дело № 2-105/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2014 года г.Ачинск Красноярского края,
ул.Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Черновой Н.В.,
с участием:
представителя истца Лузиной Т.И. – Комарова К.С., действующего на основании доверенности от 15 ноября 2013 года, сроком действия по 14 ноября 2014 года (л.д.16),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лузиной к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, администрации Ачинского района, администрации Ключинского сельского совета Ачинского района, Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, федеральному государственном учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании проживающей в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Лузина Т.И. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (ФГКУ «СибТУИО»), администрации Ачинского района, администрации Ключинского сельского совета Ачинского района, Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (ФГКУ «Центррегионжилье») о признании проживающей в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что ей, на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 от 06 января 1999 года № 2 ей, в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью, была предоставлена квартира, расположенная по адресу:, в которую она вселилась вместе с членами своей семьи: дочерью Л. Л.В. и внуком И. Е.И.. С момента вселения она зарегистрировалась в данном жилом помещении по месту жительства и стала проживать в квартире, выполняя все обязанности нанимателя жилого помещения, несет бремя ее содержания, производит текущий ремонт квартиры, оплачивает коммунальные платежи. Спорная квартира ранее относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, в 2000 году была исключена из состава данного жилищного фонда. При ее обращении к руководству воинской части с целью получения каких-либо документов, подтверждающих ее право пользования спорной квартирой, 10 марта 2004 года с ней был заключен договор найма служебного жилья, в который также были включены в качестве членов семьи ее дочь и внук. Вместе с тем, спорное жилое помещение не имеет статуса служебного. Ее обращения в различные учреждения по вопросу установления собственника не дали никаких результатов, в связи с чем в настоящее время она лишена возможности безвозмездного получения в собственность жилого помещения в порядке приватизации и вынуждена обратиться в суд. Просит признать ее проживающей в спорном жилом помещении на условиях социального найма и признать за ней право собственности на квартиру в порядке приватизации (л.д.4-5).
В судебном заседание истец Лузина Т.И., извещенная о дне слушания дела надлежащим образом, путем личного получения судебной повестки (л.д.125), в суд не явилась, заявила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя Комарова К.С. (л.д.126).
Представитель истца Комаров К.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям, дополнительно пояснив суду, что в 1984 году Лузина Т.И. вместе с супругом и двумя дочерьми переехали на постоянное место жительства в д. Каменку, в связи с переводом их в войсковую часть из расформированной войсковой части г.Назарово. После переезда Лузина Т.И. и ее супруг трудоустроились в войсковую часть в качестве гражданского персонала. Войсковой частью им была предоставлена 4-х комнатная квартира по адресу:, в которой они проживали до 1994 года. В последующем, в связи со смертью мужа, Лузиной Т.И. была предоставлена 2-х комнатная квартира по адресу:, а в 1999 году, по просьбе Лузиной Т.И., в связи с тем, что одна из ее дочерей являлась инвалидом первой группы, ей на основании решения жилищной комиссии войсковой части была предоставлена уже спорная квартира, расположенная на первом этаже. В 1999 году Лузина Т.И., две ее дочери и внук вселились в указанную квартиру и стали проживать в ней. В 2003 году Лузина Т.И. уволилась с войсковой части, в связи с выходом на пенсию. В 2004 году дочь истца, являвшаяся инвалидом, умерла. Также в 2004 году Лузина Т.И. обращалась к руководству войсковой части для получения каких-либо документов, подтверждающих ее право проживания в спорной квартире, и тогда с Лузиной Т.И. был заключен договор служебного найма. Несмотря на это, считает, что проживание Лузиной Т.И. в спорном жилом помещении имело место именно на условиях социального найма, так как квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке. Просит удовлетворить требования истца, признать Лузину Т.И. проживающей в спорной квартире на условиях социального найма и признать за Лузиной Т.И. право собственности на квартиру в порядке приватизации. Дочь истца Л. Л.В. и внук И. Е.И. от своего участия в приватизации данной квартиры отказались.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ, извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.110,122,123), в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, отзыва по существу требований истца не представили.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерство обороны РФ, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.111), в судебное заседание не явился, в поступившем письменном отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, по существу заявленных требований Лузиной Т.И. возражал, указав, что указав, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» не является надлежащим ответчиком по данному делу. Целями деятельности учреждения являются обеспечение в Вооруженных Силах РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил РФ, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил РФ по решениям Министра обороны РФ и (или) руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ. ФГКУ «Сибирское ТУИО» не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В настоящее время соответствующей организации, которая была бы наделена полномочиями Министерства обороны РФ по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений, не создано. Жилое помещение, расположенное по адресу:, было предоставлено Лузиной Т.И. на основании договора найма служебного жилого помещения, поскольку на момент предоставления жилья военный городок, расположенный в дер. Каменка Ачинского района, являлся закрытым, все жилые помещения предоставлялись в качестве служебных на время исполнения трудовых обязанностей. Служебные жилые помещения приватизации не подлежат, в связи с чем просил в иске отказать (л.д.117-120).
Представитель ответчика администрации Ачинского района, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела должным образом (л.д.88), в судебное заседание не явился, согласно полученному письменному отзыву, просил рассмотреть дело в его отсутствие, по иску не возражал, указав, что спорная квартира в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района не значится, сведения о включении спорной квартиры в число служебных. в администрации Ачинского района отсутствуют. Жилищный фонд военного городка в дер.Каменка Ачинского района должен был быть передан органу местного самоуправления, однако до настоящего времени передача в муниципальную собственность Ачинского района не производилась. Считает, что в силу закона спорное жилое помещение относится к объектам муниципальной собственности (л.д. 91-92).
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, надлежащим образом (л.д.106), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.99), отзыва по существу иска не представил.
Представитель ответчика агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.105), в суд не явился, в поступившем письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что жилое помещение, расположенное по адресу:, не учтено в Реестре государственной собственности Красноярского края. Имущество Вооруженных Сил РФ относится исключительно к собственности Российской Федерации. Указанный выше объект в собственность субъекта Российской Федерации – Красноярского края из федеральной собственности не передавался (л.д. 94).
Третьи лица на стороне истца Л. Л.В., И. Е.И., извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.124,126) в суд не явились, в поступившем письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, при этом поддержали исковые требования Лузиной Т.И. в полном объеме, указали, что они отказываются от участия в приватизации спорной квартиры, правовые последствия отказа от приватизации им разъяснены и понятны (л.д. 127).
Представитель третьего лица войсковой части 58661-49, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.104), в судебное заседание не явился, согласно поступившего письменного отзыва просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований просил решить вопрос на усмотрение суда, одновременно сообщил, что спорная квартира не имеет статуса служебного жилого помещения (л.д.100).
Представитель третьего лица Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.109), в судебное заседание не явился, согласно поступившему письменному отзыву, просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу требований указал, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил РФ осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций. Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ в соответствии с его назначением. С учетом данных обстоятельств, a также в случае предоставления истцом всех доказательств, подтверждающие возможность признания права собственности в порядке приватизации, Территориальное управление не будет возражать против удовлетворения искового заявления (л.д. 81-82).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Лузиной Т.И. подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.57 Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившим силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами. Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Таким образом, приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Согласно действовавшему в 1999 году порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.
В последующем, а именно с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством. Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохранялись обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 года.
Как установлено по делу, квартира, расположенная по адресу: 1, состоящая из двух комнат, общей площадью 43,3 кв.м, в том числе жилой площадью 29,1 кв.м, является собственностью Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за Министерством обороны РФ, до 11 октября 2011 года относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа.
Из материалов дела следует, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части от 06 января 1999 года № 2, вышеуказанная квартира была предоставлена Лузиной Т.И., в связи с ее трудовыми отношениями с войсковой частью 74008 (л.д. 6-14), на состав семьи из двух человек: ее дочерей – Л. Л.В., Л. И.В. и внука И. Е.И..
Указанные лица вселились в спорную квартиру, зарегистрировались в ней по месту жительства (л.д.129), приняли на себя все обязанности нанимателей жилого помещения, следили за его техническим состоянием, оплачивали коммунальные платежи (л.д. 34-41).
16 января 2004 года войсковой частью 74008 с Лузиной Т.И. на спорную квартиру был заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного фонда РФ № 109, в который в качестве члена семьи нанимателя включены дочери Л. И.В., Л.Л.В., внук И.Е.И. (л.д.133-136).
Вместе с тем, доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных ответчиками суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Как было указано выше, спорное жилое помещение было предоставлено Лузиной Т.И. в 1999 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части, в связи с ее трудовыми отношениями с войсковой частью.
Каких-либо данных о наличии у спорной квартиры в 1999 году статуса служебной, а также о предоставлении Лузиной Т.И. указанной квартиры в качестве служебного жилого помещения ответчиками не представлено. Как следует из представленных по запросу суда администрацией Ачинского района копий постановлений, спорная квартира к числу служебных отнесена не была (л.д.42-69), в реестре муниципальной собственности Ачинского района не числится (л.д. 23).
Заключение на спорную квартиру 1 января 2004 года войсковой частью с Лузиной Т.И. договора найма служебной квартиры, не основано на законе.
Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры Лузиной Т.И. и членом ее семьи, указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что Лузина Т.И. проживает в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В силу ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Как было указано выше, до 11 октября 2011 года спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, вследствие чего приватизация данного жилого помещения была запрещена законом.
Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р» дер.Каменка Ачинского района Красноярского края исключена из указанного перечня, в связи с чем спорное жилое помещение с 11 октября 2011 года является объектом приватизации.
Право на приватизацию жилого помещения Лузиной Т.И. ранее не использовано, что подтверждается справкой Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д.42), иного жилья в собственности истец не имеет (л.д. 26).
Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истец не имеет возможности.
С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных требований закона, учитывая, что члены семьи истца Л. Л.В. и И. Е.И. отказались от своего права на участие в приватизации спорного жилого помещения (л.д.17,18), Л. И.В. умерла в 2004 году (л.д.132), суд проходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Лузиной Т.И. о признании за ней права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лузиной удовлетворить.
Признать Лузину проживающей в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу:, на условиях социального найма.
Признать за Лузиной право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу:, общей площадью 43,3 кв.м, в том числе жилой площадью 29,1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья Г.А. Киняшова
согласовано