Гражданское дело №
УИД 19RS0№-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 11 марта 2020 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Райковой И.В.,
при секретаре Мастраковой А.В.,
с участием представителя истца заместителя прокурора Аскизского района Республики Хакасия Гузик П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аскизского района Республики Хакасия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Усть-Камыштинского сельсовета об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Аскизского района Республики Хакасия (далее - Прокурор), действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Усть-Камыштинского сельсовета (далее - Администрация) об обязании совершить определенные действия. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенного с участием специалиста Межмуниципального отдела по г. Абаза, Аскизскому и Таштыпскому району Управления Росреестра по Республике Хакасия ФИО3 осмотра земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №) общей площадью № кв.м., установлена несанкционированная свалка отходов, в числе которых: изделия из натуральной древесины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные (код по ФККО 4 04 100 00 00 0), отходы упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненные (код по ФККО 4 05 180 00 00 0), отходы пленки из полиэтилентерефталата незагрязненные (код по ФККО 4 34 181 02 29 5), отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 110 04 51 5), тара стеклянная незагрязненная (код по ФККО 4 51 102 00 20 5), бой строительного кирпича (код по ФККО 3 43 210 01 20 5). Лицо, виновное в несанкционированном накоплении отходов, не установлено. По информации межрайонного отдела по <адрес>, Аскизскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес>, указанный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Усть-Камыштинского сельсовета <адрес> Республики Хакасия. В соответствии пп. 2 и 3 ст. 4 Устава муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), ст.ст. 3, 5, 6 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ муниципальных образований <адрес> и наделении их, соответственно, статусом муниципального района, городского, сельского поселения» муниципальное образование Усть-Камыштинский сельсовет наделено статусом сельского поселения и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является самостоятельным муниципальным образованием, в границах которого находится аал Катанов. При изложенных обстоятельствах вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированной свалки на территории Усть-Камыштинского сельсовета <адрес> разрешается на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка, которым является орган местного самоуправления муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет. Таким образом, в силу приведенных требований федерального законодательства, на администрацию Усть-Камыштинского сельсовета возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки с указанной выше территории. Наличие свалки отходов на территории Усть-Камыштинского сельсовета влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. С учетом изложенного, сославшись на положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>», проанализировав содержание устава Администрации, полагая, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на указанной территории законодательно возложена на Администрацию Усть-Камыштинского сельсовета, просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать деятельность по ликвидации несанкционированной свалки на вышеуказанном земельном участке.
В судебном заседании представитель процессуального истца - заместитель прокурора Аскизского района Гузик П.Г. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика глава Администрации Усть-Камыштинского сельсовета Спирин Н.Н., в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте проведения судебного заседания, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлял. В своих возражениях от ДД.ММ.ГГГГ, поданных на исковое заявление прокурора <адрес>, просил отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с тем, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, аал Катанов, <адрес>, в 1,2 км на северо-восток от <адрес>, с кадастровым номером 19:05:070903:72, предназначенный для размещения и эксплуатации полигона ТБО, площадью 20 447 кв.м. Таким образом, полагает, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ), суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9).
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В статье 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
То есть обязанность по защите земель от негативного воздействия возложена не только на собственников, но и на иных землепользователей, которыми являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования (п. 3 ст. 5 ЗК РФ).
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Из материалов дела следует и не оспаривалось ответчиком, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый №) общей площадью 20447 кв.м., установлена несанкционированная свалка отходов, в числе которых: изделия из натуральной древесины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные (код по ФККО 4 04 100 00 00 0), отходы упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненные (код по ФККО 4 05 180 00 00 0), отходы пленки из полиэтилентерефталата незагрязненные (код по ФККО 4 34 181 02 29 5), отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 110 04 51 5), тара стеклянная незагрязненная (код по ФККО 4 51 102 00 20 5), бой строительного кирпича (код по ФККО 3 43 210 01 20 5).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления Администрации Усть-Камыштинского сельсовета <адрес> Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый №) общей площадью 20447 кв.м., находится в постоянном (бессрочном) пользовании Администрации Усть-Камыштинского сельсовета <адрес> Республики Хакасия.
Таким образом, несанкционированная свалка, находится на земельном участке с кадастровым номером 19:05:070903:72, площадью - 20447 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, аал Катанов, <адрес>, в 1,2 км на северо-восток от <адрес>, принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации Усть-Камыштинского сельсовета <адрес> Республики Хакасия.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации, в рамках которых закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 указанного Закона к вопросам местного значения городского, относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно частям 3 и 4 статьи 14 Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 18 части 1 статьи 14) к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Статьей 2 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № - ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>» за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 10).
В части 3 статьи 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, вышеперечисленные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, с учетом внесенных в них изменений, указывают на участие органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами и не содержат прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.
Поскольку лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированной свалки на территории Усть-Камыштинского сельсовета <адрес> должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.
На основании изложенного, так как представленными доказательствами подтвержден факт образования свалки на землях Усть-Камыштинского сельсовета <адрес>, и распоряжение которыми осуществляется администрацией Усть-Камыштинского сельсовета Республики Хакасия, при этом в силу вышеуказанной ст. 2 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № - ЗРХ к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, суд приходит к выводу возложении обязанности по организации деятельности по ликвидации несанкционированной свалки на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, аал Катанов, <адрес>, в 1,2 км на северо-восток от <адрес> (кадастровый №) общей площадью 20447 кв.м., на Администрацию Усть-Камыштинского сельсовета <адрес>.
В силу вышеуказанных обстоятельств суд считает доводы ответчика о необходимости отказать в исковых требованиях прокурора в связи с тем, что у Администрации Усть-Камыштинского сельсовета имеется право распоряжаться спорным участком, несостоятельными.
Разрешая требования истца о сроке, в течение которого обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки должна быть исполнена ответчиком, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм и разъяснений, учитывая характер обязанности, возложенной судом на ответчика, являющегося органом местного самоуправления, по организации деятельности, связанной с ликвидацией несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке со значительной площадью, учитывая погодные условия, принимая во внимание совокупность приведенных норм и разъяснений, суд приходит к выводу о том, что требуемый в исковом заявлении срок до ДД.ММ.ГГГГ является недостаточным для исполнения ответчиком указанной обязанности, в связи с чем считает целесообразным установить такой срок в течение одного года с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Аскизского района удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Усть-Камыштинского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия организовать деятельность по ликвидации несанкционированной свалки на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №) общей площадью 20447 кв.м., в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 16 марта 2020 года.
Председательствующий И.В. Райкова