Решение по делу № 2-298/2021 ~ М-270/2021 от 12.07.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 сентября 2021 г. <адрес>

Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего Исмаилов М.М., при секретаре судебных заседаний ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД ФИО3 к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Акушинский детский сад» <адрес> РД (далее – МКДОУ «Акушинский детский сад» <адрес> РД) об обязании установить на входе в здание садика пандус, а также информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для маломобильных групп населения, отвечающие требованиям Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012,

у с т а н о в и л:

<адрес> РД ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к МКДОУ «Акушинский детский сад» <адрес> РД о понуждении к совершению действий, указывая, что прокуратурой <адрес> РД в рамках исполнения распоряжения прокурора Республики Дагестан «Об организации личного приема граждан с ограниченной способностью передвижения» проведена проверка соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов.

Проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства МКДОУ «Акушинский детский сад» не приняты меры по обеспечению инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равных условий жизнедеятельности с другими категориями населения, связанных с беспрепятственным доступом в здание.

На входе в здание школы не установлена лестница с пандусом для инвалидов-колясочников, а также мнемосхема (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению.

Непринятие мер по установке в здание садика пандуса и мнемосхемы (тактильной схемы движения), обеспечивающей доступность здания для граждан, имеющих инвалидность, нарушает право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.

Отсутствие информационных схем затрудняет беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями на обращение в муниципальные учреждения, нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.

Целью установки пандуса является обеспечение доступа МГН в здание.

Целью установки мнемосхемы является отображение той информации, которая поможет в ориентации инвалидов по зрению в пространстве, а именно информации о расположении отдельных помещений, кабинетов и входов в них, что позволит им беспрепятственно и безопасно передвигаться внутри помещения.

Установка мнемосхемы, как правило, не требует какой-либо подготовки, проведения ремонтных или строительных работ.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учётом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу пункта 1 статьи 6 Закона № 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона -Ф3.

На основании пункта 41 названного Перечня, к числу частей таких стандартов и сводов правил отнесён ряд положений Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2012).

Вышеуказанный Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 46-ФЗ.

Среди этих принципов - полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Руководствуясь пунктом 1.1 СП 59.13330.2012 свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна).

Исходя из пункта 1.2 СП 59.13330.2012, требования необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий, и сооружений.

Требования распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

Таким образом, действие данных правил распространяется также и на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд МГН.

Согласно п. 5.2.9 при перепаде высот пола в здание или сооружение следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН.

В пунктах 5.2.9 - ДД.ММ.ГГГГ содержатся требования, предъявляемые к лестницам, пандусам их перилам и т.д.

Согласно пункту 7.1.8 СП 59.13330.2012 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м.

Круг лиц с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в использовании мнемосхемы, не может быть заранее определён ни по количеству, ни по персональному составу, в связи, с чем является неопределённым.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, присуждением к исполнению обязанности в натуре.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, просит суд обязать МКДОУ «Акушинский детский сад» <адрес> РД установить на входе в здание садика пандус, а также информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для маломобильных групп населения, отвечающие требованиям Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012,

Помощник прокурора <адрес> РД ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика – заведующая МКДОУ «Акушинский детский сад» <адрес> РД ФИО5 в судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом извещена о месте и времени его проведения, ею направлено в суд заявления о рассмотрении данного гражданского дела без ее участия.

Представителем ответчика ФИО5 также представлено в суд письменное заявление о признании в полном объеме исковых требований прокурора <адрес> РД ФИО3 к МКДОУ «Акушинский детский сад» <адрес>, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ей ясны.

Выслушав представителя истца ФИО4 и изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> РД подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, причем суд не принимает признание иска ответчиком в том случае, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами.

В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Письменное заявление о признании иска подписано лицом уполномоченным на совершение такого процессуального действия – заведующей МКДОУ «Акушинский детский сад» <адрес> РД ФИО5 Заявление не противоречат ГПК РФ или иным федеральным законам и не нарушает прав других лиц. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, представителю ответчика ясны.

Как установлено ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При таких обстоятельствах суд, учитывая, что данное волеизъявление представителей ответчиков не противоречат закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, принимает признание иска представителями ответчиков, в связи с чем считает необходимым удовлетворить заявленные истцом требования.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п. 9 ст. 333.36 НК РФ, - от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Абзац 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ предусматривает, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается для физических лиц в размере 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.

Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от ее уплаты) при удовлетворении судом исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Как усматривается из иска, заявленные требования рассмотрены в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем, размер, подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины должен составлять 300 рублей, в соответствии с абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

МКДОУ «Акушинский детский сад» <адрес> РД к числу лиц, которые освобождены от уплаты государственной пошлины, не отнесен, в связи с чем, с него подлежит взысканию государственная пошлина в пользу бюджета МО «<адрес>» РД в размере 300 (триста) руб.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения решения, суд считает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 103, 173, 198 и 199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск прокурора <адрес> РД ФИО3 к МКДОУ «Акушинский детский сад» <адрес> РД об обязании установить на входе в здание садика пандус, а также информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для маломобильных групп населения, отвечающие требованиям Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012 -удовлетворить.

Обязать МКДОУ «Акушинский детский сад» <адрес> РД в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда установить на входе в здание садика пандус, а также информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для маломобильных групп населения, отвечающие требованиям Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012.

Взыскать с МКДОУ «Акушинский детский сад» <адрес> РД в пользу бюджета МО «<адрес>» РД государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

Резолютивная часть оглашена 10.09.2021г.

Мотивированное решение изготовлено 14.09.2021г.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан, через Акушинский районный суд Республики Дагестан, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Исмаилов М.М.

2-298/2021 ~ М-270/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор района.
Ответчики
МКДОУ "Акушинский детский детский сад"
Суд
Акушинский районный суд Республики Дагестан
Судья
Исмаилов Мурад Магомедович
Дело на странице суда
akushinskiy--dag.sudrf.ru
12.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2021Передача материалов судье
15.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2021Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее