Дело № 2а-1384/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2017 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе судьи Курнаевой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
установил:
С учетом уточненных требований ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> (далее по тексту – ДГиА) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ФИО4 (л.д. 85), расположенном по адресу: <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3
В обоснование своих требований административный истец указывает, что является собственником земельного участка площадью ФИО13 кв.м., расположенного в <Адрес> с кадастровым номером ФИО5.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ истец обратился через многофункциональный центр в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома. Письмом № истцу отказано в выдаче разрешения на строительства по следующим основаниям. Указано на необходимость предоставления с заявлением заключения ГУ МЧС России по Пермскому краю о возможности проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию дома в зоне катастрофического затопления; дополнительно сообщено, что участок расположен в водоохраной зоне и заявителем некорректно указаны характеристики предполагаемого объекта строительства.
Административный истец считает отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Полагает, что ссылка на необходимость предоставления заключения ГУ МЧС России по Пермскому краю противоречит п. 10 ст. 51 ГрК РФ, не допускающей требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 указанной статьи. Истец утверждает, что имел обязанность предоставить с заявлением лишь схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Кроме того, указывает, что в градостроительном плане земельного участка сведения о нахождении земельного участка в зоне катастрофического затопления внесены с ссылкой на Правила землепользования и застройки территории города Перми. Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления. Согласно п.п. 3 и 5 Правил границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов. Отказ Департамента в выдаче разрешения на строительство не содержит сведений об установлении Федеральным агентством водных ресурсов такой зоны. Следовательно, отказ в выдаче разрешения на строительство в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов по причине расположения земельного участка в зоне катастрофического затопления при том, что зона астрофического затопления не установлена в соответствии с действующим законодательством, противоречит закону.
Отказ в выдаче разрешения на строительство по причине расположения земельного участка в водоохраной зоне, прибрежной защитной зоне противоречит положениям ст. 65 Водного кодекса, которой не установлен запрет на ведение строительства в водоохраной зоне.
Выводы Департамента о противоречиях при определении площади объекта двухэтажного жилого дома противоречат строительным нормам и правилам и по мнению административного истца, указанная им этажность и площадь застройки не противоречат требованиям градостроительного плана, следовательно, у Департамента отсутствовали основания для отк5аза в выдаче разрешения на строительство по указанному основанию, даже если противоречия имели бы место быть.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени месте судебного заседания извещен надлежащим образом, обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства. Дополнительные пояснения в письменной форме предоставлены истцом в материала административного дела (л.д. 87-91).
Административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными требованиями выражено несогласие по доводам, изложенным в письменных возражениях относительно административного иска, в соответствии с которыми требования считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в силу Положения, утвержденного решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, ДГиА является функциональным органом администрации г. Перми и осуществляет функции органа местного самоуправления г. Перми в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории г. Перми. В функции ДГиА входит выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию.
Порядок выдачи разрешения на строительство, а также перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, регламентирован ст. 51 ГрК РФ. Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления, отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствия предоставленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, предоставив следующий пакет документов:
1. выписку их ЕГРП на земельный участок с кадастровым № ФИО6 расположенном по адресу: <Адрес>, площадью ФИО14 кв.м.
2. градостроительный план земельного участка № <данные изъяты>, утвержденный распоряжением начальника Департамента градостроительства и архитектуры <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>.
3. схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно требованиям градостроительного плана земельного участка проектирование и строительство необходимо вести при условии получения заключения компетентных органов (Главное Управление МЧС России по Пермскому краю) о возможности проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию зданий в зоне катастрофического затопления.
Поскольку указанное заключение отсутствовало, административному истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство по основаниям, установленным п. 13 ст. 51 ГрК РФ.
Также согласно градостроительному плану земельного участка указано, что он расположен в водоохраной зоне, прибрежной защитной зоне, в связи с чем даны разъяснения о том, что проектирование и строительство объекта должно вестись в соответствии с требованиями ст. 65 Водного кодекса РФ.
Кроме того, в предоставленной заявителем схеме планировочной организации земельного участка были некорректно указаны характеристики жилого дома (общая площадь объекта составляет 450 кв.м., при том, что площадь застройки двухэтажного дома указана только в размере 187 кв.м.).
Поскольку градостроительный план земельного участка содержал сведения о том, что земельный участок расположен в зоне катастрофического затопления, водоохраной зоне и прибрежной зоне, отказ в выдаче разрешения на строительство по основанию, предусмотренному п. 13 ст. 151 ГрК РФ принят в соответствии с действующим законодательством (л.д. 34-40).
Представитель заинтересованного лица – ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном заседании просит в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 41-43), из содержания которого следует, что в удовлетворении административного иска следует отказать по следующим основаниям. В адрес Главного Управления МЧС России по Пермскому краю ФИО1 с информационным письмом о намерении вести индивидуальное жилищное строительство не обращался, заключение относительно возможности проектирования, ведения строительства и ввода объекта в эксплуатацию не выдавалось. В свою очередь, Распоряжением правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об использовании материалов катастрофического затопления» ГУ МЧС России по Пермскому краю рекомендовано при выдаче технических условий и согласований на строительство объектов, попадающих в зону катастрофического затопления, использовать материалы научно-технического отчета по теме «Уточнение параметров затопления территории Пермской области при возможных сценариях гидродинамической аварии на гидротехнических сооружениях Камской ГЭС и обоснование инженерных мероприятий для застройки территорий, находящихся в зоне возможного катастрофического затопления и входящих в состав пригородов г.Пермь». В градостроительном плане земельного участка указано, что земельный участок по адресу: <Адрес> ГЭС. В связи с чем, ведение строительства возможно в границах существующего земельного участка только при условии выполнения требований п. 9.3 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений» принять отметки пола 1 этажа не ниже 97,3 м (Пс).
С учетом ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
Согласно п. 3.2.1.10 Положения о Департаменте градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, утвержденном Решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 г. № 193, Департамент в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: … принимает решение о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства…
Согласно статье 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом (часть 1); не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях (часть 3).
В частях 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ приведен перечень документов, направляемых в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, который в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 названной статьи).
В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
На основании ч. 9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно (ч. 9.1 ст. 51 ГрК РФ)
В силу ч. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Порядок выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома регулируется специальным федеральным законом - Градостроительным кодексом Российской Федерации, согласно частям 2 и 3 статьи 3 которого законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу. Частями 9 и 10 статьи 51 Кодекса предусмотрен перечень документов предоставляемых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и установлено, что требовать иные документы для получения такого разрешения не допускается. С учетом того, что проектирование строительства индивидуального жилого дома Кодексом не предусмотрено, часть 11 указанной статьи Кодекса устанавливает исчерпывающий перечень действий, совершаемых уполномоченным органом местного самоуправления при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, в который входят исключительно проверка наличия необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство документов и проверка соответствия (применительно к разрешению на строительство индивидуального жилого дома) схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
В связи с этим рассмотрение на стадии выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома иных вопросов и необходимость представления на данной стадии заявителем иных документов, предусмотренных законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, содержащих нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, может быть признано правомерным лишь в случае, если такие акты приняты позднее Градостроительного кодекса Российской Федерации, не противоречат ему и содержит прямое предписание о том, что такой вопрос и такие документы должны быть разрешены и представлены соответственно именно на данной стадии, и без представления соответствующих документов и проведения соответствующих мероприятий выдача разрешения на строительство индивидуального жилого дома не допускается.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка площадью ФИО15 кв.м., расположенного в <Адрес> с кадастровым номером ФИО7.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ истец обратился через многофункциональный центр в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома (л.д. 8-9).
Письмом № <данные изъяты> ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительства по следующим основаниям. Указано на необходимость предоставления с заявлением заключения ГУ МЧС России по Пермскому краю о возможности проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию дома в зоне катастрофического затопления; дополнительно сообщено, что участок расположен в водоохраной зоне и заявителем некорректно указаны характеристики предполагаемого объекта строительства (л.д. 10-11).
Также из материалов дела следует, что с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, ФИО1 были предоставлены выписка их ЕГРП на земельный участок с кадастровым № ФИО8 расположенном по адресу: <Адрес>, площадью ФИО16 кв.м.; градостроительный план земельного участка № <данные изъяты>, утвержденный распоряжением начальника Департамента градостроительства и архитектуры г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>; схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, истцом предоставлен полный пакет документов согласно перечню, закрепленному в части 9 ст. 51 ГрК РФ.
В обоснование решения об отказе в выдаче разрешения на строительство административный ответчик сослался на несоответствие требования градостроительного плана земельного участка, поскольку не приложено заключение ГУ МЧС России по Пермскому краю о возможности проектирование и ведения строительство строительства и ввода в эксплуатацию зданий в зоне катастрофического затопления.
Суд признает указанные доводы административного ответчика несостоятельными по следующим основаниям.
Действительно, в градостроительном плане земельного участка № <данные изъяты>, утвержденном распоряжением начальника Департамента градостроительства и архитектуры <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> (л.д. 16-23) содержатся сведения о расположении земельного участка в зоне катастрофического затопления. В дополнительной информации указано, что в соответствии с Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены Правила землепользования и застройки города Перми проектирование и строительство необходимо вести при условии получения заключения компетентных органов (Главное управление МЧС России по Пермскому краю) о возможности проектирования, строительства, реконструкции ввода в эксплуатацию зданий, строений, сооружений в зоне катастрофического затопления (раздел 7).
Вместе с тем, как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером ФИО9, расположенный по адресу: <Адрес>, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство; указано, что земельный участок расположен в зонах с особыми условиями использования –Приаэродромная территория аэродрома аэропорта Большое Савино, утвержденная Постановлением «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ; в прибрежной полосы и водоохраной зоны Воткинского водохранилища Установленных Приказом «Об установлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос Воткинского водохранилища» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-12).
В соответствии с п. 4 ст. 1 ГрК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии со ст. 1 Правил землепользования и застройки территории города Перми, утвержденных Решением пермской городской Думы от 26.06.2007 года № 143 градостроительный регламент - устанавливаемые настоящими Правилами в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленные утвержденными границами зон охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитными, водоохранными зонами и иными зонами с особыми условиями использования территорий.
Частью 3 ст.2 Правил землепользования и застройки территории города Перми закреплено, что на картах в части II настоящих Правил выделены:
1) территориальные зоны - на карте градостроительного зонирования территории города Перми (глава 13);
2) зоны с особыми условиями использования территорий:
а) зоны действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия - на карте статьи 50;
б) санитарно-защитные зоны - на карте статьи 51;
в) водоохранные зоны - на карте статьи 52.
Перечень территориальных зон и подзон действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, выделенных на карте градостроительного зонирования территории города Перми приведен в ст. 52 Правил.
Такая зона с особыми условиями использования территорий как зона катастрофического затопления на территории города Перми Правилами землепользования и застройки территории города Перми не установлена (главы 13 и 14 Правил землепользования и застройки города Перми).
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено доказательств, что земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес>, площадью ФИО17 кв.м.; внесен в границы зоны подтопления, затопления в порядке, установленном Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 (ред. от 17.05.2016) "Об определении границ зон затопления, подтопления»,
В тоже время, проанализировав основания отказа в выдаче разрешения на строительство, суд признает, что к возникшим правоотношениям Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 (ред. от 17.05.2016) "Об определении границ зон затопления, подтопления», применению не подлежит, поскольку данными Правилами определен порядок установления иных зон с особыми условиями использования территорий – зон затопления и подтопления, в то время как основанием для принятия оспариваемого решения язвились сведения градостроительного плана земельного участка о расположении участка в иной зоне – зоне катастрофического затопления.
Так, Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 утвердившим Правила определения границ зон затопления, подтопления", указано, что зоны затопления определяются в отношении:
а) территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) либо в результате ледовых заторов и зажоров. В границах зон затопления устанавливаются территории, затапливаемые при максимальных уровнях воды 3, 5, 10, 25 и 50-процентной обеспеченности (повторяемость 1, 3, 5, 10, 25 и 50 раз в 100 лет);
б) территорий, прилегающих к устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчетной обеспеченности;
в) территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности;
г) территорий, прилегающих к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища;
д) территорий, прилегающих к зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемых при пропуске гидроузлами паводков расчетной обеспеченности.
Зоны подтопления определяются в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления, указанным в пункте 1 настоящих требований, повышение уровня грунтовых вод которых обусловливается подпором грунтовых вод уровнями высоких вод водных объектов.
Вместе с тем, административный ответчик в оспариваемом отказе ссылается на расположение земельного участка в зоне именно катастрофического затопления, которое может возникнуть в случае гидродинамической аварии на гидротехнических сооружениях Камской ГЭС при наиболее опасном сценарии чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Правительства Пермского края от 09.11.2007 года № 156-р «Об использовании материалов катастрофического затопления» (на которое ссылается ответчик) ГУ МЧС России по Пермскому краю рекомендовано при выдаче технических условий и согласований на строительство объектов, попадающих в зону катастрофического затопления, использовать материалы научно-технического отчета по теме «Уточнение параметров затопления территории Пермской области при возможных сценариях гидродинамической аварии на гидротехнических сооружениях Камской ГЭС и обоснование инженерных мероприятий для застройки территорий, находящихся в зоне возможного катастрофического затопления и входящих в состав пригородов г.Пермь» (л.д. 32-33).
По мнению суда, указанное Распоряжение не является основанием для предъявления заявителям требований о предоставлении дополнительных документов, не предусмотренных ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, поскольку носит рекомендательный характер, не является актом, регулирующим правоотношения в градостроительной деятельности, следовательно, в части непредставления заключения ГУ МЧС России по Пермскому краю на том основании, что земельный участок расположен в зоне катастрофического затопления, отказ в выдаче разрешения на строительство противоречит положениям ч. 10 ст. 51 ГрК РФ.
Также суд признает необоснованными выводы ответчика об отказе в выдаче разрешения на строительство на том основании, что земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования – в водоохраной и прибрежной защитной полосе.
В соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Административным истцом не оспаривается, что весь земельный участок расположен в зоне в прибрежной полосы и водоохраной зоны Воткинского водохранилища, установленной Приказом «Об установлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос Воткинского водохранилища» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако указанное обстоятельство также не являлось основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, поскольку сама по себе выдача разрешения на строительство индивидуального жилого дома не освобождает застройщика от исполнения требований иных федеральных законов, включая требования Водного кодекса РФ (ч. 16 ст. 65), и не исключает обеспечение исполнение таких требований на иных стадиях (выдача разрешения на ввод дома в эксплуатацию) и иными способами (государственный и муниципальный контроль). Таким образом, исходя из буквального толкование ч. 16 ст. 65 Водного Кодекса РФ, в ней не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, что подлежит оценке компетентными органами также на иной стадии (выдача разрешения на ввод дома в эксплуатацию).
Также не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство не корректное указание в схеме планировочной организации земельного участка характеристик жилого дома на том основании, что площадь жилого дома указана в размере <данные изъяты> кв.м., при том, что площадь застройки указана в размере только <данные изъяты> кв.м., поскольку указанные административным истцом сведения не противоречат градостроительному плану земельного участка (согласно п. 2.2.1 градостроительного плана земельного участка площадь застройки не может превышать 267,69 кв.м.), соответственно не являются основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство по основаниям, установленным ч. 13 ст. 51 ГрК РФ.
В свою очередь, как установлено ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В связи с этим, поскольку заявителем в Департамент градостроительство и архитектуры администрации г.Перми представлены все необходимые для решения вопроса о выдаче разрешения на строительство документы и схема планировочной организации его земельного участка с обозначением места размещения жилого дома соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, что не оспаривалось Администрацией, суд признает оспариваемое решение незаконным и возлагает обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 с учетом установленных судом обстоятельств.
В нарушение положений ст. 84 КАС РФ административным ответчиком не представлено доказательств соответствия оспариваемого решения изложенным выше положениям законодательства, регламентирующего спорные правоотношения.
Доводы административного ответчика о том, что административным истцом не оспорен градостроительный план земельного участка, правового значения для рассматриваемого спора не имеют, поскольку судом установлено, что правовые основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, указанные ответчиком в решении от ДД.ММ.ГГГГ на день его принятия отсутствовали. Недоставки, допущенные Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми при предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» не могут умалять права административного истца.
Перечень информации, подлежащей обязательному включению в состав градостроительного плана земельного участка, приведен в пункте 3 статьи 44 ГрК РФ.
Соответственно, градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости) и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. Сам по себе градостроительный план земельного участка как документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, в том числе на строительство объектов недвижимости, а определяет информацию как сведения (сообщения, данные) и, тем самым, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени. В силу статей 42, 43, 48, 51, 52, 53, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является лишь одним из ряда документов, необходимых для ведения строительства, и служит безусловным основанием для выдачи разрешения на строительство или для ввода объекта в эксплуатацию, если при этом не нарушаются требования закона.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности доводов административного иска о незаконности оспариваемого решения, поскольку из представленных суду доказательств, не следует, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, имеет обременения, в связи с нахождением данного земельного участка в зоне катастрофического затопления, установленной уполномоченным на то органом в соответствии с действующим законодательством. На основании вышеизложенного, основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренные ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, у административного ответчика на момент его отсутствовали.
В силу изложенного, требования ФИО1 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по <Адрес>, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми устранить в полном объеме допущенные нарушения прав ФИО1, путем повторного рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ФИО10, расположенном по адресу: <Адрес>.
В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ, следует возложить на Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми обязанность сообщить ФИО1 и Ленинскому районному суду г. Перми об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании п. 4 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.
На основании положений ч.8 ст. 226 и ч.1 ст. 178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, в части, которая оспаривается.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
Признать незаконным отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> в выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ФИО11, расположенном по адресу: <Адрес>.
Обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ФИО12, расположенном по адресу: <Адрес> в установленный законом срок.
Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также административному истцу ФИО1 об исполнении настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий: подпись (Е.Г.Курнаева)
Копия верна. Судья