Дело № 3-3/2015
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
«20» января 2015 года Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селиверстовой И.В.
при секретаре Козьяковой М.Ю.
с участием представителя заявителя Ивановой Е.А.
представителей заинтересованных лиц:
филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области Мирзоева А.А.
управления «Росреестра» по Воронежской области Магденко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СКС-Лада» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,
у с т а н о в и л:
7 ноября 2014 года ООО «СКС-Лада» обратилось в Воронежский областной суд с исковым заявлением к Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице ее филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- кадастровый № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
- кадастровый № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, собственником которых на основании свидетельств о государственной регистрации права является истец, равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения пункта 5 статьи 65 и пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, указали, что согласно кадастровых паспортов земельных участков их кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей, в то время как в соответствии с отчетом ИП ФИО1 от 24 сентября 2014 года итоговая величина рыночной стоимости земельных участков на 1 января 2009 года составляет <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно (т. 1, л.д. 4-6).
Определением суда от 12 января 2015 года определен вид судопроизводства по настоящему делу, как по делам, возникающим из публичных правоотношений, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Управление Росреестра по Воронежской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области; ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», правительство Воронежской области и муниципальное образование от участия в рассмотрении дела освобождено (т. 2, л.д. 101-102).
В настоящем судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 20 октября 2014 года Иванова Е.А. заявленные требования изменила и уточнила в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и просит суд установить кадастровую стоимость принадлежащих заявителю земельных участков равной рыночной: для участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей и для участка с кадастровым № в размере <данные изъяты> рублей соответственно, установленной по состоянию на 1 января 2009 года, заключением судебной экспертизы (т. 2, л.д. 93-94, 112), поддержав заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители заинтересованных лиц Мирзоев А.А. и Магденко А.Н. в судебном заседании при разрешении требований полагаются на усмотрение суда, возражений относительно заключения эксперта о действительной рыночной стоимости земельных участков не имеют.
Представители иных заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, возражений относительно отчета об оценке и заключения эксперта не представили, в ранее поданном отзыве правительство Воронежской области возражало против удовлетворения исковых требований, указав, что государственнаякадастроваяоценка земель проведена в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316,кадастроваяоценка осуществлялась с применением методов массовой и индивидуальной оценки на территории всего субъекта РФ и оснований для изменениякадастровойстоимостине имеется. Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены постановлением правительства Воронежской области от 17 декабря 2010 года № 1108 (далее – Постановление № 1108).
В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (в действующей в настоящее время редакции от 21 июля 2014 года) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из содержания частей 1-3, 9 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости является обязательным.
Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Воронежской области уведомлением от 30 октября 2014 года № было отказано в принятии к рассмотрению заявления ООО «СКС-Лада» о пересмотре кадастровой стоимости (т. 1, л.д. 56-67).
При этом суд учитывает, что в силу положений части 28 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при разрешении требований заявителя.
Требование, по мнению суда, подлежит рассмотрению по общим правилам производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений применительно к условиям и основаниям, изложенным в положениях Федерального закона № 135-ФЗ, в частности в статье 24.18, включая правила о распределении бремени доказывания, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельных участков.
Анализ положений главы III.I Федерального закона № 135-ФЗ, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 8 апреля 2000 года, пунктом 10 Федерального стандарта «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 255, в их системной связи, позволяет сделать вывод, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов гражданского дела, ООО «СКС-Лада» на основании свидетельств о государственной регистрации права от 25 сентября 2013 года и 15 июля 2014 года на праве собственности принадлежат земельные участки из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: торгово-закупочная база и складской комплекс соответственно, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 11 мая 2005 года, а также площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 10 июня 2014 года (т. 1, л.д. 48-55).
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельных участков используется для целей налогообложения, суд усматривает наличие у ООО «СКС-Лада» заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, поскольку они затрагивают его права и обязанности, как юридического лица, уплачивающего земельный налог (пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Постановлением № 1108 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов <адрес>, включая <адрес>, по состоянию на 1 января 2009 года. Размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № на указанную дату составляет <данные изъяты> рублей (т. 1, л.д. 219; т. 2, л.д. 97).
В настоящее время определение кадастровой стоимости вновь образуемых участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 (далее – Методические указания).
Согласно пункта 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Утвержденный Постановлением № 1108 средний взвешенный по площади УПКСЗ для № группы видов разрешенного использования – для размещения складского помещения по кадастровому кварталу № был использован для исчисления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № при постановке его на кадастровый учет 10 июня 2014 года, как вновь образованного. Размер кадастровой стоимости утвержден актом от той же даты и составляет <данные изъяты> рублей (т. 1, л.д. 218; т. 2, л.д. 98, 111).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (часть 4 стать 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № была установлена при проведении государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января 2009 года, утвержденной Постановлением № 1108, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость спорных земельных участков, следует считать именно эту дату.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № после его образования была установлена путем умножения его площади <данные изъяты> на удельный показатель кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка (<данные изъяты>), исходя из кадастровой стоимости, также установленной при проведении государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января 2009 года, утвержденной названным выше актом, постольку датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость спорного земельного участка, следует считать именно эту дату.
В ходе проведения подготовки по делу по ходатайству заявителя была проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость. Согласно заключению эксперта от
11 декабря 2014 года № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № на заданную дату составляет <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым № - <данные изъяты> рублей (т. 2, л.д. 21-84).
Оценивая экспертное заключение, применительно к положениям статей 60, 67 и 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит его соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ и требованиям федеральных стандартов оценки действующего законодательства, а также надлежащим доказательством, подтверждающим размердействительной рыночнойстоимостиземельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заключение эксперта не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, не представлено. Участвующие в деле лица заключение эксперта не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной, либо дополнительной экспертизы не обращались.
Иные доказательства, подтверждающие величину рыночнойстоимостиземельныхучастков, участниками процесса в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд считает установленной действительную рыночную стоимость земельного участка с кадастровым № в размере <данные изъяты> рублей, с кадастровым № – в размере <данные изъяты> рублей на 1 января 2009 года (на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость).
Согласно части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7, части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» настоящее решение суда со дня вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении кадастровой стоимости, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что заявление об оспаривании результатов кадастровой оценки и установлении кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ООО «СКС-Лада» на праве собственности, равной их рыночной стоимости для участка с кадастровым № в размере <данные изъяты> рублей, с кадастровым № – в размере <данные изъяты> рублей, определенной по состоянию 1 января 2009 года, поданное в суд 7 ноября 2014 года, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
установить кадастровую стоимость:
- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей;
- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 января 2015 года.
Председательствующий И.В. Селиверстова