дело №2-154/2017 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Александровск ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Ендальцевой О.В.,
с участием помощника прокурора г.Александровска Усаниной Ю.И.
истца Уточкина А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Александровска в защиту интересов Уточкина Александра Павловича к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
В Александровский городской суд поступило указанное исковое заявление, в котором прокурор г.Александровска, действуя в интересах Уточкина А.П., просит возложить на ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительство Пермского края обязанность предоставить Уточкину А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на территории Александровского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Уточкина А.П., предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту его жительства.
В обоснование иска указано, что Уточкин А.П. является лицом из числе детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО4 лишена родительских прав решением Александровского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Постановлением главы администрации Александровского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Уточкин А.П. принят на учет граждан, нуждающимся в жилых помещениях. Он не имеет закрепленного жилого помещения, не является и не являлся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения. Недвижимого имущества в собственности не имеет, ранее в приватизации жилья не участвовал.
В настоящее время Уточкин А.П. жилым помещением не обеспечен.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец Уточкин А.П. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил суду, что в настоящее время снимает квартиру, постоянного жилья не имеет, по наследству, в дар жилых помещений ему никто не передавал, в приватизации он ранее не участвовал. До ДД.ММ.ГГГГ проживал в приемной семье. Сейчас учится в <данные изъяты> на мастера отделочных работ. Просит выделить ему жилье.
Представитель ответчика - ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, возражений и пояснений по иску не предоставили.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направили возражения на исковое заявление, указав, с иском не согласны, просят отказать в удовлетворении заявленных требований, а также указали, что Законом Пермского края №147-ПК от 14.12.2012 года, №1939-419 от 29.12.2004 года предусмотрено однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения в Порядке, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года. Согласно Постановлению Правительства Пермского края №107-п от 11.03.2013 года формирование специализированного жилищного фонда осуществляется Министерством строительства и ЖКХ Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего порядка.
В соответствии со ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства лиц данной категории, в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. То есть федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица из данной категории, т.е. на территории всего Пермского края. Порядком предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года, определено право гражданина на осмотр предложенного жилого помещения и предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилого помещения производится при получении письменного согласия гражданина и предусматривает, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в других муниципальных образованиях Пермского края.
Третье лицо, привлеченное к участию в деле, - Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, с исковыми требованиями не согласны, просят отказать в удовлетворении требований, представили возражения по исковому заявлению, где указали, что в соответствии со ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и т.д., которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства данных лиц, в порядке, в установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда формируются территориальными органами Минсоцразвития Пермского края, куда включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, соответствующие условиям, указанным в Законе Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года, и достигшие 14-летнего возраста.
Уточкин А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением ТУ МСР ПК по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам № от ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма. Отказа в отношении Уточкина А.П. не принималось, следовательно, права истца нарушены не были.
Предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности, в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении данных лиц в список.
Удовлетворение требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше ФИО5, обладающих одинаковыми с ней правами. Предоставление ФИО5 жилого помещения без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч.3 ст.17 Конституции РФ.
Не согласны с требованиями прокурора о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам. Территориальные управления осуществляют формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не уполномочены решать вопросы предоставления и обеспечения жилыми помещениями, в том числе по заключению, исполнению и расторжению договоров найма специализированных жилых помещений или безвозмездного пользования.
В соответствии с п.2 ст.2 Закона Пермского края №127-ПК от 08.10.2007 года «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения специализированного жилищного фонда передаются в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным унитарным предприятиям Пермского края, государственным учреждениям Пермского края, которые осуществляют управление специализированным жилищным фондом Пермского края в пределах полномочий, установленных настоящим Законом. Управление специализированным жилищным фондом Пермского края, не переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление, осуществляет уполномоченный орган.
Постановлением Правительства Пермского края №1194-П от 09.09.2013 года определено, что Государственное казенное учреждение Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» осуществляет управление специализированным жилищным фондом, в связи с чем просят привлечь их к участию в деле в качестве третьего лица.
Третье лицо, привлечённое к участию в деле, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, поддерживают позицию Правительства Пермского края.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Частью 1 ст.5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. ФЗ №15-ФЗ от 29.02.2012 года) « дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьёй 6 Закона Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года (ред. Закона №147-ПК от 14.12.2012 года) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п.«ж» ч.1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в прокуратуру г.Александровска обратился Уточкин А.П. с заявлением о том, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. До настоящего помещения жилое помещение ему не предоставлено, чем нарушены его права.
Уточкин А.П. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Его матерью является ФИО4, сведения об отце записаны на основании заявления матери, что подтверждается свидетельством о рождении и справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Александровского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Уточкина А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно постановлению главы администрации Александровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Уточкин А.П. был передан в приемную семью ФИО6
Постановлением главы администрации Александровского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Уточкин А.П. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Уточкин А.П. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>
По информации Александровского отдела Губахинского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» № от ДД.ММ.ГГГГ по данным Государственного технического учета объектов капитального строительства на территории г.Александровска и Александровского муниципального района сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на имя Уточкина А.П. не имеется.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Уточкина А.П. на объекты недвижимого имущества отсутствует.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Уточкин А.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечен, в установленном порядке поставлен на учёт как нуждающийся в жилом помещении.
Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ТУ Минсоцразвития по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам обязанности по внеочередному предоставлению жилья Уточкину А.П., суд исходит из того, что Постановлением Правительства Пермского края № 92-п от 01.03.2013 года «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано передать учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и достигших возраста 14 лет, в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края.
Таким образом, территориальные органы Минсоцразвития Пермского края осуществляет полномочия только по выявлению и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а не в сфере предоставления жилых помещений.
Обстоятельства, вызвавшие необходимость предоставления жилого помещения Уточкину А.П., соответствуют условиям предоставления жилья, установленным Законом Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот…» ( в ред. от 14.12.2012 года).
При таких обстоятельствах Уточкин А.П. подлежит обеспечению жилым помещением, соответствующим требованиям ч.2 ст.8.1 вышеуказанного Закона Пермского края №127-ПК от 08.10.2007 года, а именно - в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма не менее 33 кв.м общей площади жилого помещения.
При этом судом признаётся обоснованным требование о предоставлении Уточкину А.П. жилого помещения именно на территории субъекта РФ, где он проживает, поскольку в соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч.3 ст.6 Закона №1939-419 от 29.12.2004 года и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Как следует из материалов дела, Уточкин А.П. поставлен на учет как нуждающийся в жилых помещениях на территории Александровского муниципального района, фактически проживает на территории этого же района, невозможность предоставления жилого помещения по месту его постановки на учет в Александровском муниципальном районе материалами дела не доказана, в связи с этим требования прокурора и истца о предоставлении жилого помещения в муниципальном образовании, ближайшем к месту его жительства, суд признает обоснованными.
Доводы ответчика Правительства Пермского края о несогласии с требованиями прокурора и истца о предоставлении жилого помещения конкретно на территории г.Александровска не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку прокурором в интересах Уточкина А.П. заявлены требования о предоставлении жилого помещения на территории Александровского муниципального района, а в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Уточкина А.П. предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту его жительства.
То есть, как и указано в возражениях Правительства Пермского края, требования заявлены в отношении территории не только муниципального образования по месту проживания истца, но и территории субъекта Российской Федерации - Пермского края.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы третьего лица Министерства социального развития Пермского края о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. При этом ни ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Суд отказывает в удовлетворении ходатайства третьего лица Министерства социального развития Пермского края о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей сирот специализированного жилищного фонда», так как учредителем указанного учреждения является министерство социального развития Пермского края, оно создано для реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий исполнительных органов государственной власти Пермского края в сфере управления жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда. Предметом деятельности учреждения является управлением указанными жилыми помещениями, закрепленными за учреждением на праве оперативного распоряжения. При этом функции и полномочия собственника данных жилых помещений в пределах своей компетенции осуществляет Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края. Среди основных видов деятельности учреждения отсутствует деятельность по решению вопросов учета, приобретения в собственность, распределения жилых помещений. Собственником жилых помещений специализированного жилищного фонда данное учреждение не является, полномочиями по распоряжению данным имуществом не наделено.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Уточкину А.П. жилого помещения в границах территории муниципального образования Пермского края, ближайшем к месту его жительства, соответствует изложенным требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г.Александровска в защиту интересов Уточкина Александра Павловича удовлетворить частично.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Уточкину Александру Павловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на территории Александровского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Уточкина А.П., предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту его жительства.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Александровска к Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Судья: Е.Н. Шерстобитова