З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Эртиль |
15 октября 2018 года |
Панинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Ледовской Е.П.,
при секретаре Дорофеевой О.Н.,
с участием пом. прокурора Эртильского района Воронежской области Кряквина Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Эртильского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Эртильский литейно-механический завод» об обязании провести специальную оценку условий труда,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Эртильского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к ОАО «Эртильский литейно-механический завод».
Из его заявления и объяснений в судебном заседании пом. прокурора Кряквина Э.А. усматривается, что статьей 37 Конституции РФ закреплено положение о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и
гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ работодатель из числа прочих
обязанностей, обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда
условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение специальной оценки
условий труда в соответствии с законодательством - федеральным законом от
28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». В соответствии со ст. 8 указанного закона, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Прокуратурой Эртильского района Воронежской области проведена проверка трудового законодательства в деятельности ОАО «Эртильский литейно-механический завод», в ходе которой выявлено что вышеперечисленные обязанности по соблюдению требований по охране труда администрацией не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушение ст.212 ТК РФ и Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда», в администрации не проведена специальная оценка условий труда работников. Также непроводилась аттестация рабочих мест в соответствии с ранее действующим законодательством. Не проведение специальной оценки условий труда нарушает трудовые права работников ОАО «Эртильский литейно-механический завод» на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. 07.09.2018 года прокуратурой района в адрес ОАО «Эртильский литейно-механический завод» внесено представление об устранении вышеназванных нарушений. Однако, до настоящего времени специальная оценка условий труда в ОАО «Эртильский литейно-механический завод» не проведена.В связи с чем прокурор Эртильского района и вынужден был в интересах неопределенного круга лиц обратиться в суд с указанным иском.
В судебном заседании пом. прокурора Эртильского района Воронежской области Кряквин Э.А. иск поддержал, согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика - ОАО «Эртильский литейно-механический завод», в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление (л.д.24), о причинах неявки суду не сообщили. Ходатайств об отложении дела не поступило.
Выслушав объяснения пом. прокурора Эртильского района Воронежской области, исследовав представленные материалы, суд находит данный иск подлежащим удовлетворению.
Статьей 37 Конституции РФ закреплено положение о том, что каждый
имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и
гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на
рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о
специальной оценке условий труда.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое
законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы
трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора,
соглашений и трудовых договоров.
В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ работодатель из числа прочих
обязанностей, обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда
условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение специальной оценки
условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий
труда.
С 1 января 2014 года вступил в законную силу федеральный закон от
28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в
связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализациейобязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Закон также устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона).
В силу п. 4 ст. 27 Федерального Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона. При этом для целей, определенных ст. 7 Закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Как установлено в судебном заседании, вышеперечисленные обязанности по соблюдению требований по охране труда администрациейОАО «Эртильский литейно-механический завод» не соблюдаются в полном объеме: в администрации не проведена специальная оценка условий труда работников. Также непроводилась аттестация рабочих мест в соответствии с ранее действующим законодательством.
Указанное обстоятельство подтверждается копией представления прокурора Эртильского района Воронежской области ОАО «Эртильский литейно-механический завод» об устранении нарушений законодательства о труде и об охране труда (л.д.8-10); копией сообщенияОАО «Эртильский литейно-механический завод» №100-02/715 от 24.09.2018 года прокурору Эртильского района Воронежской области (л.д.11); копией приказа №34 от 24.09.2018 года ОАО «Эртильский литейно-механический завод» (л.д.12).
Не проведение специальной оценки условий труда нарушает трудовые права
работников администрации на рабочие места, соответствующие государственным
нормативным требованиям охраны труда.
Учитывая изложенное, суд находит данный иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Иск прокурора Эртильского района Воронежской области удовлетворить.
Обязать администрацию ОАО «Эртильский литейно-механический завод» провести специальную оценку условий труда рабочих мест в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик ОАО «Эртильский литейно-механический завод»вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья