2-4858 (2014)
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
25 декабря 2014 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Юшиной И.П.,
с участием истца Филипповой Л.В.,
при секретаре Саюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой к Управлению социальной защиты населения Администрации Ачинского района о признании действий по не предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения незаконными, признании права на получение мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Филиппова Л.В. обратилась к Управлению социальной защиты населения администрации Ачинского района (далее - УСЗН) о признании действий ответчика по не предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилой площади, отопления и освещения как педагогическому работнику со стажем более 10 лет незаконными, о признании за ней права на получение данных мер, мотивируя свои требования тем, что она имеет стаж работы в качестве педагога более 10 лет, и в силу ст. 55 Закона РФ «Об образовании» имеет право на получение в сельской местности бесплатной жилой площади с отоплением и освещением. На территории Красноярского края меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности установлены законом Красноярского края от 10.06.2010 года №10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). В связи с чем, считает, что после выхода на пенсию за ней сохранено право на льготы по оплате жилья и услуг отопления, освещения. Однако ответчик в предоставлении мер социальной поддержки отказал, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд (л.д.3).
Определением суда от 20.11.2014г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство социальной политики Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края (л.д.1).
В судебном заседании истец Филиппова Л.В. исковые требования поддержала по аналогичным основаниям, суду пояснила, что она имеет педагогический стаж, работала в периоды с 02.07.1986 года по 20.06.2000 года воспитателем детского сада совхоза «Малиновский»; с 02.10.2000 года по 30.12.2003 года воспитателем в Центре социальной помощи семье и детям; с 01.01.2004 года по 10.05.2011 года воспитателем СРЦ «Ястребовский»; с 11.05.2011 года по 01.10.2014 года воспитателем МКДОУ «Малиновский детский сад»; с 02.10.2014 года находится на пенсии. В октябре-ноябре 2014 года получала льготы как ветеран труда, однако считает, что имеет право получать льготы как педагогический работник.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Ачинского района, уведомленный о рассмотрении дела (л.д.26,28), в зал суда не явился. В ранее поступивших возражениях на иск руководитель Управления СЗН Администрации Ачинского района Н.А. Андреева дело просит рассмотреть в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать, полагая, что при определении права педагогов-пенсионеров на меры социальной поддержки, имеющих необходимый стаж работы в иных образовательных учреждениях следует иметь в виду, что работникам федеральных образовательных учреждений меры социальной поддержки должны быть установлены федеральным законодательством и финансироваться из федерального бюджета. Педагогов образовательных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти следует также относить к работникам федеральных образовательных учреждений, тогда как право педагогов учреждений, находившихся в ведомстве сельскохозяйственных, промышленных и иных предприятий и организаций на меры социальной поддержки ст. 55 Закона РФ «Об образовании» не предусмотрено. Филиппова Л.В. имеет трудовой стаж воспитателя детского сада с 02.07.2986 года по 02.10.2000 года, который находился в ведомстве совхоза «Малиновский», ТОО «Малиновское», ОАО «Малиновский свинокомплекс». В МКДОУ Филиппова Л.В. работала воспитателем три года 4 месяца с 11.05.2011 года по 30.09.2014 года, за весь этот период получала меры социальной поддержки на оплату жилья, отопления и освещения, как педагог. После увольнения из Малиновского детского сада Филипповой Л.В. назначены меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, как ветерану труда края с 01.10.2014 года. В связи с разделением бюджетных полномочий, полагает Управление ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям (л.д.11-13).
Представители третьих лиц Министерства социальной политики Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края, извещенные о дне слушания дела (л.д.26,29), в зал суда не явились, возражений по иску не представили.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Филипповой Л.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04.05.1971 года № 225 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности».
Данная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007г. № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации», где указано, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена, либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться, Российская Федерация не устранялась до 01 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, и не устраняется от взятых на себя обязательств, не может произвольно от них отказываться, и, если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, правомерным является удовлетворение таких требований за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (абз. 3 п. 5 ст. 55), в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, действовавшей до 01.09.2013 г., было предусмотрено, что педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж раб
На территории Красноярского края меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности установлены Законом Красноярского края от 10 июня 2010 г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)".
До 01 января 2012 г. положения указанного Закона предусматривали льготы только для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
В связи с принятием Закона Красноярского края от 01 декабря 2011 г. N 13-6597 "О внесении изменений в Законы края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения", с 01 января 2012 г. предусмотрены меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края, а также указанным работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которых в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
В соответствии с положениями указанного Закона педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в размере 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, если педагогические работники являются педагогическими работниками краевых государственных или муниципальных образовательных учреждений, вышедшими на пенсию и проживающими в сельской местности при общем стаже в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет.
Согласно ст. 2 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 г. N 10-4691 педагогическим работником является педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
Из статьи 7 этого Закона следует, что предоставление денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Федеральным законом от 29.12.2010г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств субъектов Российской Федерации.
Данное положение Закона «Об образовании» вступило в действие с 11.01.2011г.
При этом статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010г. № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут - снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено по делу, Филиппова Л.В. с 02.07.1986 года по 20.06.2000 года воспитателем детского сада совхоза «Малиновский»; с 02.10.2000 года по 30.12.2003 года воспитателем в Центре социальной помощи семье и детям; с 01.01.2004 года по 10.05.2011 года воспитателем СРЦ «Ястребовский»; с 11.05.2011 года по 01.10.2014 года воспитателем МКДОУ «Малиновский детский сад» (л.д.6-8). В настоящее время не работает, является пенсионером.
Филиппова Л.В. проживает и зарегистрирована на территории сельского поселения в квартире по адресу Ачинский район, п. Малиновка, квартал 2 дом 36 квартира 28.
За январь-сентябрь 2014 г. включительно Филиппова Л.В. УСЗН Администрации Ачинского района предоставлялись льготы по оплате жилья с отоплением и освещением как работающему педагогу, в последствии жилищная субсидия на общих основаниях (л.д.14-17).
Однако, в связи с прекращением трудовых отношений УСЗН с 01.10.2014г. прекращены выплаты истцу мер социальной поддержки, предоставляемых по Закону Красноярского края от 10.06.2010г. №10-4691, что подтверждается справками УСЗН, представленными в материалы дела.
При обращении истца Филипповой Л.В. в УСЗН Администрации г. Ачинска 06.10.2014 года им в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения как педагогу-пенсионеру, проживающему в сельской местности, было отказано (л.д.4).
Между тем, разрешая настоящий спор, суд приходит к выводу о наличии у истца Филипповой Л.В., являющейся пенсионером и имеющий стаж педагогической деятельности в сельской местности более 10 лет, права на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за жилье, отопление и освещение в полном объеме (100%).
Так, из вышеприведенных положений нормативно-правовых актов следует, что право на получение указанных льгот педагогическим работникам не связано с формой собственности образовательного учреждения.
Согласно объяснениям истца, она более 10 лет являлась педагогическим работником образовательных учреждений, получала меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг до выхода на пенсию, как педагогический работник образовательных учреждений, работавший в сельской местности.
Суд полагает, что в данном случае не подлежит применению абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в редакции, в соответствии с которой размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета.
Статьей 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнение в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» от 06.05.2003 г № 52-ФЗ также предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим статьи 55, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Таким образом, педагогическая деятельность истца в государственном (при отсутствии иной (муниципальной, субъекта федерации) формы собственности образовательном учреждении не может служить основанием для отнесения ее к педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений с обеспечением предоставляемых им мер социальной поддержки за счет федерального бюджета.
В связи с вышеизложенным суд считает, что поскольку истец Филиппова Л.В. на момент перехода на пенсию обладала правом на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом Российской Федерации "Об образовании", а субъект Российской Федерации не наделен полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам указанных мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, то факт того, что они работали в образовательных учреждениях, не являющихся краевыми государственными либо муниципальными образовательными учреждениями, не может лишать ее права на получение указанных льгот.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у истца Филипповой Л.В. с момента увольнения как получающей пенсию педагогов сельской местности права на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, в связи с чем, отказ ответчика в предоставлении ей данной меры социальной поддержки является незаконным.
Иные возражения ответчика основаны на неверном толковании норм законодательства РФ и Красноярского края, с которым суд согласиться не может.
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление о признании действий должностного лица незаконными обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать действия УСЗН Администрации Ачинского района по не предоставлению истцу Филипповой Л.В. мер социальной поддержки на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, перешедшей на пенсию и проживающей в сельской местностинезаконными, признать за истцом право на получение данной меры социальной поддержки, обязав УСЗН Администрации Ачинского района предоставить меры социальной поддержки на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, перешедшему на пенсию и проживающим в сельской местности, Филипповой Л.В. в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Филипповой удовлетворить.
Признать действия Управления социальной защиты населения Администрации Ачинского района по не предоставлению мер социальной поддержки как педагогу, вышедшему на пенсию, Филипповой по оплате жилого помещения незаконными.
Признать за Филипповой право на получение мер социальной поддержки на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогическим работникам, проработавшим в сельской местности более 10 лет, перешедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Ачинского района предоставить меры социальной поддержки на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогическим работникам, проработавшим в сельской местности более 10 лет, перешедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, Филипповой в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья И.П.Юшина