Гражданское дело №2-101/2019
24RS0001-01-2019-000063-81
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 апреля 2019 года п. Абан Красноярского края
Абанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Сумачевой Н.В.,
с участием ст. помощника прокурора Абанского района Дубро В.И.,
при секретаре Колмыковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абанского района в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Служба по хозяйственно-техническому обеспечению» Абанского района Красноярского края, администрации Абанского района Красноярского края об обязании устранения нарушений трудового законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Абанского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд к МКУ «Служба по хозяйственно-техническому обеспечению» Абанского района Красноярского края об обязании устранения нарушений трудового законодательства. Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком в нарушение ст. 212 ТК РФ не обеспечено проведение специальной оценки условий труда рабочих мест: заведующего хозяйством, водителя автомобиля, сторожа, делопроизводителя, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, рабочего по комплексному обслуживанию зданий, механика, сварщика, специалиста по охране труда, уборщика служебных помещений, слесаря-сантехника, тракториста, фельдшера, гардеробщика, истопника. Просит обязать ответчика в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение специальной оценки условий труда указанных рабочих мест, а также обязать администрацию Абанского района обеспечить финансирование ответчика на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест в соответствии с законодательством РФ.
Определением Абанского районного суда от 28.02.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Абанского района Красноярского края.
В судебном заседании старший помощник прокурора Абанского района Дубро В.И. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика – МКУ «Служба по хозяйственно-техническому обеспечению» Абанского района Красноярского края – по доверенности Зарубицкая М.И., извещенная о месте и времени судебного заседания судебной повесткой 14.03.2019, в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве ссылалась на отсутствие финансирования, телефонограммой просила рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель ответчика – администрации Абанского района Красноярского края – по доверенности Чухломина Н.В., извещенная о месте и времени судебного заседания судебной повесткой 14.03.2019, в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве возражала против удовлетворения исковых требований прокурора в связи с тем, что у прокурора отсутствуют основания для обращения с данным иском в суд, просила оставить исковое заявление без рассмотрения, телефонограммой просила рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав старшего помощника прокурора Абанского района Дубро В.И., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Частью 6 статьи 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда", предусмотрено, что в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.
Как следует из материалов дела, МКУ «Служба по хозяйственно-техническому обеспечению» Абанского района осуществляет свою деятельность по адресу: п.Абан Абанского района, ул.Пионерская, 4, состоит из работников в количестве 67,55 штатных единиц, штатное расписание утверждено 01.10.2018.
Полагая, что ответчиком в нарушение норм трудового законодательства не проведена специальная оценка условий труда работников, за исключением занимающих должности кочегара и руководителя, прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
Статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации). Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (часть 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, те лица, которые не заключили трудовой договор с работодателем или фактически не приступили к работе с ведома или по поручению работодателя, то есть не вступили в трудовые отношения с работодателем, не могут быть отнесены к числу работников, и, следовательно, до поступления на работу их права не могут быть нарушены.
Кроме того, положения части 1 статьи 45 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями статей 26, 27 и 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, - такое решение принимается им по результатам всесторонней проверки обращения гражданина. Часть 1 статьи 45 ГПК РФ предоставляет прокурору необходимые процессуальные гарантии реализации данного полномочия, закрепляя его право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в установленных названной статьей случаях.
В исковом заявлении прокурором Абанского района указано, что оно подается в защиту неопределенного круга лиц, права которых на безопасные условия труда нарушаются ответчиками, однако из текста заявления и его просительной части усматривается, что прокурором полагались нарушенными ответчиками только права конкретных работников, замещающих должности заведующего хозяйством, водителя автомобиля, сторожа, делопроизводителя, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, рабочего по комплексному обслуживанию зданий, механика, сварщика, специалиста по охране труда, уборщика служебных помещений, слесаря-сантехника, тракториста, фельдшера, гардеробщика, истопника МКУ «Служба по хозяйственно-техническому обеспечению» Абанского района Красноярского края. Таким образом, круг лиц, в защиту которых подано заявление прокурора, является определенным, в то время как под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В материалах дела отсутствуют заявления работников о нарушении их прав, в том числе в части охраны труда. В связи с чем, правовых оснований для защиты интересов неопределенного круга лиц суд не усматривает.
Таким образом, поскольку нарушения прав неопределенного круга лиц не установлено, сами работники не обращались к прокурору о защите нарушенных прав, у прокурора Абанского района Красноярского края не было правовых оснований для обращения в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии со ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.
При таких обстоятельствах заявление прокурора Абанского района Красноярского края подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ст., ст. 222, 224-225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Исковое заявление прокурора Абанского района в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Служба по хозяйственно-техническому обеспечению» Абанского района Красноярского края, администрации Абанского района Красноярского края об обязании устранения нарушений трудового законодательства оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение 15 дней со дня вынесения.
Судья