АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
«28» февраля 2008г. Дело № А12-2331/08-С15
Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Середа Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Середа Н.Н.
рассмотрев в судебном заседании заявление Ленинского представительства Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области к индивидуальному предпринимателю Шенгерееву Ряшиду Камельевичу
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя – Николенко С.А., дов. № 1 от 9.01.08г.
от предпринимателя – не явился
установил:
Ленинское представительство Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области (далее Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Шенгерееву Р.К. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1. КоАП РФ.
Предприниматель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыв на заявлении не представил.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что предприниматель на основании лицензии АСС-34 - 036345 от 24.02.07г. осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), по территории РФ.
В ходе проверки деятельности предпринимателя, проведенной Управлением 5.02.08г. установлено, что у предпринимателя не организовано проведение послерейсового медицинского осмотра водителей, работа с путевой документацией ведется с нарушением, не организованы ежегодные занятия с водителями, не ведется учет данных о водителях. Кроме того, допущено ДТП, повлекшее человеческие жертвы, о чем составлен соответствующий акт № 32.
В связи с чем, 5.02.08г. составлен протокол № 007421 о совершении Шенгереевым Р.К. административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1. КоАП РФ.
Согласно ч.4 ст. 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности по срок до 90 суток.
В соответствии с примечание к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Условия, на которых предпринимателю разрешено заниматься указанным видом деятельности, содержатся в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановление Правительства РФ от 30.10.06г. № 637.
Согласно п.4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом является:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленными законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявленным при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя) лицензии водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
В соответствии с п.5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий является:
- нарушение, в результате которого произошло ДТП, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;
- использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
Вместе с тем, ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении не указано, что какое именно нарушение, допущенное предпринимателем, послужило причиной ДТП, в результате которого погиб человек. Как следует из протокола об административном правонарушении, факт ДТП, в результате которого погиб человек, послужил лишь основанием для внеплановой проверки предпринимателя.
Более того, ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении нет конкретных сведений о том, по чьей вине произошло ДТП Из справки ДРС ГИБДД ГУВД Волгоградской области и акта служебного расследования ДТП следует, что лицо, виновное в ДТП, определяется.
В связи с чем, установить на момент рассмотрения дела взаимосвязь между ДТП и выявленными в ходе проверки нарушениями не представляется возможным.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу, что в протоколе об административном правонарушении отсутствует описание административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1. КоАП РФ. В связи с чем, отсутствуют основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности по указанной части ст.14.1. КоАП РФ.
Вместе с тем, арбитражный суд пришел к выводу, что указанное в протоколе событие правонарушения свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ.
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 2.06.04г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практик при рассмотрении дел об административном производстве» в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.
Как следует из материалов дела, предприниматель допустил нарушение ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения», приказов Минтранса РФ № 27 от 9.03.95г., № 2 от 8.01.97г., № 68 от 30.06.2000г.
Так ст. 20 Закона предписывает, что юридические лица и предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
-организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
-соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей;
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
-анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
-организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествия;
-обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
-обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно ст. 4 Закона законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, ст. 23 Закона предусматривает обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств, необходимость проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Необходимость обеспечения прохождения водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, установленные Минздравом РФ, ведение учета и анализа данных медосмотров, организации проведения предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых медосмотров предусмотрена п.3.3.1., 3.3.3 Положения (далее Положение) об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (Приказ Минтранса РФ от 9.03.95г. № 27), п.2.3.2., 5.7. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (приказ Минтранса РФ от 8.01.97г. № 2).
Данный вопрос урегулирован также Методическими рекомендациями «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения» (Письмо Минздрава РФ от 21.08.03г. № 2510/9468-03-32), Положением о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодический медицинских осмотров работников (приказ Минздрава и медицинской промышленности от 14.03.96г. № 90), Перечнем работ, при выполнении которых производятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследование), Порядком проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, которые утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.04г. №83.
Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Правильная организация медицинского освидетельствования водителей является одним из звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий.
Как следует из ст. 1 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения», задачами указанного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Отсутствие контроля за состоянием здоровья водителей, организации работы по повышению профессионального уровня водителей, является существенными нарушениями требований как ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения», так и иных нормативных актов в области безопасности дорожного движения.
Не выполняются предпринимателей и требования п.3.1.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (Приказ Минтранса РФ от 9.03.95г. №27), которым предписывается организациям осуществлять учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных транспортных средствах, сроках прохождения медицинского освидетельствования и т.д.
В нарушение требований п.3.4.2. Положения предпринимателем не организованы и не проводятся занятия с водителями с целью повышения их профессионального мастерства и обеспечения безопасности дорожного движения, которые должны проводиться не реже одного раза в год. Необходимость проведения с водителями занятий предусмотрена также 2.3.5. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (Приказ Минтранса РФ от 8.01.97г. № 2).
В нарушение приказа Минтранса РФ от 30.06.2000г. № 68 «О ведении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» в путевых листах заполняются не все разделы.
Предприниматель перечисленные нарушения не отрицал, что следует из его объяснений в протоколе об административном правонарушении.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт совершения индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1. КоАП РФ.
При таких обстоятельствах заявление Управления о привлечении предпринимателя к административной ответственности подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Шенгереева Ряшида Камельевича, 26.09.61 г.р., место рождения Волгоградская область, Ленинский район, с. Бахтияровка, проживающего по адресу: Волгоградская область, Ленинский район, с. Бахтияровка, ул. Халтурина, д. 20, свидетельство № 304345435900178, к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Административный штраф подлежит оплате по следующим реквизитам:
УФК по Волгоградской области (УГАДН по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
ИНН 3445005859 КПП 344501001 ОГРН 1043400495500
Номер счета получателя платежа: 40101810300000010003
ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области г. Волгоград
БИК: 041806001 Код ОКАТО 18230501000
Код бюджетной классификации: 106 116 900 500 50000 140
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Н. Середа