РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2015 года город Москва
БУТЫРСКИЙ районный суд г. Москвы в составе председательствующего федерального судьи ЗАВЬЯЛОВОЙ С.И., при секретаре судебного заседания КАЗАНЦЕВЕ А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6442/15 по иску Козлова С. П. к АО «НИКИМТ-Атомстрой» о взыскании задолженности по выплате годовой премии и компенсации морального вреда, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец Козлов С. П. обратился в суд с иском к ответчику АО «НИКИМТ-Атомстрой» о взыскании задолженности по выплате годовой премии и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что с 01.06.2013 года по 30.06.2014 года он работал в Красноярском филиале АО «НИКИМТ-Атомстрой» на должности начальник смены в цехе АСУТП, с должностным окладом 20 600 рублей в месяц. Как указывает истец в своем исковом заявлении, в соответствии с п. 11.1 Положения об оплате труда работников АО «НИКИМТ-Атомстрой» Красноярского филиала №МИ СМК 03-ФЭО/04-01-2013, работники филиала, отработавшие более трех месяцев трех месяцев в календарном году, участвуют в программе мотивации по результатам деятельности организации за год. Так же истец указал, что в соответствии с формулой для расчета годовой премии за 2014 год, определенной п. 11.8 Положения об оплате труда ему полагалась выплата годовой премии с учетом районного и северного коэффициента в размере 34 608 рублей, однако 29.06.2015 года в действительности была выплачена сумма в размере 15 718 рублей 92 копейки, следовательно, недоплата составила сумму в размере 16 540 рублей 28 копеек с учетом районного и северного коэффициента. На основании изложенного истец просит суд, взыскать с ответчика в свою пользу сумму задолженности по выплате годовой премии в размере 16 540 рублей 28 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Истец Козлов С. П. в судебное заседание не явился, о дате и месте проведения судебного заседания извещен судом надлежащим образом.
Представитель ответчика АО «НИКИМТ-Атомстрой» по доверенности Кособян П.Л. в судебное заседание явился, заявленные исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении, пояснив суду, что вопросы выплаты заработной платы, доплат, надбавок компенсационного характера и премий регулируются в соответствии с «Положением об оплате труда работников Красноярского филиала ОАО «НИКИМТ-Атомстрой» №МИ СМК 03-ФЭО/04-01-2013. В соответствии с указанным положением целевой размер годовой премии работников должен быть скорректирован не только на коэффициент индивидуальной результативности работника, но и на итоговый коэффициент руководителя. Кроме того, ЗАТО г. Железногорск не входит в «Перечень районов крайнего севера и местностей, приравненных к районам крайнего севера, а значит на работников, работающих в данной местности не распространяются соответствующие надбавки.
Дело рассмотрено судом в отсутствие истца по правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав позицию представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 ТК РФ).
В силу положений ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии ч. 1 ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
Статьей 191 ТК РФ в развитие приведенной нормы установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Таким образом, премии и другие поощрительные выплаты являются частью заработной платы, условия, порядок и критерии выплаты которых могут быть отражены в трудовом договоре работника или утверждены в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (положении об оплате труда, положении о премировании и т.п.).
Условия, порядок и критерии выплаты премии работодатель определяет самостоятельно, на основании локальных нормативных актов организации, при этом, если обязанность выплаты работникам премий не установлена локальными нормативно-правовыми актами работодателя, это является его правом, а не обязанностью.
Как установлено в судебном заседании и следует из письменных материалов дела, с 01.06.2013 года по 30.06.2014 года Козлов С. П. работал в Красноярском филиале АО «НИКИМТ-Атомстрой» в должности начальник смены в цехе АСУТП, что подтверждается копией трудовой книжки ТК №***.
Должностной оклад Козлова С. П. составлял 20 600 рублей.
Кроме того, установлено, что в Красноярском филиале АО «НИКИМТ-Атомстрой» вопросы выплаты заработной платы, доплат, надбавок компенсационного характера и премий регулируются «Положением об оплате труда работников Красноярского филиала ОАО «НИКИМТ-Атомстрой» № МИ СМК 03-ФЭО/04-01-2013 от 31 мая 2013 года (далее методическая инструкция).
В силу п. 11.1 методической инструкции, работники Филиала, отработавшие более трех месяцев в календарном году, участвуют в программе мотивации по результатам деятельности организации за год.
Согласно п. 11.2 методической инструкции, премия по результатам работы за год выплачивается на основании оценки каждого работника пропорционально отработанному времени.
В соответствии с п. 11.3 методической инструкции, размер годовой премии зависит от уровня должности (профессии), а для работников, которым установлены личные КПЭ – от степени выполнения КПЭ работником, структурным подразделением и организацией в целом.
Согласно п. 11.8 методической инструкции, расчет годовой премии по итогам деятельности за год для работников без индивидуальной карты КПЭ производится по следующей формуле: годовая премия = целевой размер годовой премии за отработанный период, руб.*итоговый коэффициент выполнения КПЭ руководителя, %* коэффициент индивидуальной результативности.
Из письменных материалов дела усматривается, что руководителем Красноярского филиала ОАО «НИКИМТ-Атомстрой» является Шопенков А.М., итоговый коэффициент работы которого составил 52,64 %.
В силу п. 11.15 методической инструкции, после утверждения итогов выполнения КПЭ, Отдел кадров совместно с финансово-экономическим отделом Филиала производит расчет премии.
Таким образом, целевой размер годовой премии работников должен быть скорректирован не только на коэффициент индивидуальной результативности работника, но и на итоговый коэффициент выполнения КПЭ руководителя, чего не было сделано в расчетах, предоставленных истцом Козловым С. П..
Как следует из расчета размера премии по итогам работы за 2014 год Красноярского филиала ОАО «НИКИМТ-Атомстрой», предоставленного представителем ответчика, Козлову С. П. были выплачены денежные средства в размере 15 718 рублей 92 копейки.
Ссылку истца о том, что на него, как работника Красноярского филиала ОАО «НИКИМТ-Атомстрой» распространяются надбавки с учетом северного коэффициента суд не принимает во внимание, поскольку ЗАТО г. Железногорск не входит в «Перечень районов крайнего севера и местностей, приравненных к районам крайнего севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР» от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах лиц, работающих в этих районах и местностях», Утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.03.2012 года №170).
Доводы истца о том, что ответчик не вправе был уменьшать размер премиальных выплат, суд полагает необоснованными, так как в соответствии с положениями действующего трудового законодательства и внутренних локальных актов ответчика, выплата премии является мерой поощрения работника за добросовестный труд и достижение производственных результатов и производится на основании приказа руководителя за счет средств работодателя при наступлении определенных условий, изложенных в «Положении об оплате труда работников Красноярского филиала ОАО «НИКИМТ-Атомстрой». Из изложенного следует, что предусмотренная заключенным с истцом трудовым договором премия не является гарантированной выплатой и начисляется при достижении положительных результатов деятельности ответчика на основании приказа работодателя, при этом предусмотрено, что размер премиального вознаграждения может быть не более 100% от должностного оклада, а не именно в размере 100%.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства суд приходит к выводу, что исковые требования Козлова С. П. к АО «НИКИМТ-Атомстрой» о взыскании задолженности по выплате годовой премии удовлетворению не подлежат, поскольку начисление премии истца за указанный им период работы производилось в соответствии с действующими на Предприятии и филиале локальными нормативными актами с учетом их изменений, также на основании приказов филиала. Задолженности по премии у ответчика перед истцом не имеется, ему наравне с иными работниками филиала регулярно выплачивалось премиальное вознаграждение, размер которого в каждом конкретном случае определялся работодателем с учетом вышеприведенных локальных нормативных актов действующих на Предприятии.
Поскольку не имеется оснований для удовлетворения основных требований истца, то требования о взыскании компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Козлова С. П. к АО «НИКИМТ-Атомстрой» о взыскании задолженности по выплате годовой премии и компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение одного месяца через Бутырский районный суд г. Москвы.
Федеральный судья: Завьялова С.И.