапаевск, являющееся собственником сетей горячего водоснабжения находящихся на территории микрорайона «<данные изъяты>» г. Алапаевска, безвозмездно передало их в пользование ООО УК «Алапаевские коммунальные системы», которому как минимум с указанного времени стало известно о невозможности предоставления населению коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.
Вместе с тем, на протяжении длительного периода времени ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» не предпринималось каких - либо действий, в том числе и по установке в многоквартирных домах бойлеров, что привело к грубейшему нарушению прав жителей, которым коммунальная услуга по горячему водоснабжению с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не предоставляется.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч.1 ст. 6 Устава МО г. Алапаевск, принятого решением Думы МО г.Алапаевск от 04.07.1996 г. № 43, к вопросам местного значения городского округа относятся, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 38 Устава МО г. Алапаевск, принятого решением Думы МО г.Алапаевск от 04.07.1996 г. № 43 организация в границах муниципального образования город Алапаевск электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относятся к полномочиям администрации МО г. Алапаевск.
Судом установлено, что МО г. Алапаевск является собственником сетей горячего водоснабжения находящихся на территории микрорайона «<данные изъяты>» г. Алапаевска, в связи с чем, администрации МО г.Алапаевска, как исполнительному органу должно быть известно о невозможности обеспечения жителей горячим водоснабжением централизовано.
Таким образом, на администрации МО г. Алапаевск, являющейся органом местного самоуправления, наряду с ООО УК «Алапаевские коммунальные системы» лежит обязанность по обеспечению жителей, проживающих в многоквартирных домах <адрес> водоснабжением, в том числе и горячим.
В свою очередь, неисполнение ООО УК «Алапаевские коммунальные системы», администрацией МО г.Алапаевск законодательства может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний, а также к другому вредному воздействию на человека (утомляемость, снижение сопротивляемости организма), чем нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
При этом, отсутствие у ответчиков необходимых денежных средств не является обстоятельством непреодолимой силы, которое бы препятствовало исполнению ими требований законодательства.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством Алапаевский городской прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход государства, согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, следует отнести за счет ответчика - ООО УК «Алапаевские коммунальные системы», не освобожденного от ее уплаты.
Исходя из требований ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу составляет 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО г. Алапаевск, Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Алапаевские коммунальные системы», третьим лицам - Обществу с ограниченной ответственностью «Алапаевск-Энерго», Обществу с ограниченной ответственностью «Свердловские энергетические системы» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО г. Алапаевск, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации обеспечения жителей, проживающих в многоквартирных домах <адрес>, коммунальной услугой - горячее водоснабжение, незаконным.
Признать бездействие ООО Управляющая компания «Алапаевские коммунальные системы», выразившееся в непринятии мер по надлежащему обеспечению жителей, проживающих в многоквартирных домах <адрес>, коммунальной услугой - горячее водоснабжение, незаконным.
Обязать администрацию МО г. Алапаевск и ООО Управляющая компания «Алапаевские коммунальные системы» обеспечить жителей, проживающих в многоквартирных домах <адрес> коммунальной услугой - горячее водоснабжение.
Взыскать с ООО Управляющая компания «Алапаевские коммунальные системы» в доход государства государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области.
Судья Е.В. Кокшаров