Решение в окончательной форме изготовлено 11 августа 2021года
Дело 2-703/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск
Свердловской области 05 августа 2021 года
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Киприяновой Н.Ю., при секретаре Дадон Е. А.,
с участием истцов Татаринова Ю. Н., Татаринова С. Н., их представителя и представителя истцов Татариновой В. А., Татаринова В. Н., Кочурова А. В., Пинягина В. А., Пинягиной Л. И., Рудакова А. Г. – Мухачева А. В., действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Татаринова Ю. Н., Татариновой В. А., Татаринова С. Н., Татаринова В. Н., Кочурова А. В., Пинягина В. А., Пинягиной Л. И., Рудакова А. Г. к СХПК «Путиловский» об обязании выдать копии документов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились с указанным с иском к ответчику, заявив требования об обязании СХПК «Путиловский» выдать Татаринову Ю. Н. заверенные надлежащим образом копии документов по общему собранию, прошедшему 26 марта 2021 года, а именно:
протокол общего собрания членов СХПК «Путиловский» от 26.03.2021,
решение правления кооператива, или наблюдательного совета кооператива, или инициативной группы членов кооператива, или ассоциированных членов кооператива о созыве общего собрания членов кооператива;
список членов кооператива и имеющих право голоса ассоциированных членов кооператива, которые приняли участие в общем собрании членов кооператива. При проведении собрания уполномоченных - список избранных уполномоченных и список уполномоченных, принявших участие в собрании уполномоченных;
- выписку из реестра членов кооператива и ассоциированных членов кооператива о количественном и персональном составах членов кооператива и ассоциированных членов кооператива на дату принятия решения о созыве общего собрания;
взыскать с СХПК "Путиловский" в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда в размере по 3000 руб. каждому.
В обоснование иска указано, что истцы работали в СХПК «Путиловский», а Пинягина Л. И. продолжает работать, имеют имущественные паи, являются членами кооператива. В соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Уставом кооператива истцы, как члены кооператива имеют права, в т. ч. участвовать в производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива, управлении его делами, получать информацию о деятельности кооператива, а производственный кооператив обязан обеспечить истцам доступ к документам. В ответ на обращение истцов от о предоставлении документов по проведению общего собрания 26.03.2021, о котором истцам как членам кооператива не было известно, им дан письменный отказ. Данный отказ истцы считают незаконным. Незаконным отказом истцам причинен моральный вред, о компенсации которого они заявили. Моральный вред истцов выразился в их переживаниях по поводу незаконного отказа, что вызвало у них бессонницу, нервный срыв, депрессию.
Истец Татаринов Ю. Н., поддержав заявленные требования, доводы искового заявления, также пояснил, что имеет имущественный пай в СХПК, после того как перестал работать в кооперативе, имущественный пай не получал, заявление о выходе из членов кооператива не писал, уведомления об исключении из членов кооператива не получал. Считает себя членом кооператива и имеющим право на участие в деятельности кооператива. Вместе с тем о проведении собрания 26.03.2021 он не был уведомлен, а после того как узнал о его проведении, ему было отказано в получении документов, связанных с проведением данного собрания. Отказом ему причинен моральный вред, нарушены его личные неимущественные права, он испытал чувство обиды, переживания, в связи с чем у него повышалось давление.
Истец Татаринов С. Н. иск поддержал, дополнительно к изложенному в исковом заявлении указал, что по 2018 год он работал в СХПК, из членов кооператива не выходил, уведомление об исключении не получал. Спустя время узнал о проведении собрания 26.03.2021. Отказом в выдаче документов ему причинен моральный вред, что отразилось на его здоровье, он нервничал, переживал, у него поднималось давление, он вынужден был принимать таблетки.
Представитель истцов Татаринова Ю. Н., Татаринова С. Н., Татариновой В. А., Татаринова В. Н., Кочурова А. В., Пинягина В. А., Пинягиной Л. И., Рудакова А. Г. – Мухачева А. В., действующий на основании доверенностей, в ходе судебного заседания заявленный иск поддержал, настаивал на его удовлетворении, дополнив, что ни один из истцов заявление о выходе из членов кооператива не писал, уведомления об исключении из членов кооператива не получал, отказ в выдаче документов препятствовал реализации права на получение информации, ответчиком нарушены личные неимущественные права истцов, которые страдали, переживали по этому поводу, испытали чувство обиды, у всех истцов ухудшилось состояние сна.
Истцы Татаринова В. А., Татаринова В. Н., Кочуров А. В., Пинягин В. А., Пинягина Л. И., Рудаков А. Г. в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены.
Представитель ответчика в судебное заседание не прибыл, в представленном отзыве председатель СХПК «Путиловский» В. В. Хорьков просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что с иском не согласен, просит оставить его без удовлетворения, поясняя, что СХПК направил истцам ответ с отказом, так как добросовестно заблуждался насчет их членства в кооперативе, полагая, что их членство прекращено. Истцы злоупотребляют правами, пытаются манипулировать положениями законодательства, без реальной необходимости и желания осуществлять права и обязанности добросовестных членов СХПК «Путиловский», не имеют намерения участвовать в управлении кооперативом. В настоящее время ответчик согласен предоставить истцам спорные документы. Требования о компенсации морального вреда считает удовлетворению не подлежащими, так как доказательств подтверждающих наличие у истцов таких медицинских диагнозов как бессонница, депрессия, нервный срыв не представлено, а также указывает, что моральный вред наступил не от действий СХПК, а от действий третьих лиц.
Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ, наличия отзыва от ответчика, участия представителя неявившихся истцов, их и представителя ответчика надлежащего извещения, определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав явившихся истцов, представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 106.1 ГК РФ производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является корпоративной коммерческой организацией.
В силу п.1 ст. 3 Федерального закона от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.
По ч.1 ст.13 вышеуказанного закона, членами производственного кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Работа в производственном кооперативе для его членов является основной.
П. 4.1 Устава СХПК «Путиловский» предусмотрено, что членами кооператива являются дееспособные граждане, достигшие возраста 16 лет, признающие устав кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности и внесшие обязательный паевой взнос в установленном уставом размере и порядке и принятые в кооператив с правом голоса. Работа в производственном кооперативе для его членов является основной.
Как следует из материалов дела, в т. ч. представленных копий трудовых книжек, приказа о восстановлении, решения на л. д. 46-76 и не оспаривается сторонами, истцы Татаринов Ю. Н. (с 20.08.1977 по 18.07.2018), Татаринов С. Н. (с 09.08.1982 по 03.09.2018), Татаринова В. А. (с 17.06.1987 по 16.03.2020), Татаринов В. Н. (с 07.02.1977 по 18.07.2018), Кочуров А. В. (с 19.02.1992 по 26.11.2018), Пинягин В. А. (с 01.12.1978 по 21.08.2018), Рудаков А. Г. (с 15.01.1997 по 24.08.2017) работали, а истец Пинягина Л. И. продолжает работать в СХПК «Путиловский».
Из представленного суду списка членов пайщиков СХПК «Путиловский» (л. д. 29-35), судом установлено, что на 01.01.2020 членами кооператива являлись Татаринов С. Н., Татаринова В. А., Татаринов В. Н., Кочуров А. В., Пинягин В. А., Пинягина Л. И., Рудаков А. Г.
В соответствии со справками, письмами от 23.06.2020, 24.07.2020, 30.11 2020 на л. д. 40-45 следует, что Татаринова В. А., Пинягина Л. И., Татаринов Ю. Н., Пинягин В. А., Татаринов С. Н., Татаринов В. Н. имеют имущественные паи в СХПК «Путиловский».
В силу ст. 16 Федерального закона от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», а также п. 4.12 Устава СХПК «Путиловский», членство в кооперативе прекращается в случае:
1) выхода члена кооператива из кооператива на основании заявления о выходе из него по истечении срока, установленного уставом кооператива, или, если уставом кооператива срок рассмотрения такого заявления не установлен, по истечении двух недель с даты поступления в правление кооператива такого заявления;
2) смерти гражданина, являющегося членом кооператива, - с даты его смерти;
3) передачи пая членом производственного кооператива другому члену данного кооператива - с даты решения общего собрания членов кооператива о такой передаче;
4) передачи пая членом потребительского кооператива другому члену данного кооператива или другому лицу - с даты решения правления кооператива о такой передаче;
5) исключения из членов кооператива - с момента получения уведомления в письменной форме об исключении из членов кооператива.
С учетом изложенного, учитывая, что истцы приняты в члены кооператива, являлись его работниками, а Пинягина Л. И. является до настоящего времени, заявлений о выходе из кооператива не подавали, уведомления об исключении из членов кооператива не получали, доказательств того, что истцы не являются членами кооператива, а именно вышли из кооператива на основании личного заявления, им были выплачены имущественные паи, они передали свои паи другим членам либо об их исключении из членов кооператива стороной ответчика не представлено, суд приходит к выводу, что истцы являются членами СХПК «Путиловский».
При этом, как следует из Федерального закона от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», а также Устава СХПК «Путиловский», прекращение трудовых отношений (увольнение) работника потребительского кооператива, являющегося его членом, не влечет потери членства в кооперативе.
Суд установил, что истцы Татаринов Ю. Н., Татаринов С. Н., Татаринова В. А., Татаринов В. Н., Кочуров А. В., Пинягин В. А., Рудаков А. Г., будучи членами кооператива 18.05.2021 обратились с заявлением в СХПК «Путиловский» (л.д. 88-89) о предоставлении на адрес Татаринова Ю. Н. копий документов по общему собранию от 26.03.2021 (протокол и приложения к нему, согласно п. 9 ст. 24 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»).
25.05.2021 СХПК «Путиловский» (л. д. 90) отказано в выдаче документов, в адрес указанных лиц направлен письменный ответ, где указано, что в связи с прекращением трудовых отношений, не участия в управлении и иной деятельности кооператива, членство истцов в кооперативе прекращено и они не вправе запрашивать указанные документы.
В тоже время, в соответствии с п. п. 5, 8 ст. 39 Федерального закона от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», п. 4.22 Устава СХПК «Путиловский» производственный кооператив по требованию своих членов и ассоциированных членов обязан обеспечить им доступ к документам в т. ч. к реестру членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выписке из этого реестра; к внутренним документам (положениям) кооператива; к протоколам общих собраний членов кооператива, заседаний правления кооператива и наблюдательного совета кооператива, бюллетеням для голосования. В течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования членом производственного кооператива или ассоциированным членом производственного кооператива указанные документы должны быть предоставлены производственным кооперативом для ознакомления в помещении правления производственного кооператива. Производственный кооператив по требованию члена производственного кооператива или ассоциированного члена производственного кооператива обязан предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая производственным кооперативом за предоставление таких копий, не может превышать затраты на их изготовление.
Таким образом, отказ СХПК «Путиловский» не соответствует положениям закона, а требования истцов Татаринова Ю. Н., Татаринова С. Н., Татариновой В. А., Татаринова В. Н., Кочурова А. В., Пинягина В. А., Рудакова А. Г. об обязании выдать копии документов подлежащат удовлетворению.
В силу ст. 150 ГК РФ, нематериальные блага: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора место пребывания и жительства, праве на имя, право автора, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Учитывая, что незаконным отказом в предоставлении информации ответчиком нарушены личные неимущественные права истцов, отказ в выдаче документов препятствовал реализации права на получение информации, истцам причинены нравственные страдания, причиненный моральный вред подлежит компенсации.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства причинения истцам Татаринову Ю. Н., Татаринову С. Н., Татариновой В. А., Татаринову В. Н., Кочурову А. В., Пинягину В. А., Рудакову А. Г. нравственных страданий, поведение ответчика после произошедшего, а именно указание ответчиком в отзыве о готовности предоставить для ознакомления документы, характер причиненных истцам нравственных страданий, а также индивидуальные особенности истцов, в том числе возраст, требования разумности и справедливости, и считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб. в пользу каждого.
В связи с тем, что в материалах дела не имеется сведений об обращении Пинягиной Л. И. к ответчику с просьбой о предоставлении ей документов и об отказе ответчика в предоставлении документов, иск Пинягиной Л. И. к СХПК «Путиловский» об обязании выдать копии документов, компенсации морального вреда, следует оставить без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истцы Татаринов Ю. Н., Татаринов С. Н., Татаринова В. А., Татаринов В. Н., Кочуров А. В., Пинягин В. А., Рудаков А. Г., Уймина Е. Н. произвели уплату государственной пошлины за подачу искового заявления в суд в размере 300 руб., каждый (л. д. 5-8, 10-12), данные издержки на основании ст. ст. 88, 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в полном объеме, так как их исковые требования удовлетворены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░ 2021 ░░░░, ░ ░░░░░░:
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ 26.03.2021,
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░);
- ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ 1000 ░░░. ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 300 ░░░. ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░