Решение по делу № 2-320/2013 ~ М-289/2013 от 09.09.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абаза Республика Хакасия 13 декабря 2013 года

        Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Пановой Н.А.,

    при секретаре Винокуровой П.А.,

с участием заявителя Пиминовой Л.В., представителя заявителя Дорохова А.С. – Петрунова А.И., действующего по доверенности <данные изъяты>, представителя Территориальной избирательной комиссии г. Абазы Пушкарева В.А., заместителя прокурора Таштыпского района Бондаренко О.М.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-328/2013 года по заявлению Дорохова А.С. о признании решения Территориальной избирательной комиссии г. Абазы о результатах выборов Главы Администрации г. Абазы от 09.09.2013 года недействительным и его отмене, отмене решения участковой избирательной комиссии о результатах выборов главы Администрации г. Абазы городского округа на избирательных участках, участках референдума № 87, № 85 по итогам голосования, признании результатов выборов главы Администрации г. Абазы городского округа на избирательном участке, участке референдума № 85 недействительными, восстановлении избирательного права на определение действительной воли избирателей на избирательных участках № 87, № 85, № 84, № 79, № 82, права на гласность деятельности Территориальной избирательной комиссии г. Абазы, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию г. Абазы произвести пересчет голосов (избирательных бюллетеней) по выборам Главы г. Абазы на избирательных участках № 87, № 85, № 84, № 79, № 82 и составить новые протоколы об итогах голосования, произвести пересчет погашенных бюллетеней,

по заявлению Пиминовой Л.В. о признании незаконным постановления № 12/32-3 Территориальной избирательной комиссии г. Абазы Республики Хакасия о формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка, участка референдума № 85 и его отмене, отмене решения участковой избирательной комиссии о результатах выборов главы г. Абазы на избирательном участке, участке референдума № 85 по итогам голосования и возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию г. Абазы произвести пересчет голосов по выборам главы г. Абазы от 08.09.2013 года на избирательном участке № 85 и составлении нового протокола об итогах голосования, признании незаконным включение в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка, участка референдума № 85 ФИО1 и избрание её председателем,

                    УСТАНОВИЛ:

    Заявитель Дорохов А.С. обратился в суд с заявлением и указал, что являлся кандидатом на должность Главы Администрации г. Абазы. 08 сентября 2013 года проводились выборы на должность Главы Администрации г. Абазы, по результатам которых избран ФИО2 С результатами выборов он не согласен, полагает, что они проведены с нарушениями действующего законодательства, выражающимися в том, что 07.09.2013 года в период, когда агитация запрещена, был установлен факт распространения антиагитационных материалов в отношении Дорохова А.С. неустановленными лицами, а также кандидаты на должность Главы Администрации г. Абазы ФИО3 и ФИО2 осуществляли подкуп и подвоз избирателей, лично около участков проводили агитацию. Кроме того, на избирательном участке № 87 был вывешен протокол об итогах выборов, который был заменен протоколом с иными сведениями. Полагает, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

    Просил признать решение Территориальной избирательной комиссии г. Абазы о результатах выборов Главы Администрации г. Абазы от 09.09.2013 года недействительным и отменить его.

    В дальнейшем заявитель и его представитель Петрунов А.И. уточняли заявленные требования, указав, что не поддерживают доводы о совершении подкупа и подвоза избирателей, проведении антиагитационных мероприятий, просят признать решение Территориальной избирательной комиссии г. Абазы о результатах выборов Главы Администрации г. Абазы от 09.09.2013 года недействительным и его отменить, отменить решения участковых избирательных комиссии о результатах выборов главы Администрации г. Абазы городского округа на избирательных участках, участках референдума № 87, № 85 по итогам голосования, признать результаты выборов Главы Администрации г. Абазы городского округа на избирательном участке, участке референдума № 85 недействительными, восстановить избирательные права на определение действительной воли избирателей на избирательных участках № 87, № 85, № 84, № 79, № 82, а также право на гласность деятельности Территориальной избирательной комиссии г. Абазы, возложить обязанность на Территориальную избирательную комиссию г. Абазы произвести пересчет голосов (избирательных бюллетеней) по выборам Главы г. Абазы на избирательных участках № 87, № 85, № 84, № 79, № 82 и составить новые протоколы об итогах голосования, произвести пересчет погашенных в Территориальной избирательной комиссии г. Абазы избирательных бюллетеней в количестве 700 штук в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

    От заявленных требований представитель заявителя Дорохова А.С. – Петрунов А.И. о признании результатов выборов главы Администрации г. Абазы городского округа на избирательном участке, участке референдума № 87 недействительными, отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Абазы от 08.09.2013 года «О результатах выборов главы города Абазы», установлении новых результатов выборов и возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию города Абазы принять новое решение о результатах выборов, составить протокол и новую сводную таблицу об итогах голосования, восстановлении избирательных прав на определение действительной воли избирателей на избирательном участке № 78 г. Абазы, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию г. Абазы произвести пересчет голосов (избирательных бюллетеней) по выборам Главы города Абазы на избирательном участке №78 г. Абазы и составить новый протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный», о внесении соответствующих изменений в протокол об итогах голосования по выборам Главы города Абазы и сводную таблицу результатов выборов по выборам Главы города Абазы отказался. Производство по делу в связи с отказом от иска в части прекращено на основании определения суда от 13.12.2013 года.

    Обосновывая заявленные требования, представитель заявителя Петрунов А.И. указал, что на участке № 87 имело место составление нескольких протоколов об итогах голосования, без отметок «повторный» либо «повторный подсчет голосов», выдано несколько протоколов с различными данными. Кроме того, с данного участка вывозились списки избирателей во время подсчета голосов, а должны храниться в сейфе. На участке № 85 в состав участковой избирательной комиссии включена ФИО1, являющаяся лицом, подвергнутым в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах до истечения года со дня вступления в законную силу постановления суда. Также формирование участковой избирательной комиссии избирательного участка № 85 произведено с нарушением установленных сроков. 31.08.2013 года ТИК г. Абазы был составлен акт передачи бюллетеней участковым комиссиям, в соответствии с п. 14 ст. 63 ФЗ № 67 Дорохов А.С. не был оповещен и не имел возможности присутствовать при передаче этих избирательных бюллетеней. 08.09.2013 года членами ТИК был составлен акт о погашении 700 неиспользованных бюллетеней для голосования на выборах Главы г. Абазы, находящихся в резерве. Указанное число бюллетеней изготовлено свыше нормы, предусмотренной законом, понятие «резерв бюллетеней» в законе отсутствует. В соответствии с п. 20 ст. 63 Закона Дорохов А.С. также был лишен возможности присутствовать при совершении этого действия, поэтому нарушены требования закона о гласности в деятельности комиссии. Полагает, что данные бюллетени могли быть использованы в день голосования взамен неиспользованных бюллетеней участковых избирательных комиссий. Выявлено несоответствие в числе избирателей, включенных в списки, в день голосования по данным Избирательной комиссии РХ на 08 часов утра 08 сентября 2013 года и по итогам голосования на 470 голосов в сторону уменьшения. На участке № 84 был нарушен порядок голосования избирателей вне помещения для голосования, выразившийся в передаче бюллетеней непосредственно перед входом в избирательный участок, а также ФИО4 была незаконно включена в список избирателей и получила бюллетени для голосования. На избирательных участках № 79, № 82 был нарушен порядок голосования и составления списка избирателей, выразившийся в том, что на выборах Главы г. Абазы и на выборах депутатов Верховного Совета РХ по одномандатному округу в помещении для голосования выдано избирателям разное число бюллетеней (795 и 792 на участке № 79), (840 и 842 на участке № 82) соответственно, при равном числе избирателей, внесенных в список (1438 и 429), хотя их число должно быть одинаковым. На участке № 84 аналогичные нарушения выразились в том, что избирателям выдано разное число бюллетеней (1119 и 1114 соответственно) при разном числе избирателей (2189 и 2192 соответственно). Кроме того, на избирательных участках нарушен хронологический порядок ведения реестров лиц, желающих проголосовать вне помещения для голосования. Предполагает, что в связи с этим возможны случаи получения бюллетеней для голосования вне помещения для голосования лицами, которые своевременно с таким заявлением не обращались, и уже проголосовали на участке. Количество бюллетеней, выдаваемых для голосования вне помещения для голосования, с превышением нормы от количества поступивших заявок, свидетельствует о возможности их выдачи лицам, чье заявление на голосование вне помещения для голосования отсутствует. На избирательном участке № 84 количество переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования определено 4 с нарушением требований закона.

    По мнению заявителя, все вышеперечисленные нарушения избирательного законодательства не позволяют установить истинные результаты волеизъявления избирателей, с точки зрения их достоверности.

Заявитель Пиминова Л.В. обратилась с заявлением и указала, что она является избирателем, голосующим на участке № 85. Территориальной избирательной комиссией г. Абазы принято постановление от 26 января 2013 года о формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка, участка референдума № 85, опубликованное в газете «Абазинский вестник» 07 марта 2013 года. Из информационного сообщения, размещенного в газете «Абазинский вестник» № 1(401) от 10.01.2013 года, следует, что прием предложений по кандидатурам для назначения членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса на территории г. Абазы установлен с 11 января 2013 года. Прием документов осуществляется в течение 30 дней со дня публикации. Оснований для сокращения указанного срока не имеется, однако постановление принято 26 января 2013 года. В состав комиссии включена ФИО1, кандидатура которой предложена Абазинским местным отделением ХРО ВПП «Единая Россия», имеющая ограничение на включение в состав комиссии, поскольку в 2012 году привлекалась к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.58 КоАП РФ. ФИО1 привлекалась к административной ответственности до вступления в брак под фамилией ФИО1, поэтому о наличии у неё ограничения заявитель узнала не из публикации, а только в день голосования, увидев её лично на участке, поскольку под фамилией ФИО1 данного члена комиссии не знала. Полагает, что в день голосования из списков избирателей на участке № 85 исключены минимум 46 избирателей, нарушен порядок составления списков избирателей, что в совокупности не позволило с достоверностью установить истинное волеизъявление избирателей.

Просила признать незаконным постановление № 12/32-3 от 26.01.2013 года Территориальной избирательной комиссии г. Абазы Республики Хакасия о формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка, участка референдума № 85 и его отменить, отменить решение участковой избирательной комиссии о результатах выборов главы г. Абазы на избирательном участке, участке референдума № 85 по итогам голосования и возложить обязанность на Территориальную избирательную комиссию г. Абазы произвести пересчет голосов по выборам Главы г. Абазы от 08.09.2013 года на избирательном участке № 85 и составить новый протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный», признать незаконным включение в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка, участка референдума № 85 ФИО1 и избрание её председателем.

В судебном заседании заявитель Пиминова Л.В. отказалась от требований в части признания результатов выборов Главы г. Абазы 08.09.2013 года на избирательном участке, участке референдума № 85 недействительными, отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Абазы с полномочиями муниципальной избирательной комиссии по выборам главы города Абазы 08.09.2013 года № 65/200-3 от 09.09.2013 года «О результатах выборов Главы г. Абазы», установлении новых результатов выборов 08.09.2013 года и возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию города Абазы принять новое решение о результатах выборов, составить протокол и новую сводную таблицу об итогах голосования, внесения соответствующих изменений в протокол об итогах голосования 08.09.2013 года по выборам Главы города Абазы и сводную таблицу результатов выборов по выборам Главы города Абазы. Производство по делу в связи с отказом от иска в части прекращено на основании определения суда от 13.12.2013 года.

Поддерживая заявленные требования Пиминова Л.В. указала доводы, изложенные в заявлении, дополнив, что ФИО1 была членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, избрана председателем, у неё имелась печать и избирательные документы. Ранее она привлекалась к ответственности за нарушение при выдаче открепительного удостоверения, а поскольку выборы производились многоуровневые, то у неё имеются основания сомневаться в законности проведенных ею избирательных действий. Давая согласие на включение своей кандидатуры в состав избирательной комиссии и зная о наличии ограничения, ФИО1 сознательно нарушила закон. Кроме того, формирование участковых избирательных комиссии проводилось до получения ответа из ИЦ МВД РХ о наличии у кандидатур судимостей либо фактов привлечения к административной ответственности. Не согласна с тем, что дату 26 января 2013 года в постановлении о формировании избирательного участка № 85 следует признать опечаткой. На участке № 85 нарушен порядок составления реестра заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования. Порядок его составления свидетельствует по её мнению о том, что члены УИК № 85 «искали» избирателей, выезжали с переносными ящиками с количеством избирательных бюллетеней, превышающем количество заявлений, поступивших от избирателей, что категорически запрещено № 67-ФЗ. Полагает незаконным оставление 700 бюллетеней в «резерве» Территориальной избирательной комиссии, ставит под сомнение факт гашения данных бюллетеней, поскольку в акте имеются подписи только 3 членов комиссии из 7. Как избиратель она реализовала свое право на участие в выборах, поскольку каких-либо препятствий для этого не было.

Однако, указанные нарушения закона затрагивают её интересы не только как избирателя на данном участке, но и как председателя комиссии Совета депутатов г. Абазы по социальным вопросам, вопросам законности и правопорядка. Для установления истинного волеизъявления избирателей г. Абазы просит суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель Территориальной избирательной комиссии г. Абазы (далее ТИК г. Абазы) Пушкарев В.А., являющийся её председателем, заявленные требования Дорохова А.С. и Пиминовой Л.В. не признал, суду пояснил, что данные о количестве избирателей по выборам Главы г. Абазы ТИК г. Абазы на 08 сентября 2013 года со сведениями 12606 человек в Избирательную комиссию РХ не передавались. О привлечении ФИО1 к административной ответственности ТИК г. Абазы известно не было. Протокол об итогах голосования на избирательном участке № 87 составлен и подписан только один (в 2-х экземплярах) в 09 часов, иных протоколов не составлялось. Копии протоколов могут выдаваться только после подписания протокола. Соответственно, выданные до 09-00 часов копии протоколов, не имеют юридической силы, содержат сведения о промежуточных итогах голосования. Количество переносных ящиков на участке № 84 было увеличено на 1 и составило 4 на основании п. «г» ч. 8.1 ст. 66 Закона № 67 –ФЗ в связи с тем, что голосование проходило более, чем по 2 бюллетеням. Какого-либо нарушения не допущено, поскольку 4 ящик не использовался. Доводы о составлении реестра заявлений лиц, желающих проголосовать вне помещения для голосования, не в хронологическом порядке, отвергает, поскольку суду представлены выписки из реестра, составленные для членов УИК, выезжающих к избирателям для голосования на дому, по адресам проживания избирателей. Сами реестры предоставить возможности не имелось, в связи с их опечатыванием и хранением совместно со списками избирателей. Считает, что нормы закона не обязывают Территориальную избирательную комиссию извещать кандидатов о погашении бюллетеней, но они вправе присутствовать. Решение о резерве избирательных бюллетеней было принято на случай возникновения чрезвычайной ситуации, данные бюллетени не были подписаны и заверены печатью, хранились в ТИКе, при погашении могли присутствовать как кандидаты, так и их доверенные лица. Полагает, что для признания результатов выборов недействительными необходимо установить серьезные нарушения закона, не позволяющие выявить действительную волю избирателей.

Заинтересованное лицо ФИО1 в зал судебного заседания не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, ранее в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, указав, что поскольку полагала в силу незнания закона, что факт привлечения к административной ответственности погашается с уплатой штрафа, то в момент, когда она давала согласие на включение её в состав участковой избирательной комиссии, она считала, что не имеет каких-либо ограничений, установленных законом.

Заявитель Дорохов А.С., заинтересованные лица ФИО2, ФИО3 и его представитель по доверенности Цветкова Е.В. в зал судебного заседания не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заключение зам. прокурора Таштыпского района Бондаренко О.М., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, являющимся составной частью ее правовой системы.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа наряду с референдумом являются свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления (статья 3, часть 3; статья 32, часть 2). Эти конституционные нормы корреспондируют положениям Международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которыми каждый гражданин должен иметь право и возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных и периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (пункт "b" статьи 25), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой свободные выборы должны проводиться в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа (статья 3 Протокола N 1).

В соответствии с ч. 1, 10 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты.

Под избирательными правами граждан в силу п. 28 ст. 2 Закона № 67-ФЗ понимается конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 1.1, 1.2, 3 ст. 77 Закона № 67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов, вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

Дорохов А.С. на основании постановления Территориальной избирательной комиссии г. Абазы <данные изъяты> зарегистрирован кандидатом на должность Главы г. Абазы.

Пиминова Л.В. является избирателем, голосующим на участке № 85. Кроме того, постановлением <данные изъяты> подтверждается регистрация Пиминовой Л.В. в качестве кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия по одномандатному избирательному округу № 9.

    Из ч. 1 ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.

В соответствии с постановлениями № 65/200-3, № 65/201-3 от 09 сентября 2013 года Территориальной избирательной комиссии города Абазы с полномочиями муниципальной избирательной комиссии по выборам Главы г. Абазы о 08 сентября 2013 года утвержден протокол муниципальной комиссии г. Абазы о результатах выборов Главы г. Абазы, выборы признаны состоявшимися и действительными, избранным Главой г. Абазы признан ФИО2.

Из протокола и сводной таблицы муниципальной комиссии г. Абазы о результатах выборов Главы г. Абазы 08 сентября 2013 года следует, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования составляет 12136; число бюллетеней, полученных участковой комиссией 11400. За кандидата ФИО2 отдано 2212 голосов или 31,81 %, за кандидата Дорохова А.С. отдано 2126 голосов или 30,57 %, за кандидата ФИО5 108 голосов или 1,55 %, за кандидата ФИО3 2174 голоса или 31,26 %, за кандидата ФИО6 160 голосов или 2,30 %, за кандидата ФИО7 – 113 голосов или 1,62 %, за кандидата ФИО8 – 61 голос или 0,88 %.

Территориальной избирательной комиссией г. Абазы в газете «Абазинский вестник» от 10.01.2013 года было опубликовано информационное сообщение о начале приема предложений по кандидатурам для назначения членов участковых комиссий с правом решающего голоса, установлен 30-дневный срок приема предложений.

В газете «Абазинский вестник» от 07 марта 2013 года под № 9(409) были опубликованы постановления Территориальной избирательной комиссии г. Абазы о формировании участковых комиссии избирательных участков, участков референдума от 26.02.2013 года. Там же опубликовано постановление Территориальной избирательной комиссии г. Абазы о формировании участковой комиссии избирательного участка, участка референдума № 85 от 26.01.2013 года № 12/32-3.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО9 суду показал, что между Территориальной избирательной комиссией г. Абазы и Общественной палатой содействия гражданской инициативы г. Абазы, которая занимается выпуском газеты «Абазинский вестник», заключен договор об оказании информационных услуг, в рамках которого они публикуют официальные документы ТИК г. Абазы. Документы поступают на электронном и бумажном носителе. Постановление о формировании участковой избирательной комиссии по участку № 85 в обоих носителях датировано 26 января 2013 года. Об опечатке в постановлении никто ему не заявлял.

В газете «Абазинский вестник» от 28.11.2013 года опубликованы сведения об опечатке в постановлении Территориальной избирательной комиссии г. Абазы № 12/32-3 относительно даты 26 января 2013 года, правильной следует считать дату 26 февраля 2013 года.

Как следует из протокола заседания территориальной избирательной комиссии г. Абазы от 26.02.2013 года № 12, фактически постановление о формировании участковой комиссии избирательного участка, участка референдума № 85 было принято, как и постановления по другим участкам, 26.02.2013 года. Об этом также свидетельствую порядковые номера постановлений.

В силу п. 1, 2, 8 ст. 22 Закона № 67-ФЗ участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений,. также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по их составу. При этом для окружных избирательных комиссий период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее 10 дней, а для иных комиссий - не менее 30 дней.

Как следует из п. 1, 4 ст. 27 Закона № 67-ФЗ участковые комиссии формируются территориальными комиссиями. Формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.

Каких-либо данных о фактическом принятии постановления о формировании участковой комиссии избирательного участка № 85 26 января 2013 года не установлено. Заявителями не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что официальное опубликование постановления о формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка, участка референдума № 85 с допущенной опечаткой в дате, повлекло реальное нарушение их избирательных прав, либо повлияло на формирование комиссии без учета поданных кем-либо предложений, суду не предоставлено.

Таким образом, само по себе опубликование постановления с датой 26 января 2013 года вместо верного 26 февраля 2013 года, при его фактическом принятии 26 февраля 2013 года не является основанием для признания незаконным постановления № 12/32-3 Территориальной избирательной комиссии г. Абазы Республики Хакасия о формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка, участка референдума № 85 и его отмене.

Председатель участковой комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением территориальной комиссии.

Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (ч. 7, 13 Закона № 67-ФЗ).

Как установлено подпунктом «н» п. 1, ст. 29 Закона № 67-ФЗ членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть: лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

Подпунктом «б» п. 6, п. 10 Закона предусмотрено, что член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи.

Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.

Из постановления следует, что в состав участковой комиссии избирательного участка, участка референдума № 85 включена ФИО1.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Абазы <данные изъяты> подтверждается назначение ФИО1 председателем участковой комиссии избирательного участка, участка референдума № 85.

По решению местного политического совета Абазинского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 11.01.2013 года кандидатура ФИО1 была внесена в Территориальную избирательную комиссию г. Абазы для назначения членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса от политической партии.

Из заявления ФИО1 в адрес ТИК г. Абазы от 12.01.2013 года следует, что она выражает свое согласие на предложение её кандидатуры для назначения членом участковой избирательной комиссии, на обработку её персональных данных, подтверждает, что не подпадает под ограничения, установленные законом.

Постановлением мирового судьи судебного участка в границах г. Абазы от 11.04.2012 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.58 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>. Постановление вступило в законную силу 24 апреля 2012 года.

В соответствии со свидетельством о заключении брака <данные изъяты> ФИО1 вступила в брак ДД.ММ.ГГГГ, ей присвоена фамилия мужа – ФИО1.

По сообщению МВД РХ, поступившему в ТИК г. Абазы 12.03.2013 года, сведениями о наличии неснятой или непогашенной судимости, а также о наличии административных правонарушений в отношении лиц, предложенных в состав участковых комиссий, они не располагают, в том числе и в отношении ФИО1.

Таким образом, действительно на момент избрания ФИО1 членом участковой избирательной комиссии № 85 с правом решающего голоса она имела ограничения для такого избрания. Однако, прекращение полномочий члена избирательной комиссии относится к исключительной компетенции территориальной либо участковой избирательной комиссии. Соответствующего решения о прекращении её полномочий либо освобождения от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий не принималось. С такими требованиями заявители к территориальной избирательной комиссии не обращались.

К действиям избирательной комиссии, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе.

Само по себе признание судом незаконным включение в состав участковой комиссии избирательного участка, участка референдума № 85 ФИО1 и избрание её председателем не является способом защиты нарушенного избирательного права, предусмотренным законом, а также основанием для признания постановления № 12/32-3 от 26.01.2013 года Территориальной избирательной комиссии г. Абазы Республики Хакасия о формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка, участка референдума № 85 незаконным и его отмене.

Доказательств того, что членство ФИО1 в избирательной комиссии привело к нарушению составления списков избирателей, поведению итогов голосования либо иных избирательных действий, отнесенных к полномочиям участковой комиссии и председателя, не приведено. Кроме того, с 25 апреля 2013 года ФИО1 не имеет установленных законом ограничений.

В соответствии с п. 1, подпунктом «ж» п. 2 ст. 67 Закона № 67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума. Протокол об итогах голосования должен содержать, в том числе фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи.

Статьей 68 Закона (п. 1, 22, 26, 29) предусмотрена процедура подсчета голосов избирателей, который осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11ж и 11з протокола. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 11ж и 11з протокола проставляется цифра "0".

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания.

Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

После проведения работы со списками избирателей, дальнейшая работа с ними не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. Список избирателей, участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии (п. 7 ст. 68).

В участковую избирательную комиссию № 87 поступила жалоба ФИО10 о том, что на данном участке в увеличенной форме протокола данные о количестве голосов за кандидата ФИО3 и Дорохова А.С. не соответствуют фактическим данным, просила признать результаты выборов Главы г. Абазы по данному участку недействительными. Из протокола № 1 заседания участковой избирательной комиссии следует, что в удовлетворении жалобы отказано.

Из протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 87, подписанному всеми членами комиссии 09.09.2013 года в 09 часов, следует, что число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования составляло 889, число избирательных бюллетеней полученных участковой избирательной комиссией 800, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 465, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 29, число погашенных избирательных бюллетеней 306, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 29, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 464, число недействительных избирательных бюллетеней – 15, число действительных избирательных бюллетеней – 478. Число голосов за ФИО2 – 148, за Дорохова А.С. – 136.

Из копии протокола, выданной секретарем участковой избирательной комиссии № 87 ФИО11 09.09.2013 года в 07 часов, следует, что она отличается от протокола, подписанного в 09 часов по показателям числа избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (879), числа избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (463), числа погашенных избирательных бюллетеней (308), числа избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (453), числа действительных избирательных бюллетеней (467). Число голосов за ФИО2 – 148, за Дорохова А.С. – 134.

Копия протокола, выданная 09.09.2013 года в 05 часов 25 минут председателем УИК № 87 ФИО12, аналогична по содержанию протоколу, подписанному в 09 часов. Копия протокола, выданная секретарем ФИО11 09.09.2013 года в 07 часов 15 минут соответствует по содержанию копии протокола, выданной в 07 часов, за исключением сведений о количестве поступивших в комиссию жалоб (467).

Из показаний свидетеля ФИО13 следует, что она как доверенное лицо Дорохова А.С. находилась на участке № 87 в 5 часов 30 минут, так как там не был завершен подсчет голосов и не выдана копия протокола. Поскольку наблюдатели сказали, что члены комиссии выезжали с участка с какими-то документами, она потребовала пересчитать голоса по выборам на Главу г. Абазы. Когда все пересчитали, данные не совпадали с теми, которые были в увеличенной форме протокола. Тогда приехал председатель ТИК г. Абазы Пушкарев В.А. и лично помогал считать, данные заносили во второй протокол, при этом копии первого протокола уже отдали наблюдателям от других кандидатов. В сводную таблицу были внесены сведения, где за кандидата Дорохова А.С. голосов подано больше, по кандидату ФИО2 расхождений не было. В результате этих действий имеется несколько копий протоколов с различными данными.

Свидетель ФИО14 суду показал, что при подсчете голосов на участке № 87 возникли трудности, требовалась консультация ТИК, поэтому взяв списки избирателей, они выезжали с участка. По требованию ФИО13 бюллетени пересчитывали. После этого, члены комиссии, поняв, что запутались, проверили все и пересчитала еще раз. В списки они никаких изменений не вносили, отсутствовали около часа, в том числе в связи с необходимостью оказания медицинской помощи секретарю.

Как показала свидетель ФИО15, она работала в штабе Дорохова А.С., поддерживала связь с доверенными лицами. Около 5 часов утра от ФИО16 – наблюдателя участка № 87 поступил звонок с просьбой забрать её. В ходе разговора выяснилось, что им до сих пор не выдана копия протокола, члены комиссии предложили списать данные с увеличенной формы, а также что члены комиссии куда-то выезжали с участка, так как не могли посчитать какие-то цифры. Засомневавшись, она и ФИО10 попросили пересчитать голоса. В результате подсчета данные отличались, их изменили и выдали им копию протокола.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО11 суду показала, что являлась секретарем участковой избирательной комиссии № 87, при подсчете голосов возникли трудности, не сходились контрольные данные, поэтому им пришлось поехать в ТИК для консультации. В связи с ухудшением состояния здоровья она только вносила данные в протокол на стене, бюллетени считали три раза, так как первый раз посчитали, внесли все в протокол, потом ФИО13 потребовала все пересчитать, внесли изменения в протокол, который являлся черновиком для их пользования. Так как все понимали свою ответственность, то решили проверить себя и пересчитать еще раз. Результат был как при первом подсчете, поэтому они поехали сдавать документы в ТИК. Отрицает внесение каких-либо изменений в списки избирателей. При повторном допросе свидетель пояснила, что протокол об итогах голосования составлялся на участке № 87 один, и он подписан в 09 часов утра. В связи с плохим самочувствием, она выдала копию протокола, взяв данные из сведений, внесенных либо в увеличенную форму протокола, либо озвученных членами участковой комиссии.

Свидетель ФИО12 суду показала, что являлась председателем участковой избирательной комиссии № 87. Поскольку они запутались в дополнительном списке избирателей, то не пошли контрольные соотношения протокола. Для консультации они выезжали в ТИК, так как не могли до них дозвониться. Помощи в ТИКе не получили, так как все были заняты. Отсутствовали на участке они около часа, с собой вывозили основной и дополнительный списки избирателей. В итоге подсчет проводили три раза, первый раз по окончании голосования, второй раз – по требованию ФИО10, третий раз, когда комиссия решила пересчитать, чтобы устранить сомнения. Данные внесли в протокол по третьему подсчету, подписали его в 9-00 часов утра. Разницу в цифрах пояснила усталостью и плохим освещением, ухудшением состояния здоровья секретаря комиссии, отсутствием опыта, никаких махинаций ими не совершалось.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО17 суду показала, что являлась доверенным лицом кандидата Дорохова А.С. По окончании голосования члены комиссии что-то не могли подсчитать, звонили в ТИК, а потом взяли какие-то документы и сообщили, что поехали в ТИК. Она попросила ФИО10 забрать её с участка. Потом приехал Пушкарев В.А., помог им исправить какую-то ошибку. Неиспользованные бюллетени были погашены до выезда членом комиссии.

Таким образом, требования об отмене решения участковой избирательной комиссии о результатах выборов главы Администрации г. Абазы городского округа на избирательном участке, участке референдума № 87 и пересчете голосов на этом участке основаны на доводах о наличии нескольких протоколов об итогах голосования с различными значениями, а также на доводах о том, что члены избирательной комиссии вывозили списки избирателей за пределы участка.

Однако, как установлено в судебном заседании, решение об итогах голосования, оформленное участковой комиссией избирательного участка № 87 протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, принято одно и оформлено оно протоколом, подписанным 09.09.2013 года в 09 часов. Повторный подсчет голосов проводился на промежуточном этапе подведения итогов голосования, вызван он был вмешательством ФИО10 в деятельность комиссии. Исследованные в судебном заседании копии протоколов, выданные до его подписания в установленном законом порядке, не могут являться доказательствами того, что действительная воля избирателей, количественные показатели итогов выборов не установлены достоверно. Оснований подвергать сомнению итоги выборов, отраженные в протоколе комиссии не имеется.

Тот факт, что список избирателей вывозился за пределы избирательного участка № 87, также не может быть принят судом в качестве основания для отмены решения комиссии о результатах выборов, поскольку доказательств того, что это повлияло на результаты волеизъявления граждан не предоставлено. В силу закона сохранность списка избирателей обеспечивалась председателем, его заместителем и секретарем участковой комиссии. Из их показаний следует, что какие-либо изменения в список не вносились, оснований им не доверять у суда не имеется.

Из протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 85 следует, что он подписан членами комиссии, а также председателем участковой избирательной комиссии ФИО1 09.09.2013 года в 00 часов 50 минут. Число избирателей, внесённых в список, на момент окончания голосования составляет 1549 человек.

Заявляя о необоснованном исключении из списка избирателей минимум 46 человек, заявитель Пиминова Л.В. указала, что исходя из данных, опубликованных на сайте Избирательной комиссии РХ, количество избирателей в списке на 8-00 часов 08.09.2013 года составляло 1595 человек, а исходя из протокола – 1549 чел.

Однако сведения, опубликованные на сайте Избирательной комиссии РХ по итогам выборов, соответствуют сведениям, изложенным в протоколе.

Таким образом, приведенные доводы заявителями Пиминовой Л.В., Дороховым А.С. не могут являться основанием для отмены решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 85 по итогам голосования по выборам Главы г. Абазы и пересчета голосов.

В соответствии с постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Абазы от 22.08.2013 года №54/169-3 утверждено количество переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования на избирательных участках. На избирательном участке № 84 с количеством избирателей 2175 человек, количество переносных ящиков определено 4.

В силу подпункта «в» п. 8, подп. «г» п. 8.1 ст. 66 Закона РФ № 67-ФЗ участковая комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования.

При этом максимальное количество используемых в день голосования переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования на одном избирательном участке, участке референдума в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума, составляет: более 1000 избирателей, участников референдума - 3 переносных ящика для голосования.

Решением соответствующей комиссии, количество используемых переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования, указанное в подпунктах "а" и "б" пункта 8 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на 1 переносной ящик при условии, что при совмещении дней голосования на нескольких выборах избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по двум избирательным бюллетеням.

Поскольку данная норма не применима к избирательному участку № 84 с количеством избирателей свыше 1000, увеличение количества переносных ящиков свыше 3 противоречит требованиям п. «в» п. 8 ст. 66 Закона.

Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что увеличение количества переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования повлияло на реализацию избирательных прав граждан.

В силу п. 4 ст. 4 Закона активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Соответственно, в списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом (п. 2 ст. 17 Закона № 67-ФЗ).

Из показаний свидетеля ФИО4 следует, что 08 сентября 2013 года она обратилась в участковую избирательную комиссию № 84 для получения избирательных бюллетеней, однако в списках избирателей она отсутствовала. Тогда она обратилась к секретарю комиссии и её внесли в дополнительный список избирателей, выдали бюллетени для голосования. На 08 сентября 2013 года в её паспорте отсутствовали сведения о регистрации по месту жительства, поскольку 22 января 2013 года она была снята с регистрационного учета. Показания свидетеля ФИО4 подтверждаются и сведениями, полученными из ТП УФМС.

Свидетель ФИО18 суду показала, что к ней, как члену участковой избирательной комиссии № 84, обратилась ФИО4 для получения бюллетеней на голосование, однако, она отсутствовала в списках избирателей. По её мнению в паспорте был штамп о прописке. Она порекомендовала обратиться к секретарю комиссии.

Свидетель ФИО19, являвшаяся секретарем участковой избирательной комиссии № 84, пояснила суду, что ФИО4 пришла на избирательный участок около 20 часов, обратилась к члену комиссии, выдававшему бюллетени по <адрес> и возмутилась, что её не было в списках. После чего она стала вносить её в дополнительный список, ФИО4 предъявила паспорт, показала страничку с пропиской, держа паспорт в своих руках. Возможно из-за усталости, она не увидела штамп о снятии с регистрационного учета. После внесения ФИО4 в дополнительный список, ей     выдали бюллетени для голосования.

Аналогичные сведения об обстоятельствах голосования ФИО4 пояснила и свидетель ФИО20

Таким образом, установлено, что на избирательном участке № 84 ФИО4 незаконно включена в списки избирателей, ей выданы бюллетени для голосования.

Однако, поскольку в силу ст. 7 Закона голосование на выборах является тайным, путем повторного подсчета голосов устранить допущенное нарушение закона не возможно. При этом голос одного избирателя с учетом разницы в голосах за избранного кандидата с другими кандидатами, не может повлиять на результаты выборов.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО21 суду показала, что в день выборов голосовала на участке № 84, около 19 часов 40 минут она видела, как члены участковой избирательной комиссии на улице передавали бюллетени ФИО22, который сидел в машине. При этом, она слышала, как обсуждали за кого голосовать. У членов комиссии был переносной ящик для голосования.

Из заявления ФИО22 в адрес участковой избирательной комиссии от 08.09.2013 следует, что он по причине болезни просит предоставить возможность проголосовать вне помещения для голосования. Также указанное заявление содержит сведения о получении им избирательных бюллетеней для голосования по всем уровням выборов 08.09.2013 года в 19-32 час., предоставлен переносной ящик для голосования № 3. Предоставленный реестр регистрации заявлений о голосовании вне помещения подтверждает внесение сведений относительно заявления ФИО22 о голосовании вне помещения на основании поступившего в 10-32 08 сентября 2013 года заявления.

Свидетель ФИО23 суду показала, что в день выборов от участка № 84 выезжала на голосование вне помещения для голосования, бюллетени выдавали только в жилых помещениях, кроме единичного случая голосования ФИО22 Им была подана заявка в связи с болезнью, однако они не успевали к нему приехать. Он приехал на машине к избирательному участку, его супруга проголосовала и попросила выйти к нему, так как у него больные ноги. Они объявили об этом на избирательном участке наблюдателям, возражений ни от кого не поступило. С переносным ящиком в присутствии сотрудника полиции, наблюдателей, кандидата, ФИО22 были выданы бюллетени, он проголосовал, опустил их в переносной ящик. Это событие могли видеть иные лица. Заявка на голосование вне помещения для голосования поступила от супруги ФИО22 еще днем, в какое время не помнит. При голосовании вне помещения они получают бюллетеней больше, чем подано заявок, так как избиратель может его испортить либо поступит дополнительная заявка от заболевшего избирателя, хотя в день голосования таких случаев не было.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО20 суду показала, что на выборах 08.09.2013 года была председателем участковой избирательной комиссии № 84. Подтвердила, что по ФИО22 поступала заявка о голосовании вне помещения, так как он болен. По мере выполнения заявок, его жена звонила несколько раз и беспокоилась, что к ним не приехали на голосование. Потом они сами подъехали к участку и попросили обеспечить возможность проголосовать. Она обратилась ко всем присутствующим на участке и объявила о просьбе ФИО22. Никто не высказал возражений. В присутствии неё, члена комиссии ФИО23, двух наблюдателей, сотрудника полиции и кандидата ФИО24 они вышли к машине, где был ФИО22, передали ему бюллетени, он расписался в заявлении, сохраняя тайну голосования он их заполнил, проголосовал. Пояснить, почему в протоколах по результатам выборов на Главу Администрации г. Абазы и депутатов Верховного Совета РХ по одномандатному округу стоит разное количество избирателей, включенных в списки, разное количество выданных бюллетеней, пояснить не смогла.

Также из показаний свидетеля ФИО19 следует, что количество избирателей, внесенных в списки для голосования по выборам Главы Администрации г. Абазы и по выборам депутатов Верховного Совета РХ по одномандатному округу должно быть одинаковым, по их участку эти цифры могут отличаться только из-за голосования по открепительным удостоверениям.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 66 Закона № 67-ФЗ участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей, на данном избирательном участке, и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования.

Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.

При регистрации устного обращения в реестре, предусмотренном в пункте 2 настоящей статьи, указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, участника референдума, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов комиссии к избирателю, участнику референдума данное обращение подтверждается письменным заявлением.

Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.

В судебном заседании установлено, что голосование избирателя ФИО22, внесенного в реестр лиц, желающих проголосовать вне помещения для голосования, проведено в соответствии с требованиями закона, при этом бюллетени ему были выданы в установленном порядке, при голосовании имели возможность присутствовать лица, находящиеся на избирательном участке, в том числе наблюдатели, кандидаты, обеспечена тайное голосование. Какого-либо запрета на голосование вне жилого помещения законом не установлено.

В силу п. 9 ст. 66 Закона члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям (устным обращениям), получают бюллетени и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений) (но не менее двух бюллетеней).

Члены участковой комиссии, выехавшие по заявлениям (устным обращениям) избирателей, участников референдума, вправе выдать бюллетени только тем избирателям, участникам референдума, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме избирателя, участника референдума, а также возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума.

Из предоставленных реестров заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования на участках № 85, следует, что они велись не в хронологическом порядке.

Поскольку подлинники указанных реестров заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования в силу закона хранятся вместе со списками избирателей, бюллетенями, на избирательную документацию судом наложен арест, исключается возможность предоставления суду их копий. В силу чего, суд соглашается с позицией представителя Территориальной избирательной комиссии Пушкарева В.А. о том, что в судебном заседании исследованы выписки из реестров, составленные членами избирательной комиссии для удобства обеспечения голосования вне помещения по адресам, следовательно, замечания о ведении реестров не в хронологическом порядке судом не принимаются.

Ведомостями передачи избирательных бюллетеней членам УИК для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования установлено, что члену УИК № 85 ФИО25 при наличии 45 заявлений о голосовании вне помещения для голосования в период с 8-40 до 14-00 часов председателем и секретарем УИК № 85 выдано 50 бюллетеней, члену УИК № 85 ФИО26 в период с 12-30 до 16-00 часов при наличии 21 заявления выдано 25 бюллетеней, что превышает установленные законом 5%. Однако, из этих же ведомостей и актов о проведении голосования вне помещения для голосования установлено, что 38 и 16 избирательных бюллетеней выдано избирателям, 12 и 9 бюллетеней возвращено неиспользованными.

Также не подтверждены доводы заявителей о том, что бюллетени для голосования вне помещения для голосования выдавались лицам, не внесенным в соответствующий реестр. Опровергнуты эти доводы и свидетельскими показаниями ФИО23

Превышение установленного законом общего числа получаемых членами участковых комиссий бюллетеней для голосования вне помещения для голосования свыше 5%, по мнению суда не влечет необходимость пересчета голосов избирателей, поскольку из актов следует, что неиспользованное количество бюллетеней возвращено, а использованное количество соответствует количеству полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений).

В соответствии с п. 2, 5-7, 9, 10 ст. 16 Закона № 167-ФЗ регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации городского округа.

Органы, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, не реже чем один раз в месяц представляют сведения о таких фактах главе местной администрации городского округа.

Органы записи актов гражданского состояния не реже чем один раз в месяц представляют сведения о фактах смерти граждан Российской Федерации главе местной администрации городского округа.

Не реже чем один раз в три месяца органы, осуществляющие воинский учет, сообщают о гражданах Российской Федерации, призванных (поступивших по контракту) на военную службу (уволенных с военной службы), а органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы - о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, главе местной администрации муниципального района, городского округа.

Вышеуказанные сведения не реже чем один раз в месяц передаются главой местной администрации городского округа в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума.

Регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".

    На основании п. 14 ст. 17 Закона № 67-ФЗ участковая комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей, участников референдума. Выверенный и уточненный список избирателей, участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.

Из сообщения главы муниципального образования г. Абазы ФИО27 численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования г. Абаза РХ по состоянию на 01 января 2013 года, составляет 12100, на 01 июля 2013 года – 12093.

Исходя из данных, опубликованных на сайте Избирательной комиссии РХ, количество избирателей, внесенных в списки на голосование по выборам Главы г. Абазы на 08- часов утра составляет 12606 человек, а по окончании выборов 12136 человек.

Из сообщения системного администратора ТИК г. Абазы ФИО28 по системе ГАС «Выборы» она передала сведения в Избирательную комиссию РХ о численности избирателей по списку в количестве 12099 (выгрузка АИП 07-1-03).

Указанные сведения о количестве избирателей соотносятся с числом избирателей, определенным постановлением ТИК от 21 августа 2013 года № 53/164-3 о распределении избирательных бюллетеней для голосования по выборам Главы г. Абазы на данную дату (12098).

По уточненным сведениям о числе избирателей, включенных в списки на голосование по состоянию на 08.09.2013 года на 08 часов, число избирателей составляет 11990 человек. Из них число избирателей на участке № 79 составляет – 1426, на участке № 82 – 821, № 84 – 2165, № 85 – 1536, № 87 – 868.

Аналогичные сведения содержатся в справке системного администратора ФИО28 о числе избирателей в количестве 11990 (АИП 07-1-05).

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО28 суду показала, что по системе ГАС «Выборы» по выборам Главы г. Абазы данные о количестве избирателей на сайт Избирательной комиссии РХ она передавала в декабре 2012 года, в день голосования передавала только данные по выборам Главы РХ. Данные ей предоставлялись Территориальной избирательной комиссией г. Абазы, с учетом уточнения списка по данным паспортного стола и т.д. В материалы ею предоставлены две справки о числе избирателей с различными данными, возможно, произошёл сбой в программе либо информация получена по разным уровням выборов.

По сообщению Избирательной комиссии РХ от 15.11.2013 года следует, что численность избирателей по выборам Главы г. Абазы была передана территориальной избирательной комиссией г. Абазы в Избирательную комиссию РХ по состоянию не на 08 часов 00 минут 08 сентября 2013 года, а на дату официального опубликования решения о назначении выборов Главы г. Абазы, поэтому численность избирателей по выборам главы г. Абазы отличается от численности избирателей по выборам в органы государственной власти РХ, данные о которых представлены по состоянию на 08 часов 08 сентября 2013 года. Данная информация является предварительной, не обладающей юридической силой.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального Закона РФ от 10.01.2013 года № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе РФ «Выборы» документ на бумажном носителе, подготовленный с использованием ГАС "Выборы" в соответствии с федеральными законами, приобретает юридическую силу после его подписания соответствующими должностными лицами.

Таких документов, подготовленных с использованием ГАС «Выборы», сторонами не предоставлено.

Из анализа вышеизложенных доказательств следует, что какого-либо незаконного исключения избирателей из списка избирателей не имелось, поскольку заявителем анализировалось количество избирателей, учтенных на разные даты.

Из постановления Территориальной избирательной комиссии города Абазы от 21 августа 2013 года № 53/164-3 «О распределении избирательных бюллетеней для голосования по выборам Главы города Абазы», число избирателей указано 12098, количество бюллетеней 12100, при этом 700 бюллетеней оставлены в резерве ТИК.

Пунктами 5, 7 ст. 3 Закона гарантировано, что деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

В силу п. 6 ст. 20 Закона № 67-ФЗ комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании.

Кандидаты и их доверенные лица вправе присутствовать на всех заседаниях комиссии при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами (п. 1 ст. 30 Закона № 67 –ФЗ).

Как следует из п. 2 ст. 63 Закона число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума. Данное соотношение постановлением ТИК г. Абазы от 21.08.2013 года не нарушено.

    Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе досрочного голосования). По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней (п. 13). Данное соотношение также не нарушено.

При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, или их представители, а также иные лица. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией, которая также обязана предоставить возможность данным лицам присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся) (п.14).

В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. В участковых комиссиях эта процедура осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В иных комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней составляется акт, в котором указывается число погашенных бюллетеней. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Эти бюллетени хранятся секретарем комиссии вместе с другой документацией комиссии (п. 20 ст. 63).

Актами от 31.08.2013 года подтверждаются факты передачи избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы г. Абазы участковым комиссиям.

Из акта ТИК г. Абазы от 31 августа 2013 года следует, что в территориальной избирательной комиссии г. Абазы оставлены избирательные бюллетени в количестве 700 штук.

Установлено, что 700 бюллетеней находились в резерве самой ТИК для оперативного восполнения необходимого числа бюллетеней при их порче, краже, потере и пр. до дня голосования или в день голосования.

Актом от 08.09.2013 года, составленным в 20-00 часов членами Территориальной комиссии г. Абазы, подтверждается гашение 700 неиспользованных бюллетеней, находящихся в ТИК г. Абазы.

Оснований не доверять комиссионно составленному акту о погашении бюллетеней у суда оснований не имеется. По пояснениям представителя Территориальной избирательной комиссии г. Абазы с них были отрезаны уголки, они были также опечатаны и переданы в на хранение в установленном порядке.

Доводы заявителей о возможном использовании данных бюллетеней в ходе голосования носят предположительный характер, объективно ничем не подтверждаются, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований об их пересчете.

Представителем Территориальной избирательной комиссии не предоставлено надлежащих доказательств, свидетельствующих об оповещении лиц, указанных в ст. 20 Закона, о месте и времени передачи избирательных бюллетеней, их гашении, хотя такая обязанность у Территориальной комиссии имеется в силу вышеприведенных норм права.

Представитель заявителя Дорохова А.С. – Петрунов А.И.– оспаривает факт такого оповещения.

Вместе с тем, данная избирательная деятельность проводилась в помещении Территориальной избирательной комиссии г. Абазы открыто и гласно, каких-либо препятствий для присутствия кандидатов и их доверенных лиц не имелось.

Из представленных документов, в частности, следует, что доверенное лицо кандидата Дорохова А.С. – ФИО15 31.08.2013 года присутствовала в Территориальной избирательной комиссии г. Абазы, поскольку обращалась туда с заявлением.

Из протокола № 1 участковой избирательной комиссии по избирательному участку № 84 по выборам депутатов Верховного Совета РХ по одномандатному избирательному округу следует, что число избирателей, внесенных в списки, составляет 2192, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования – 1114.

По выборам Главы г. Абазы по избирательному участку № 84 в протокол внесены сведения о числе избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования 2189 руб., при этом количество выданных им бюллетеней в помещении для голосования составляет 1119.

Из пояснительного письма председателя УИК № 84 ФИО20 и секретаря ФИО19 установлено, что разница в числе избирателей, внесенных в протоколы, в 3 человека возникла из-за ошибочного учета избирателей, внесенных в список и голосовавших по открепительным удостоверениям по выборам Главы Правительства РХ. При этом 5 избирателям, голосовавшим по открепительным удостоверениям, ошибочно не были выданы бюллетени на голосование по выборам депутатов Верховного Совета РХ по одномандатному округу.

Дополнительно допрошенная свидетель ФИО20 суду показала, что разница в количестве избирателей на выборах Главы г. Абазы и депутатов Верховного Совета РХ по одномандатному округу по избирательному участку № 84 могла возникнуть только в связи с внесением в список лиц, голосовавших по открепительным удостоверениям. Лицам, голосовавшим по открепительным удостоверениям, бюллетени для голосования на Главу г. Абазы не выдавались.

На избирательном участке № 82 число избирателей, внесенных в списки по выборам на Главу г. Абазы, составляет 840, выдано бюллетеней для голосования в помещении для голосования – 429, а из протокола по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия следует, что при таком же количестве выданных бюллетеней число внесенных избирателей в списки составляет - 842.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО29, являвшаяся председателем избирательного участка № 82, пояснила, что число избирателей по выборам депутатов Верховного совета РХ должно было быть внесено в протокол 840 и должно соответствовать числу избирателей по выборам Главы г. Абазы. Вероятно, ошибка допущена в связи с тем, что списки избирателей были разными, по выборам на Главу – один, а по остальным уровням выборов – другой, куда вносились 2 избирателя, голосовавшие по открепительным удостоверениям. Однако, эти лица в списках на голосование по выборам депутатов Верховного Совета по одномандатному округу учитываться не должны, бюллетени им на голосование не выдавались.

Из анализа аналогичных сведений по избирательному участку № 79 установлено, что при одинаковых сведениях о количестве избирателей, внесенных в списки – 1438, количество выданных бюллетеней отличается: по выборам Главы выдано 795 бюллетеней, по выборам депутатов Верховного Совета – 792 бюллетеня.

Из объяснительной председателя УИК № 79 ФИО30 и секретаря УИК ФИО31 следует 08.09.2013 года по выборам депутатов Верховного Совета РХ по одномандатному избирательному округу № 9 три человека голосовать отказались, поэтому в протоколе зафиксировано на три выданных бюллетеня меньше.

Как установлено в судебном заседании, количество избирателей, внесенных в списки для голосования на выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия по одномандатному избирательному округу № 9 и Главы г. Абазы, а также количество выданных бюллетеней должно быть одинаковым.

На избирательных участках № 84, № 82 и № 79 указанное соотношение было нарушено. Однако, данные факты свидетельствуют, что эти нарушения допущены в протоколах избирательных комиссий по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия по одномандатному избирательному округу. Доказательств того, что в протоколы участковых избирательных комиссий избирательных участков № 84, № 82, № 79 по выборам Главы г. Абазы внесены недостоверные сведения о количестве избирателей и выданных бюллетенях, не имеется.

Доводы о том, что кто-либо из избирателей был незаконно лишен возможности проголосовать строятся на предположениях, таковых жалоб в день голосования от избирателей не поступало.

Установлено, что активное избирательное право Пиминовой Л.В. в ходе осуществления голосования по выборам главы г. Абазы не нарушено, её пассивное избирательной право быть избранной в депутаты Верховного Совета РХ не являлось предметом обжалования.

Заявитель Дорохов А.С. полагает, что восстановить его нарушенное избирательное права на определение действительной воли избирателей возможно путем признании в целом решения Территориальной избирательной комиссии г. Абазы о результатах выборов Главы Администрации г. Абазы от 09.09.2013 года, решения участковых избирательных комиссии по итогам голосования недействительными и их отмене, путем пересчета голосов на некоторых избирательных участках, составления новых протоколов.

Однако нарушений, которые бы могли быть устранены путем пересчета голосов (избирательных бюллетеней) по выборам Главы г. Абазы, суд не усматривает.

К аналогичным выводам суд приходит и в отношений требований Пиминовой Л.В. об отмене решения участковой избирательной комиссии о результатах выборов главы г. Абазы на избирательном участке № 85 по итогам голосования и пересчете голосов, составлении нового протокола об итогах голосования на этом участке.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15.01.2002 г. N 1-П выражена правовая позиция, согласно которой, при решении вопроса о применении такой меры конституционно-правовой ответственности, как признание недействительными результатов соответствующих выборов, суд должен исходить из того, что в этих результатах закреплен итог реализации индивидуальных избирательных прав множеством граждан, в том числе по своей доброй воле проголосовавших за избранного кандидата. Конституционные гарантии охраны как активного, так и пассивного избирательного права, обеспечиваются правосудием, что предопределяет необходимость избрания судом в каждом конкретном случае такого способа защиты нарушенных избирательных прав, который был бы адекватен характеру обнаруженного нарушения. Поэтому основания признания выборов недействительными должны быть достаточно серьезными. При оценке допущенного нарушения должны учитываться его характер, продолжительность, массовость, степень воздействия на свободу волеизъявления избирателей и другие критерии, влияющие на действительную волю избирателей.

Оценивая доводы заявителей в совокупности с учетом вышеприведенных критериев, суд не усматривает существенных нарушений федерального закона, не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, выразившихся в избрании кандидата ФИО2, что является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителей Пиминовой Л.В., Дорохова А.С.

    Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении заявления Дорохова А.С. о признании решения Территориальной избирательной комиссии г. Абазы о результатах выборов Главы Администрации г. Абазы от 09.09.2013 года недействительным и его отмене, отмене решения участковой избирательной комиссии о результатах выборов главы Администрации г. Абазы городского округа на избирательных участках, участках референдума № 87, № 85 по итогам голосования, признании результатов выборов главы Администрации г. Абазы городского округа на избирательном участке, участке референдума № 85 недействительными, восстановлении избирательного права на определение действительной воли избирателей на избирательных участках № 87, № 85, № 84, № 79, № 82, а также права на гласность деятельности Территориальной избирательной комиссии г. Абазы, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию г. Абазы произвести пересчет голосов (избирательных бюллетеней) по выборам Главы г. Абазы на избирательных участках № 87, № 85, № 84, № 79, № 82 и составить новые протоколы об итогах голосования, произвести пересчет погашенных в Территориальной избирательной комиссии г. Абазы избирательных бюллетеней, отказать.

    В удовлетворении заявления Пиминовой Л.В. о признании незаконным постановления № 12/32-3 Территориальной избирательной комиссии г. Абазы Республики Хакасия о формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка, участка референдума № 85 и его отмене, отмене решения участковой избирательной комиссии о результатах выборов главы г. Абазы на избирательном участке, участке референдума № 85 по итогам голосования и возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию г. Абазы произвести пересчет голосов по выборам главы г. Абазы от 08.09.2013 года на избирательном участке № 85 и составлении нового протокола об итогах голосования, признании незаконным включение в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка, участка референдума № 85 ФИО1 и избрание её председателем, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абазинский районный суд.

    Мотивированное решение изготовлено 18.12.2013 года.

Председательствующий судья    подпись            Н.А. Панова

2-320/2013 ~ М-289/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дорохов Александр Сергеевич
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия
Суд
Абазинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Панова Н.А.
Дело на странице суда
abazinsky--hak.sudrf.ru
09.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2013Передача материалов судье
11.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2013Подготовка дела (собеседование)
19.09.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2013Судебное заседание
10.10.2013Судебное заседание
31.10.2013Судебное заседание
11.11.2013Судебное заседание
20.11.2013Судебное заседание
02.12.2013Судебное заседание
09.12.2013Судебное заседание
13.12.2013Судебное заседание
13.12.2013Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее