РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2021 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Заботиной О.Л.,
при секретаре Рудаковой А.В.,
с участием административного истца Кузьмина Р.Н.,
представителя административного ответчика Капустиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Кузьмина Р. Н. к Администрации г. Ачинска о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
С учетом уточненного иска Кузьмин Р.Н. обратился к Администрации г. Ачинска с требованиями о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении изменений в правила землепользования и застройки г. Ачинска, утвержденных Ачинским городским Советом депутатов от 30 мая 2014 года № 58-40р (в редакции от 28.09.2018 г. № 37-218р) об изменении территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером 24:43:0111014:31 площадью 849 кв.м. по адресу <адрес> с зоны Р «зона рекреационного назначения на зону О-1 «зона делового общественного назначения», обязании Администрацию г. Ачинска внести изменения в Правила землепользования и застройки г. Ачинска утвержденные Ачинским городским Советом депутатов от 30 мая 2014 года № 58-407о (в редакции от 28.09.2018 г. № 37-218р) об изменении территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером 24:43:0111014:31 площадью 849 кв.м. по адресу <адрес> с зоны Р «зона рекреационного назначения на зону О-1 «зона делового общественного назначения». Исковые требования мотивированы Кузьминым Р.Н. тем, что он с 30.03.1991 г. является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу <адрес>. В 2020 г. истцу стало известно, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Ачинска, утвержденным Ачинским городским Советом депутатов 30 мая 2013 года, принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером 24:43:011014:31 расположен в зоне рекреационного назначения, в которой расположение объектов с разрешенным использованием «под домами индивидуальной жилой застройки» не предусмотрено. С собственником земельного участка изменение зоны не согласовывалось. Спорный земельный участок был приобретен истцом до утверждения Генерального плана, кроме того на дату принятия Правил землепользования и застройки земельный по адресу <адрес> не имел установленных границ (л.д. 2-4, 44-46).
В судебном заседании административный истец Кузьмин Р.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил о том, что после того как ему стало известно о нахождении принадлежащего ему земельного участка по адресу <адрес> в рекреационной зоне, он обратился в Администрацию г. Ачинска с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Ачинска и установлении в отношении принадлежащего ему земельного участка зоны О-1 «зона делового общественного и коммерческого использования». До настоящего времени ответчиком работы по изменению зоны принадлежащего ему земельного участка не выполнены, чем нарушаются его права как собственника земельного участка, поскольку он лишен возможности производить на земельном участке строительство, а также реализовать право на обращение в суд с иском об установлении границ земельного участка.
В судебном заседании представители Администрации г. Ачинска по доверенности Каарт Е.В. (л.д. 43, 71), Капустина С.А. (доверенность л.д. 144-145) с исковыми требованиями не согласились, пояснили о том, что Генеральный план г. Ачинска утвержден Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 14.10.2005 г. № 7-29-р (ред. от 28.01.2011 с изменения от 34.05.2013 г.) представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обуславливать высокий уровень стабильности данного документа. Согласно ст. 1 ГрК РФ Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована ст. 30-35 Градостроительного кодекса РФ, при этом вид разрешенного использования земельных участков устанавливается градостроительным регламентом. Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Правила землепользования и застройки на территории г. Ачинска утверждены Ачинским городским Советом депутатов Красноярского края от 30.05.2014 г. № 58-407р в соответствии с действующим законодательством, Уставом г. Ачинска, генеральным планом г. Ачинска, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития г. Ачинска. Также представитель ответчика пояснила, что согласно Генеральному плану г. Ачинска земельный участок истца отнесен к зоне парков, скверов и бульваров (рекреационная зона). В соответствии с проектом планировки 8-го микрорайона с эспланадой перед зданием администрации г. Ачинска (шифр 01-23-469ПЗ), утвержденным постановлением администрации от 09.09.2009 г. № 232-п, спорный земельный участок расположен в зоне планируемого размещения эспланады (широкая улица с аллеями). Благоустройство в форме правильного прямоугольника располагается между <адрес>, включает в себя «летний сад» с тротуарами и пешеходными дорожками из брусчатки, газонами, клумбами, скульптурными группами, фонтаном. При этом в соответствии со ст. 52 Правил землепользования и застройки г. Ачинска в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Проект планировки территории, а также Правила землепользования и застройки приняты с учетом генерального плана г. Ачинска в отсутствие каких-либо регламентных противоречий между положениями друг друга. С 2018 г. администрацией г. Ачинска на основании многочисленных устных обращений жителей г. Ачинска проводится работа по внесению изменений в Генеральный план г. Ачинска, выполнены работы по разработке проекта внесения изменений в Генеральный план и правила на основании муниципального контракта № Ф.2018.613141 с ООО «Корпус», в том числе и в части изменения зоны в отношении земельного участка, принадлежащего истцу, с зоны рекреационного назначения на зону делового, общественного и коммерческого назначения. Указанный проект находится в стадии согласования с уполномоченными органами власти и ведомствами. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку определяет стратегию градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности. Назначение же территориальной зоны обусловлено установленной функциональной зоной в силу требований градостроительного законодательства. Отнесение земельного участка Правилами землепользования и застройки к территориальной зоне рекреационного назначения (Р) обусловлено установленной Генеральным планом функциональной зоне парков, что соответствует требованиям ст. 30 и 34 ГрК РФ, это не препятствует истцу использовать земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости в порядке ч. 8 ст. 36 ГрК РФ. Представитель ответчика Капустина С.А. пояснила об отсутствии бездействий со стороны Администрации г.Ачинска по вопросу внесения изменений в документы территориального планирования в части изменения территориальных зон в отношении спорного земельного участка. Также представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд для оспаривания действий Администрации г. Ачинска, т.к. с 2020 г. Кузьмину Р.Н. было известно об установленном градостроительном регламенте в отношении принадлежащего ему земельного участка, при этом с рассматриваемым иском истец обратился в суд только в августе 2021 г. Кроме того представитель ответчика пояснила о том, что по обращению истца об изменении территориальной зоны, главой администрации г. Ачинска не выносилось предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, поскольку данная работа начата с 2018 года, в том числе в отношении земельного участка истца. В связи с данными обстоятельствами Кузьмину Р.Н. был направлен письменный ответ о проведении работ по внесению изменой в Правила землепользования и застройки. Аналогичная позиция ответчика изложена в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 72-73).
Выслушав истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (п. 1).
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2).
В соответствии с п.26 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, том числе, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа.
Статей 1 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7); градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п. 9).
Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 2 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2 статьи 30, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся.
Порядок и процедура рассмотрения предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки регламентированы статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в числе прочего физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч.5 ст. 33 ГрК РФ).
Материалами дела подтверждается, что Кузьмин Р. Н. на основании договора купли-продажи от 30.03.1991 г. является собственником жилого дома и с 16.08.2010 г. является собственником земельного участка по адресу <адрес> (л.д. 7, 16).
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 48-61) Кузьмину Р.Н. принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 849 кв.м. по адресу <адрес> с видом разрешенного использования под домами индивидуальной жилой застройки.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 13-15) данный земельный участок находится в зоне «Р» (зона рекреационного назначения).
Из заключения кадастрового инженера (л.д. 17-30) установлено, что в процессе проверки границ и выносе в натуру характерных точек поворота границ участка № выявлено наличие реестровой ошибки в положении данного участка по всем границам, в том числе по границе со смежным участком № (<адрес>) и по границе со смежным участком № (<адрес>).
Представленной в материалы дела выпиской Генерального плана г. Ачиснка по состоянию на 26.08.2021 г. (л.д. 74-75) подтверждается, что принадлежащий истцу Кузьмину Р.Н. земельный участок расположен в зоне «Р» - рекреационная зона (парки, скверы, бульвары).
Также нахождение земельного участка истца в зоне «Р» - рекреационная зона подтверждается картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Ачинска (л.д. 87).
Постановлением Администрации г. Ачинска № 232-п от 09.09.2009 г. (л.д. 128) утвержден проект планировки 8 микрорайона с эспланадой перед зданием Администрации г. Ачинска.
Согласно проекту планировки 8-го микрорайона с эспланадой перед зданием Администрации г. (л.д. 129-138) (в месте расположения земельного участка истца) на месте частной малоэтажной застройки запланирована эспланада. Благоустройство в форме правильного прямоугольника располагается между <адрес>, включает в себя «Летний сад» с тротуарными пешеходными дорожками из брусчатки, газонами, клумбами, скульптурными группами, фонтаном.
Материалами дела подтверждается, что 19.12.2018 г. Администрацией г. Ачинска с ООО «Корпус» заключен муниципальный контакт № Ф.2018.613141 на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа г. Ачинск. Объем и содержание работ по контракту определяется «Техническим заданием», которое является неотъемлемой частью настоящего контракта. Согласно технического задания целями и задачами разработки проекта внесения изменений в генеральный план является в том числе изменение функционального зонирования территории, изменение границ функционального зонирования территории. Целями и задачами внесения изменений в Правила землепользования и застройки являются в том числе изменение территориального зонирования территории, с целью произведения в соответствие границам земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН и учета произошедших территориальных изменений. Подготовка сведений о границах территориальных зон для внесения данных сведений в ЕГРН (л.д. 89-96).
23 июля 2020 г. Кузьмин Р.Н. обратилась в Администрацию г. Ачинска с заявлением об изменении зоны земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес>, с зоны «Р» -рекреационная зона на хону «О-1» - зона делового общественного и коммерческого назначения (л.д. 9, 80).
На данное обращение Администрацией г. Ачинска дан ответ от 11.08.2020 г. № 06-02-04-761 (л.д. 79), в котором отражено, что в соответствии с Генеральным планом г. Ачинска, утвержденным в редакции решения Ачинского городского Совета депутатов от 31.05.2013 г. № 43-314р «О внесении изменений в решение городского Совета депутатов от 14.10.2005 № 7-29р «Об утверждении Генерального плана г. Ачинска», вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № расположен в функциональной зоне Р «зона рекреационного назначения». В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Ачинска, утвержденных Ачинском городским Советом депутатов от 30.05.2014 г. № 58-407р, участок расположен в зоне Р «зона рекреационного назначения». При ближайшей корректировке документов территориального планирования будет рассмотрена возможность внесения данного изменения.
Также 17 июня 2021 г. Кузьмин Р.Н. повторно обратился в Администрацию г. Ачинска с заявлением об изменении зоны земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес> с территориальной зоны «Р» - зона рекреационного назначения на зону «О-1» зона делового общественного и коммерческого назначения (л.д. 10, 78).
Ответом Администрации г. Ачинска от 19.04.2021 г. (л.д. 12, 77) истцу Кузьмину Р.Н. сообщено, что принадлежащий истцу земельный участок находится в функциональной зоне «Р - зона рекреационного назначения». При ближайшей корректировке документов территориального планирования будет рассмотрена возможность внесения данного изменения.
Материалами дела подтверждается, что 21.12.2018 г. между Администрацией г. Ачинска и ООО «Корпус» подписан акт приемки выполненных работ по муниципальному контракту № Ф.2018.613141 от 19.12.2018 г. (л.д. 96).
В соответствии с проектом изменений в Правила землепользования и застройки г. Ачинска (л.д. 88) функциональная зона, в которой расположен земельный участок истца, подлежит изменению на зону «О-1» зона делового общественного и коммерческого назначения.
Согласно сообщению консультанта - главного архитектора г. Ачинска от 04.08.2021 г. (л.д. 97) в мае 2020 г. проект внесения изменений загружен в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП) для согласования министерствами Красноярского края. В период с мая по август 2020 г. министерствами Красноярского края рассматривались документы территориального планирования и в августе 2020 г. Правительством Красноярского края выдано заключение об отказе в согласовании проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа г. Ачинск Красноярского края и Правила землепользования и застройки городского округа г. Ачинск. В период с августа 2020 г. по август 2021 г. ООО «Корпус» несколько раз производились работы по корректировке проекта Генерального плана и Правил землепользования и застройки. После получения проекта осенью 2021 г. будет возобновлена процедура по согласованию документов территориального планирования с министерствами от которых получены отрицательные заключения, посредством повторной загрузки в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования. Министерства Красноярского края в течение 3-х месяцев рассматривают предоставленную документацию. После окончания согласования документов в соответствии со ст. 5. ГрК РФ будут проведены публичные слушания и итоговый документ предоставлен на сессию Ачинского городского Совета депутатов для утверждения.
Представленными в материалы дела сообщения Министерств Красноярского края (л.д. 98-123), а также заключением Правительства Красноярского края от 04.08.2020 г. (л.д. 124-125) подтверждается, что проект внесения изменений в Генеральный план городского округа г. Ачинск Красноярского края отклонен от согласования.
Согласно п.1 ч.9, ч.11 ст.226 КАС РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое решение ответчика нарушает именно его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого акта.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что администрацией г. Ачинска начата работа по внесению измене в Правила землепользования и застройки г. Ачинска и в Генеральный план г. Ачинска в том числе по вопросу изменения территориальной зоны в месте расположения земельного участка истца в 2018 г., т.е. задолго до обращения истца в Администрацию с данным заявлением. После поступившего обращения истца данная работа не приостанавливалась и не заканчивалась. В связи с наличием недостатков в подготовленных ООО «Корпус» документах, работы по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, а также Генеральный план г. Ачинска были возобновлены. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Администрация г. Ачинска не бездействует, поскольку процесс внесения изменений Правила землепользования и застройки, а также Генеральный план г. Ачинска является длительным и многоэтапным - с получением согласования Министерств Красноярского края, проведением публичных слушаний и утверждением итоговых документов Ачинским городским Советом депутатов.
В связи с изложенными, суд приходит к выводу о том, что объективных и безусловных доказательств нарушения оспариваемыми бездействиями администрации г. Ачинска прав и законных интересов Кузьмина Р.Н. не представлено и судом с учетом вышеуказанных обстоятельств не установлено. Следовательно, отсутствуют правовые основания, предусмотренные ч.8, п.1, 2, 3 ч.9 ст. 226 КАС РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований административного истца, в связи с чем исковые требования Кузьмина Р.Н. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кузьмина Р. Н. к Администрации г. Ачинска о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Председательствующий судья Заботина О.Л.
Мотивированное решение изготовлено 10.09.2021 года.