2/1/-22/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абдулино 03 февраля 2012 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Цинк Л.А.,
с участием истцов Колесниковой Л.Г., Колесниковой Г.Г., Митякиной С.Г.,
представителя истцов Арсеньева С.В.,
представителя ответчика – администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбурсгкой области – Кондрашовой Л.В., действующей на основании доверенности ...,
при секретаре Мажаевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой Л.Г., Колесниковой Г.Г., Митякиной С.Г. к администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области об обязании предоставить квартиру, равнозначную имеющейся,
УСТАНОВИЛ:
Колесникова Л.Г., Колесникова Г.Г., Митякина С.Г. обратились в суд с вышеуказанным иском к администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбурсгкой области (далее – администрация МО г. Абдулино), пояснив в обоснование исковых требований, что они являются собственниками (по 1/3 доли) трёхкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Абдулино, улица ... общей площадью ... квадратных метра. В 2006 году многоквартирный дом по улице ..., признан непригодным для проживания и включен в программу переселения граждан из аварийного жилья. В настоящее время им предложена для переселения однокомнатная квартира по адресу: улица ..., общей площадью ... квадратных метра. В письме № ... от 09.11.2011г. за подписью главы администрации МО г. Абдулино Муфазалова Э.Ф. указывается, что «других квартир с равноценной площадью в доме №... по улице ..., не имеется».
Однако, в соответствии с ч. 7 ст. 57, ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации площадь предоставляемого жилого помещения не может быть меньше площади жилого помещения, признанного непригодным для проживания. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2002г. «О подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» установлено, что «при желании граждан, поживающих в ветхих или аварийных жилых домах, получить жильё большей площади они обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно».
Они предлагали оплатить указанную разницу в случае предоставления им квартиры площадью более ... кв.м. Однако, в этом было отказано. Считают, что решение о предоставлении им однокомнатной квартиры вместо находящейся в их собственности трёхкомнатной, да ещё меньшей площадью, является незаконным и необоснованным, а потому подлежащим отмене. Указанным решением были нарушены их жилищные права.
Просили обязать администрацию МО г. Абдулино предоставить им квартиру равнозначную имеющейся (с количеством комнат и не меньшей площади) либо большей площадью с возможной оплатой ими разницы в стоимости такого жилья.
В ходе рассмотрения дела истцы исковые требования уточнили, пояснив, что им стало известно, что их квартира без каких-либо оснований 03.11.2011 года была исключена из Списка многоквартирных домов, подлежащих переселению из аварийного фонда на территории муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области, с предоставлением квартир гражданам в 2011 году.
Поэтому просили:
1. Признать незаконным исключение квартиры, расположенной по адресу г. Абдулино, ул. ..., общей площадью ... кв. м., из Списка многоквартирных домов, подлежащих переселению из аварийного фонда на территории муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области, с предоставлением квартир гражданам в 2011 году и обязать администрацию муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области восстановить указанную квартиру в Списке.
2. Обязать администрацию муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области предоставить им жилое помещение (квартиру), по своим потребительским свойствам не уступающую признанной аварийной.
В судебном заседании истцы поддержали уточненные исковые требования, пояснив, что под квартирой, по своим потребительским свойствам не уступающей признанной аварийной, они понимают квартиру площадью не менее ... кв.м., состоящую не менее чем из двух жилых комнат. Кроме того, имеющую электричество, канализацию, водо- и газоснабжение.
Вариант, который им предлагала администрация МО г. Абдулино, их не устраивал, так как вместо трехкомнатной им предложили однокомнатную квартиру меньшей площади. Других вариантов не предложили. Считают, что распределение квартир было неправомерным. Так как другим собственникам квартир в их доме предлагались квартиры большей площади, нежели имелась у них.
Представитель истцов Арсеньев С.В., действующий в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ уточненные исковые требования поддержал и пояснил, что дом по адресу: г. Абдулино, ул. ..., признан аварийным и непригодным для проживания, подлежит расселению и сносу. Дом по адресу: г. Абдулино, ул. ... не сдан в эксплуатацию. Поэтому список квартир, подлежащих переселению в указанный дом, еще может изменяться. Сам список составлялся без заседания жилищной комиссии, по указанию главы администрации МО г. Абдулино, что нарушает права истцов.
Двое из истцов не имеют в собственности другого жилья на территории МО г. Абдулино. А потому ответчик обязан предоставить соответствующее жилье.
Представитель ответчика – администрации МО г. Абдулино Муфазалов Э.Ф., действующий на основании Уства, в письменных возражениях на исковое заявление исковые требования не признал и пояснил, что на основании актов и заключения о признании непригодным для постоянного проживания от 18.12.2006 года жилой дом, расположенный по адресу: г. Абдулино, ул. ..., включен в адресную муниципальную программу «Переселение граждан муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2010 год». Согласно утвержденному списку многоквартирных домов, подлежащих переселению из аварийного фонда на территории муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области, с предоставлением квартир гражданам в 2011 году собственникам квартиры № ..., дома № ... по ул. ..., общей площадью ... кв. м. - гражданам Колесниковой Л.Г., Колесниковой Г.Г., Митякиной С.Г. предложена квартира № ... в новом доме № ... по ул. ..., общей площадью ... кв. м., от которой указанные граждане отказались. На основании распоряжения администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района от 03.11.2011 № ... «О внесении изменений в постановление от 10.06.2010 года № ... внесены изменения в адресную муниципальную программу «Переселение граждан муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2010-2011 годы». В связи с отказом от переселения граждан, проживающих в следующих квартирах:
1. г. Абдулино, ул. ..., площадью ... кв.м.;
2. г. Абдулино, ул. ..., площадью ... кв. м.;
3. г. Абдулино, ул. ..., площадью ... кв. м.,
а также в связи с тем, что в реестре многоквартирных домов, признанных аварийными, нет других домов, признанных аварийными до 01.01.2007 года, вместо них в адресную муниципальную программу «Переселение граждан муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2010-2011 годы» включены граждане, зарегистрированные в 4-х квартирном доме № ... по ул. ..., который признан аварийным на основании акта и заключения комиссии от 21.09.2009 года из реестра многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2010 года.
Представитель ответчика Кондрашова Л.В. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала и пояснила, что возвращение в списки переселяемых квартир квартиры истцов невозможно. Финансирование программы закрыто в 2011 году. Квартиры распределялись с учетом потребностей. Истцы в квартире не проживают, сдают ее. При распределении учли данный факт. Заседание жилищной комиссии администрации не проводилось по указанному вопросу, поскольку дом по ул. ... еще не передан в собственность МО г. Абдулино.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009г.№14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма, то при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части1 статьи7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части10 статьи32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.В судебном заседании установлено, что на основании акта № ... обследования помещения от 18.12.2006 г. и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № ... от 18.12.2006 г. жилой дом по адресу: Оренбургская область, г. Абдулино, ул. ..., признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации МО г. Абдулино от 10.06.2010 г. № ... «Об утверждении перечня актов обследований и заключений межведомственной комиссии о признании домов МО г. Абдулино аварийными и подлежащими сносу» указанный дом включен в перечень домов, признанных аварийными и подлежащих сносу.
В указанном многоквартирном жилом доме квартиры принадлежат как на праве собственности гражданам, так и сдаются по договорам социального найма. При этом истцам на праве общей долевой собственности по 1/3 доле в праве принадлежит квартира № ... на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 10.06.2011 г. Право общей долевой собственности зарегистрировано, о чем 29.06.2011 г. выданы свидетельства о государственной регистрации права.
Согласно Адресной муниципальной программе «Переселение граждан муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбурсгкой области из аварийного жилищного фонда на 2010-2011 год» (утв. Постановлением администрации Мо г. Абдулино № ... от 10.06.2010 г.) при реализации мероприятий Программы необходимо исходить из следующих положений:
- принятие решений и проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и обязательной доли финансирования за счет средств областного бюджета и местного бюджета производится в соответствии с Жилищным кодексом РФ;
- в случае предоставления переселяемым гражданам жилого помещения по норме предоставления общая площадь, превышающая общую площадь отселяемого жилого помещения, оплачивается за счет средств местного бюджета сверх обязательной доли софинансирования;
- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, подлежит изъятию для муниципальных нужд в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Таким образом, применительно к собственникам аварийный жилых помещений применяется порядок, закрепленный ст. 32 ЖК РФ и предусматривает два способа обеспечения жилищных прав: жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа (п. 1) либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (п. 8).
Согласно подп. «и» п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009г.№14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается лишь обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Следовательно, при отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое помещение. Обмен жилых помещений, принадлежащих собственникам, возможен только при достижении соглашения между сторонами. В случае не достижения такого соглашения в отношении собственников жилых помещений предусмотрен только выкуп принадлежащего собственникам жилого помещения. Положения закона, предусматривающие обмен жилых помещений, не содержат условий о технических характеристиках, которым должны соответствовать предлагаемые для обмена жилые помещения.
Равноценные же жилые помещения в силу действующего в настоящий момент ЖК РФ предоставляются гражданам, занимавшим жилые помещения в сносимом доме на основании договоров социального найма. Поэтому ссылка истцов в исковом заявлении на Постановление правительства РФ от 22.01.2002 г. «О подпрограмме «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» необоснованна. Данная подпрограмма утратила силу с 01.01.2006 г. на основании постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005г. N865.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что направленное истцам предложение обмена имеющейся у них квартиры на квартиру № ... в строящемся жилом доме по адресу: г. Абдулино, ул. ... - это способ достичь соглашения с собственниками аварийного жилого помещения. Обмен принадлежащей истцам квартиры на предложенное возможен только при достижении добровольного согласия сторон.
Поскольку соглашение между истцами и ответчиком не было достигнуто, исключение квартиры из Списка многоквартирных домов, подлежащих переселению из аварийного фонда на территории МО г. Абдулино, с предоставлением квартир гражданам в 2011 году не противоречит действующему жилищному законодательству. А потому исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
...
░░░░░ ░░░░ ░.░.
.