№ 5-920/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
28 июня 2019 года г. Москва
Судья Мещанского районного суда города Москвы Данильчик Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении:
АО «Объединенная зерновая компания», ИНН *, ОГРН *, дата регистрации * место нахождения: *, в материалах дела отсутствуют сведения о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
* главным государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям в отношении АО «Объединенная зерновая компания» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, а именно за умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Законный представитель АО «Объединенная зерновая компания» Кондратьев В.Н. вину общества в совершении правонарушения не признал, с обстоятельствами, изложенными в протоколе об административном правонарушении, не согласился, указав на то, что оснований для привлечения общества к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ в данном случае не имеется, поскольку все запрошенные Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям документы были представлены, за исключением надлежащим образом заверенной копии договора купли-продажи от * № *. Вместо указанного документа должностному лицу была представлена копия выписки из реестра договоров, заключенных на организованных торгах, поскольку такая сделка была совершена на организованных торгах путем направления соответствующих заявок и внесения записи о заключении договора в реестр договоров. При этом составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществлялось. Указанное предусмотрено п. 6 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» и п. 3.6.6 Правил организованных торгов АО НТБ по реализации сельскохозяйственной продукции из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, согласованных с Первым заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации и утвержденных Наблюдательным Советом АО «Национальная товарная биржа» (протокол от * № *, далее – Правила биржевых торгов). В связи с чем, общество не может представить копию договора купли-продажи от * № *, так как договор не заключался на бумажном носителе.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля главный государственный инспектор отдела фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Павлова Н.А., составившая протокол об административном правонарушении от * № *, обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердила, указала, что событие и состав вменяемого административного правонарушения и вина юридического лица в совершении указанного правонарушения подтверждены материалами дела, полагала необходимым привлечь АО «Объединенная зерновая компания» к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. Указала, что в связи с проводимой в отношении АО «Объединенная зерновая компания» проверкой установлено, что согласно Правил биржевых торгов АО «Объединенная зерновая компания» (Агент) обязуется передать в собственность Покупателю Биржевой товар, а Покупатель обязуется оплатить и принять поставленный товар, следовательно, осуществляется выпуск в оборот партий поднадзорной продукции - зерна, происходят товарно-денежные операции. В соответствии с Техническим Регламентом Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874; ФЗ-29 от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; ФЗ-184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» юридическое лицо - АО «Объединенная зерновая компания», выпуская в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза партии зерна, должно соблюдать законодательство в области технического регулирования. Согласно копии товарной накладной № * от *, копии счет-фактуры № * от * (продавец - Акционерное общество «Объединенная зерновая компания») осуществился выпуск в оборот (реализация) партии зерна пшеницы мягкой 4-го класса, общим количеством 4 320 метрических тонн, согласно копии Акта б/н от * сдачи-приемки с/х продукции по договору купли-продажи (сделке) от * № *. В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении АО «Объединенная Зерновая Компания» выявлено нарушение положений ст. 11, ч. 5 ст. 15, ч. 3, ст. 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999, N 52-ФЗ, ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 12 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", N 29-ФЗ от 02.01.2000, ст. 18, п. 2 ст. 28, п. 3 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании" N 184-ФЗ от 27.12.2002 , ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 874, а именно обществом осуществился выпуск в оборот партий зерна пшеницы мягкой 4-го класса, общим количеством 4 320 метрических тон, подлежащих обязательному подтверждению соответствия и без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии. Таким образом, общество в нарушение требований Технического регламента Таможенного союза осуществляет реализацию продукции в отсутствии документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность зерна, информации о дате изготовления, об изготовителе, сроке годности и условиях хранения, позволяющих установить ее прослеживаемость. Партии зерна перед выпуском в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза не прошли необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия в виде принятия заявителем декларации о соответствии (протокола испытаний), подтверждающей безопасность реализованных партий. Реализация, хранение, любое другое использование зерна для пищевых и кормовых целей (фуражное и продовольственное зерно) должно осуществляться с соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС * «О безопасности зерна». Действие регламента направлено на защиту жизни и здоровья человека, защиту окружающей среды, интересов потребителя. В регламенте подробно прописаны требования к самому зерну, какое содержание веществ допустимо в зерне, требования к хранению, перевозке и т.д., чтобы не вызвать неблагоприятные последствия для окружающей среды и здоровья человека. Подтвердить качество зерна должен его изготовитель или продавец путем декларирования соответствия зерна. Декларацию о соответствии можно получить на одну партию зерна или серийный выпуск продукции. Декларация подлежит хранению в течение десяти лет со дня прекращения производства или реализации зерна. Под выпуском в обращение партии зерна в силу ст.2 ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» понимаются купля-продажа и иные способы передачи партий зерна на единой таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера. В связи с указанными обстоятельствами, а также в связи с рассмотрением дел об административных правонарушениях, у общества, в числе прочего, истребовался договор купли-продажи (сделки) от 22.01.2019 № 323, в том числе в целях анализа ответственности сторон за оформление документов, подтверждающих качество и безопасность выпускаемой в оборот продукции. Однако должностному лицу представлена только выписка из реестра договора, из содержания которой невозможно установить все условия сделки, правовые последствия, ответственность сторон.
Выслушав защитника АО «Объединенная зерновая компания», должностное лицо Павлову Н.А., исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение.
Как усматривается из материалов дела и изложено в протоколе об административном правонарушении, * по адресу: * АО «Объединенная зерновая компания» не выполнило требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а именно не полностью исполнило требования определения и.о. начальника отдела фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Зарубина А.А. от *, полученного АО «Объединенная зерновая компания» 25.03.2019, не представив в срок до * надлежащим образом заверенную копию договора купли-продажи (сделки) от * № *, при этом данный документ был необходим для полного и объективного рассмотрения возбужденных в отношении АО «Объединенная зерновая компания» дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.43 и ст. 14.45 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и вина АО «Объединенная зерновая компания» в его совершении подтверждается имеющимися в материалах дела документами: протоколом об административном правонарушении № * от *, в котором изложены обстоятельства административного правонарушения; определением об истребовании дополнительных материалов по делу об административном правонарушении от *; возражениями на протоколы об административном правонарушении, поступившими в Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям *; выпиской из реестра договоров; Правилами биржевых торгов; актом проверки от * № *; копией товарной накладной от * № *; актом сдачи-приемки сельскохозяйственной продукции по договору купли-продажи (сделки) от * № *; выпиской из ЕГРЮЛ; иными материалами дела.
Совокупность вышеприведенных доказательств по делу сомнений в своей объективности не вызывают, получены в соответствии с административным законодательством, составлены уполномоченными на это должностными лицами, в рамках выполнения им своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, последовательны и непротиворечивы, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем нахожу вышеуказанные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела, а потому считаю возможным положить их в основу постановления. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ, права АО «Объединенная зерновая компания» при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, все существенные данные, прямо перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Таким образом, оценивая в совокупности все изложенные по делу доказательства, прихожу к выводу о том, что в процессе рассмотрения административного дела установлен и доказан факт совершения АО «Объединенная зерновая компания» административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, так как АО «Объединенная зерновая компания», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, умышленно не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований ст. 26.10 КоАП РФ, при этом законность приведенных выше требований должностного лица не оспаривало, доказательств отсутствия у АО «Объединенная зерновая компания» возможности выполнить данные требования в установленный срок не представило. Оснований для иной квалификации действий АО «Объединенная зерновая компания» - не имеется. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности АО «Объединенная зерновая компания» не усматриваю.
Довод законного представителя АО «Объединенная зерновая компания» о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, учитывая, что должностному лицу была представлена копия выписки из реестра договоров, заключенных на организованных торгах, поскольку такая сделка была совершена на организованных торгах путем направления соответствующих заявок и внесения записи о заключении договора в реестр договоров, а составление одного документа, подписанного сторонами, не предусмотрено п. 6 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» и п. 3.6.6 Правил биржевых торгов, не может служить достаточным основанием для освобождения общества от административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ в силу следующего.
Исходя из буквального толкования ст. 26.10 КоАП РФ следует, что действующее законодательство предоставляет должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, право истребовать документы и не содержит ограничений по срокам, составу и объему запрашиваемой информации, необходимой для осуществления данным должностным лицом его задач и функций.
В данном случае у АО «Объединенная зерновая компания» сведения запрашивались должностным лицом в рамках производства по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями статьи 26.10 КоАП РФ в рамках проверки, в ходе которой в деятельности общества было выявлено нарушение положений ст. 11, ч. 5 ст. 15, ч. 3. ст. 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ, ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 12 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", N 29-ФЗ от 02.01.2000, ст. 18, п. 2 ст. 28, п. 3 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании" N 184-ФЗ от 27.12.2002 , ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 874, а именно обществом осуществился выпуск в оборот партий зерна пшеницы мягкой 4-го класса, общим количеством 4 320 метрических тон, подлежащих обязательному подтверждению соответствия и без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, в связи с чем 25.03.2019 должностным лицом Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям вынесено определение об истребовании у АО «Объединенная зерновая компания» сведений, необходимых для разрешения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.43, ст. 14.45 КоАП РФ, в том числе о сделке купли-продажи, заключенной 22.01.2019 № 323 между АО «Объединенная зерновая компания» (продавец) и ООО «Мукомольный комбинат «Володарский» (покупатель), в том числе в целях анализа ответственности сторон за оформление документов, подтверждающих качество и безопасность выпускаемой в оборот продукции.
Действительно, порядок заключения договоров на организованных торгах регулируется ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее - Закон об организованных торгах).
Согласно положениям указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, договор на организованных торгах заключается на основании двух зарегистрированных разнонаправленных заявок, полное или частичное соответствие которых друг другу установлено и зафиксировано в реестре договоров организатором торговли в порядке, определенном правилами организованных торгов. При этом разнонаправленными заявками являются заявки, содержащие встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора (п. 1).
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, договор считается заключенным на организованных торгах в момент фиксации организатором торговли соответствия разнонаправленных заявок друг другу путем внесения записи о заключении соответствующего договора в реестр договоров. При этом составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется и простая письменная форма договора считается соблюденной (п. 2).
Условия договора, заключаемого на организованных торгах, должны содержаться в заявках, правилах организованных торгов, и (или) спецификациях договоров, и (или) правилах клиринга соответствующей клиринговой организации либо определяться в соответствии с указанными документами, а в случаях, предусмотренных правилами организованных торгов, могут содержаться в примерных условиях договоров, утвержденных саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг и зарегистрированных в Банке России (п. 4).
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, заключение договора на организованных торгах подтверждается выпиской из реестра договоров, заключенных на организованных торгах (п. 6).
Между тем, принимая во внимание, что в данном случае АО «Объединенная зерновая компания» должностному лицу представлена только выписка из реестра договоров, в отсутствие документов, подтверждающих право подписания электронным образом, одновременно заявки, в которых должны содержаться условия заключаемого договора, не представлены, как не представлена документация по проведенному биржевому торгу, по итогам которого обществом был заключен договор купли-продажи (сделки) от * № *, в связи с чем должностное лицо было лишено возможности ознакомиться со всеми существенными условиями договора, правами, обязанностями и ответственностью сторон.
При этом первичные документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете (товарная накладная), являются основанием для отражения операций, осуществленных в том числе на организованных торгах, однако не отражают все существенные условия договора, в том числе о предмете договора – зерне, его качественных характеристиках, права, обязанности и ответственности сторон сделки и др.
Таким образом, невыполнение требования должностного лица, а именно непредставление обществом сведений, которые были истребованы в рамках производства по делам об административных правонарушениях, повлекло невозможность установления по этому делу всех обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 26.1 названного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО «Объединенная зерновая компания» приняты все зависящие от него меры по исполнению указанного выше определения должностного лица.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что АО «Объединенная зерновая компания» имело реальную возможность предоставить должностному лицу истребуемые сведения, необходимые для установления обстоятельств по факту возбужденного дела об административном правонарушении, однако должных мер к тому не приняло.
С учетом изложенного, действия АО «Объединенная зерновая компания» по ст. 17.7 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в рамках настоящего дела об административных правонарушениях не имеется.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность АО «Объединенная зерновая компания», не установлено.
При назначении наказания АО «Объединенная зерновая компания», в соответствии со ст. ст. 4.1.-4.3. КоАП РФ, учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также исходя из того, что в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, принимая во внимание, что сведений о том, что ранее АО «Объединенная зерновая компания» привлекалось к административной ответственности по главе 17 КоАП РФ в материалах дела не содержится, прихожу к выводу о назначении наказания в виде штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать АО «Объединенная зерновая компания» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятидесяти тысяч) рублей.
Документ, подтверждающий оплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано представить в Мещанский районный суд г. Москвы (г. Москва, ул. Каланчевская, д. 43А).
Копию данного постановления вручить представителю Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям для сведения.
Копию постановления вручить АО «Объединенная зерновая компания», разъяснив, в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд через Мещанский районный суд г. Москвы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Штраф подлежит перечислению на следующие реквизиты:
УФК по г. Москве (Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям)
ГУ Банка России по ЦФО
ИНН * КПП *
р/с *
БИК *
КБК *
ОКТМО *
УИН *
Судья Ю.С. Данильчик