Решение по делу № 2-4263/2016 ~ М-4042/2016 от 06.09.2016

Дело № 2-4263\2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2016      года Ачинский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Лазовской Г.И.,

при секретаре Слепуха Д.А.,

с участием истца Артамонова А.А., представителя ответчика- заведующей МБДОУ «Детский сад КВ №27» Довыденко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артамонова к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №27» о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Артамонов А.А. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №27» о взыскании задолженности по заработной плате за июль-август 2016 г. в сумме 2 438,99 руб. и компенсации морального вреда в сумме 3000 рублей, мотивируя требования тем, что он работает в данном учреждении дворником с 19.11.2014 г. с должностным окладом 2 231 рубль. С 1 июля 2016 г. в Российской Федерации был установлен минимальный размер оплаты труда 7500 рублей. Данная сумма должна быть ему начислена с учетом отработанного им рабочего времени, а также районного и северного коэффициентов по 30%. Однако, за июль 2016 г. за отработанные им фактически 11 смен, ему было начислено 1 165,62 руб., вредность 6% - 70,12 руб., районный коэффициент – 371,62 руб. и северный коэффициент- 371,62 руб., доплата до МРОТ-3 317,35 руб., всего – 5199,33 руб. За август 2016 г. за 15 отработанных смен начислено заработной платы 1 455 руб., вредность 6% - 87,30 руб., северный и районный коэффициенты по 462,69 руб., доплата до МРОТ – 4 005,79 руб., всего – 6 473,47 руб. Таким образом, до минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 01.07.2016 г., работодатель не доплатил за июль – 1086,38 рублей, а за августа 2016 г. – 1438,99 руб. В связи с чем, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями. ( л.д.2-3)

В судебном заседании Артамонов А.А. поддержал заявленные требования по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика- заведующая заведующей МБДОУ «Детский сад КВ №27» Довыденко Е.В. в судебном заседании по исковым требованиям возражала, пояснив, что при выплате заработной платы работникам детского сада она связана с позицией вышестоящих органов, в том числе Управления образованием администрации г.Ачинск, Министерства финансов Красноярского края и др., которые направляют в адрес руководителей образовательных учреждений рекомендации и разъяснения, в соответствии с которыми заработная плата работникам должна быть не ниже размера минимальной заработной платы в Красноярском крае (РМЗП), устанавливаемой Правительством края. Так, на 2016 г. ее размер составлял 9 926 рублей, в связи с чем, Артамонову А.А. начислялась и выплачивалась заработная плата исходя из указанного размера минимальной заработной платы в Красноярском крае. При этом, не отрицала, что на указанный размер работнику не начислялись и не выплачивались северный и районный коэффициенты, поскольку указанные надбавки начислялись лишь на оклад.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям и в следующем обьеме.

              В соответствии со 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

     В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В то же время, с учетом правовой природы трудового спора, обязанность доказывания соблюдения требований трудового законодательства и факта соблюдения трудовых прав истца, в том числе на получение заработной платы, лежала на ответчике, как работодателе.

Закрепляя механизм разрешения индивидуальных трудовых споров, федеральный законодатель в силу требований статей 1, 2, 7 и 37 Конституции Российской Федерации должен обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 года N 3-П и от 25 мая 2010 года N 11-П).

Как было установлено в судебном заседании, Артамонов А.А. состоит в трудовых отношениях с Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида №27» в должности дворника с 19 ноября 2014 г. Согласно трудовому договору принят на 1 ставку, должностной оклад установлен в размере 2231 руб. в месяц, доплата компенсационного характера за работу в тяжелых условиях в размере 6% от должностного оклада, надбавки в размере 30% северного и 30% районного коэффициентов, пятидневная рабочая неделя с 8 часовым рабочим днем ( л.д.15-16).

    Указанная, предусмотренная в трудовом договоре заработная плата истца в настоящее время не соответствует действующему трудовому законодательству, поскольку частью 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом ( ст. 133.1 ТК РФ ).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ, с 1 января 2016 г. по 01 января 2017 г. минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования, был установлен в размере 7500 рублей.

В соответствии с положениями ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере.

Положения статьи 148 ТК РФ гарантируют оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате(ст.315 ТК РФ).

В силу ст. 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

До настоящего времени Правительством РФ соответствующие нормативные акты, устанавливающие размер районного коэффициента и порядок его применения, не приняты.

В соответствии с положениями ст. 423 ТК РФ, до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ настоящему Кодексу. Изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 года N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения", утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате работников организаций, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области.

Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайкомам и облисполкомам было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-П "Об установлении районного коэффициента к заработной плате", в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 и региональным трехсторонним соглашением по регулированию социально-трудовых отношений на 1992 год, с учетом ходатайств предприятий и организаций, с 1 сентября 1992 года установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов Красноярского края, включая г. Ачинск и Ачинский район Красноярского края. Затраты на введение районного коэффициента 1,30 постановлено осуществлять за счет средств предприятий и организаций. Расходы юридических лиц на введение районного коэффициента в размере 1,30 учитываются в составе затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Указанное Постановление №311-П является действующим.

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с 01.01.2016 года – не менее 7500 рублей в месяц).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 ст. 135 ТК РФ ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316, 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (указанная правовая позиция нашла отражение в решениях Верховного суда РФ по делу №52-В 11-1 от 24.06.2011 года, по делу № 3-В11-31 от 07.10.2011 года )

Это обстоятельство работодателем не учитывалось, так как из представленных расчетных листков следует, что заработная плата без районного коэффициента и северной надбавки работодателем выплачена без учета положений ТК РФ в июле-августе 2016 г. без учета положений ТК РФ, в размере ниже МРОТ, установленной на территории Российской Федерации.

Так, за полный отработанный истцом июль 2016 г., ему подлежало выплате заработная плата в размере 12 720 рублей, исходя из расчета: 7500 руб. х 6% (вредность) х 60% (северный и районный коэффициенты).

Поскольку Артамоновым А.А. в июле 2016 г. было отработано лишь 11 смен, то с учетом указанных норм закона, ему необходимо было выплатить в качестве заработной платы 6 662,85 рублей, исходя из расчета: 12720 руб. : 21 рабочих дней в месяце = 605,71 руб.\день х 11 смен.

Однако, как следует из расчетного листа, в качестве заработной платы Артамонов А.А. получил за июль 2016 г. 5199,33 руб., т.е. недоплата составила 1463,52 рублей ( 6662,85 руб.-5199,33 руб.).

За август 2016 г. Артамоновым А.А. отработано 15 смен, получено в качестве заработной платы- 6 473,47 рублей, следовательно, недоплата составила 1822,16 рублей, исходя из расчета: 12 720 руб. : 23 рабочих дней в месяц = 553,04 руб.\день х 15 отработанных фактически смен =8 295,65 руб.- 6473,47 рублей = 1822,16 руб.

Таким образом, при исчислении задолженности по заработной платы, причитающейся истцу, суд приходит к выводу, что работодателем действительно нарушены права работника Артамонова А.А. и за июль-август 2016 г. недоплата до установленного Трудовым кодексом РФ минимального размера, составила 3 285,70 рублей. Однако, исходя из требований ч.3 ст. 195 ГПК РФ, суд не может выйти за пределы заявленных истцом требований и принимает решение в рамках заявленных, в связи с чем, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца заявленную им задолженность по заработной платы за июль-август 2016 г. в сумме 2 438,99 рублей.

Исходя из позиции заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №27», при выплате заработной платы дворнику Артамонову А.А., она руководствовалась рекомендательными письмами вышестоящих органов- управления образования администрации г.Ачинска, Министерства финансов Красноярского края и ограничивался, при этом, региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае, установленной с 01.01.2016 г. в размере 9926 рублей ( л.д.44-50).

С данными доводами представителя ответчика суд не может согласиться, по следующим основаниям.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В силу ч. 2 ст.146 ТК РФ, в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу требований ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Таким образом, принимая во внимание, что установленный региональным соглашением в Красноярском крае минимальный размер оплаты труда с 01.01.2016 г. в размере 9 926 рублей, с учетом заложенного в данную сумму размера компенсационных и стимулирующих выплат, является ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда в 7500 рублей, которая при ее расчете с учетом предусмотренных районных и северных коэффициентов является выше и составляет 12000 рублей (7500 х 1,6), суд приходит к выводу, что выплата заработной платы работнику Артамонову А.А. на основании регионального соглашения, противоречит трудовому законодательству и нарушает его права.

При таких обстоятельствах суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные требования о компенсации морального вреда, поскольку в соответствии с положениями     ст.ст. 237,394 ТК РФ предусмотрено право работника в случае нарушения его трудовых прав на компенсацию морального вреда.

При определении компенсации морального вреда суд учитывает конкретные обстоятельства по делу, степень нравственных страданий истца, связанных с нарушением трудовых прав работника, конкретные обстоятельства по делу, степень вины ответчика, с применением принципа разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.

Всего с ответчика в пользу истца подлежит взысканию: задолженность по заработной плате за июль-август 2016 г. в сумме предъявленной истцом ко взыскании- 2438,99 рублей, компенсация морального вреда-1000 рублей, всего – 3438,99 рублей.

При этом, в соответствии со ст. 211 ГПК РФ, о выплате Артамонову А.А. задолженности по заработной плате, суд полагает необходимым обратить к немедленному исполнению.

Согласно ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования г. Ачинск подлежит государственная пошлина, которая в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составит 700 рублей с учетом удовлетворенной части материальных требований и требований о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198    ГПК РФ, суд

                                                                    Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №27» в пользу Артамонова задолженность по заработной плате за июль-август 2016 г. в сумме 2 438 рублей 99 коп. ( две тысячи четыреста тридцать восемь рублей, 99 коп.), а также компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей, всего 3 438,99 рублей ( три тысячи четыреста тридцать восемь рублей, 99 коп.).

. В удовлетворении остальной части исковых требований -отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад КВ №27 в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинск государственную пошлину в сумме 700 рублей.

Решение в части взыскания заработной платы за июль-август 2016 г. в сумме 2 438 рублей 99 коп. ( две тысячи четыреста тридцать восемь рублей, 99 коп.) подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Красноярский краевой суд через Ачинский суд.

Судья                                                                       Г.И. Лазовская

Мотивированное решение изготовлено судом 27 сентября 2016 г.

«согласовано» судья                  Г.И. Лазовская

2-4263/2016 ~ М-4042/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Артамонов Александр Анатольевич
Ответчики
МБДОУ "Детский сад КВ № 27"
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Лазовская Галина Ивановна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
06.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2016Передача материалов судье
09.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2016Судебное заседание
27.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2017Дело оформлено
14.11.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее