Решение по делу № 2а-5652/2019 ~ М-5237/2019 от 22.11.2019

УИД: 59RS0004-01-2019-007458-45

Дело № 2а-5652/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 ноября 2019 г.                             г. Пермь                 

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Подгайной Н.В.,

при секретаре Корольковой А.А.,

с участием административного истца Шабанова Г.Б.

представителей административного ответчика Патрушевой О.М., Кориненко Н.М.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску Шабанова Г.Б. к администрации г.Перми, управлению по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г. Перми о признании действий о фактическом отказе в согласовании проведения публичного мероприятия форме митинга незаконными, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Шабанов Г.Б. обратился в суд с административным иском к администрации г.Перми, управлению по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г. Перми о признании незаконными действия о фактическом отказе (под видом переноса в заведомо менее пригодное место) в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга - ДД.ММ.ГГГГ, с до местного времени, на площадке между памятником «Героям фронта и тыла» и улицей Попова г. Перми, возложении обязанности согласовать проведение заявленного публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ в указанные в уведомлении место и время.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец подал административному ответчику уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ в период с до местного времени, место проведения – площадка, между памятником «Героям фронта и тыла» и улицей Попова в г. Перми. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было получено письмо с предложением об изменении места проведения публичного мероприятия. Публичное мероприятие предложено провести в специально отведенном месте на территории Сада им. Н.В Гоголя (в границах улиц Окулова и Попова). Кроме того, указано, что ДД.ММ.ГГГГ на заявленном месте проведения митинга, запланировано проведение культурно-досугового мероприятия, уведомление о котором было подано ранее. С указанным ответом административный истец не согласен, считает его необоснованным, поскольку не представлено доказательств по каким причинам невозможно проведение на площадке между памятником «Героям фронта и тыла» и улицей Попова, одновременно нескольких публичных или культурно-досуговых мероприятий.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено управление по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации города Перми (л.д.1).

Административный истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам административного искового заявления.

Представители административных ответчиков в судебном заседании с заявленным иском не согласились, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым административному истцу не было отказано в проведении публичного мероприятия, а предложено иное место его проведения, также пояснили, что в заявленном административном истцом месте и времени проведения публичного мероприятия согласовано проведение иного публичного (культурно-массового) мероприятия, которое было подано ранее, считает действия администрации г. Перми законными и обоснованными (л.д.12-15).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218).

Согласно положениям п.1 ч.4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ч.5 ст.5).

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням (ч.1 ст.7).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (п. 2 ч. 1 ст. 12).

Положением ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах установлено, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 13 мая 2004 г., 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) и «Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)).

Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 11 Конвенции).

Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции (ст. 17).

Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона Пермской области от 10.10.2005 № 2538-560 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края», уведомление о проведении публичного мероприятия подается в органы местного самоуправления муниципального района или городского округа - в случае проведения публичного мероприятия на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 5 Закона Пермской области от 10.10.2005 № 2538-560 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края» орган местного самоуправления после получения и регистрации уведомления о проведении публичного мероприятия обязан направить копию уведомления в Администрацию губернатора Пермского края, аппарат главного федерального инспектора по Пермскому краю, прокуратуру Пермского края, Главное управление МВД России по Пермскому краю, территориальный орган МВД России в Пермском крае на уровне муниципального района или городского округа, а также в случае, если уведомление о проведении публичного мероприятия подается в представительный орган местного самоуправления, - в исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

Статьей 7 Закона Пермской области от 10.10.2005 № 2538-560 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края» установлено, что органы местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия доводят до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) организатор публичного мероприятия обязан информировать соответствующие органы местного самоуправления в письменной форме о принятии либо непринятии его предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Пермского края, в соответствии с которым местами проведения публичных мероприятий на территории г. Перми являются:

- территория Сада имени Н.В.Гоголя (в границах улиц Окулова и Попова);

- площадка в Сквере Победителей (в границах улиц Гусарова, Лодыгина и Академика Курчатова);

- парк камней (площадка в Парке камней, расположенном на пересечении ул. Ленина и ул. Окулова);

- пешеходная аллея ул. Крупской от здания по ул. <Адрес>, до пересечения с ул. Патриса Лумумбы;

- площадка в сквере у клуба имени С.М.Кирова (сквер расположен в границах улиц Автозаводской, Гальперина и Маршала Рыбалко);

- площадка на нечетной стороне ул. Академика Веденеева, прилегающая к зданию по <Адрес>.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ некоммерческой организацией «Фонд социальных проектов» Вертикаль» в Департамент культуры и молодежной политики администрации г.Перми было подано уведомление о проведении культурно-массового мероприятия – концертно-игровая программа «Ярмарка ремесел». Место проведения мероприятия: городская Эспланада, квартал между улицами Ленина, Петропавловской, Борчанинова, Попова. Дата проведения: ДД.ММ.ГГГГ в период с до , запланирована установка шатров (л.д. 26-27).

ДД.ММ.ГГГГ в административный истец Шабанов Г.Б. (организатор публичного мероприятия) обратился в администрацию г. Перми с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ в период с до

Место проведения публичного мероприятия: площадка, между памятником Героям фронта и тыла и улицей Попова, с использование транспортных средств, одной машины на площадке, а также планируется автотранспорт для подвоза и вывоза оборудования и других материалов, необходимых для проведения мероприятия.

Цель проводимого мероприятия – публичное выражение мнения по широкому кругу общественно-политических и социально-экономических вопросов: в защиту лиц подвергаемых политическому преследованию, против фальсификации уголовных и административных дел, против засилья власти силовиков, за свободу политических заключенных, выражение отношения к действиям представителей власти на местном, региональном и федеральном уровне и власти в целом, оценка действий и личностей государственных, политических, религиозных и общественных деятелей, высказывание мнений, предложений о возможных изменениях, реформах и застое в жизни общества, выдвижение требований по изменению законодательства или иных нормативных актов, выражение солидарности с действиями третьих лиц, осуждение действий, нарушающих права и свободы человека и гражданина, публичный отчет организаций и граждан.

Планируемый результат публичного мероприятия: привлечение внимания и агитация граждан, проходящих по Эспланаде и приглашение их к участию в публичном мероприятии; предоставление возможности участникам выразить своё отношение к теме мероприятия выступлениями, средствами наглядной агитации, скандированием и др. способами; принятие резолюцией и доведение её до адресата лозунгами, арт-объектами, действиями, не соответствующими целям данного мероприятия, являются лозунги, арт-объекты, действия, признанные не соответствующими организатором мероприятия.

Предполагаемое количество участников – до человек. (л.д.6-7)

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управления по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г.Перми Шабанову Г.Б. предложено организовать проведение публичного мероприятия в специально отведенном месте на территории Сада им. Н.В. Гоголя (в границах улиц Окулова и Попова), также сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ на заявленном месте проведения митинга запланировано проведение культурно-досугового мероприятия, уведомление о котором было подано ранее (л.д. 5).

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия являются законными и обоснованными, поскольку административный ответчик в целях обеспечения и поддержания общественного порядка, а также безопасности граждан, с учетом соблюдения прав граждан при проведении публичных мероприятий, руководствуясь положениями Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», правомерно предложил Шабанову Г.Б. альтернативное место для его проведения.

Обязанность по обоснованию своего предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, предусмотренная положениями Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», административным ответчиком исполнена. Данное обоснование должным образом мотивировано, с учетом фактических обстоятельств, в частности проведением на заявленном месте культурно-досугового мероприятия, уведомление о котором было подано ранее и публичного мероприятия, с целями диаметрально отличающими от заявленной административным истцом цели публичного мероприятия.

Кроме того, административным истцом заявлены требования об оспаривании действий о фактическом отказе в виде предложения об изменении места проведения публичного мероприятия - ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 11:00 до 21:00 с площадки между памятником Героям фронта и тыла и улицей Попова в г. Перми на территорию Сада им. Н.В. Гоголя (в границах улиц Окулова и Попова).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в Определении от 02.04.2009 № 484-О-П, положение ч. 5 ст. 5 Закона № 54-ФЗ, предусматривающее правомочие органа публичной власти сделать организаторам публичного мероприятия мотивированное предложение об изменении места и (или) времени его проведения, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителей.

Содержащееся в ч. 5 ст. 5 Закона № 54-ФЗ понятие «мотивированное предложение» - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 26.06.2018 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» поскольку специально отведенные места для проведения публичных мероприятий определяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью создания дополнительных условий для беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний, проведение культурно-массового мероприятия не может являться законным основанием для предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, в случае, если оно заявлено к проведению в специально отведенном месте.

В соответствии с положениями п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Исходя из этого не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Таким образом, с учетом вышеизложенных норм законодательства, позиции Конституционного суда Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», доводы административного истца о том, что ему фактически отказано в проведении заявленного публичного мероприятия, в нарушение положений ст. 31 Конституции Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия отказом в согласовании публичного мероприятия не является, до административного истца, как организатора публичного мероприятия, доведено до сведения обоснованное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия.

Доводы административного истца о том, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих невозможность проведения двух мероприятий в указанном в уведомлении месте, основанием к удовлетворению заявленных требований не являются, поскольку из представленных суду уведомлений следует, что заявленные мероприятия имеют различные цели, формы мероприятий, использование различного оборудования.

Доводы административного истца о том, что административным ответчиком не предприняты действия по организации рабочей встречи либо «круглого стола» некоммерческой организацией «Фонд социальных проектов» Вертикаль» совместно с административным истцом, по вопросу согласования одновременного проведения публичного и культурно-досугового мероприятия, основанием для удовлетворения заявленных требований не являются, поскольку указанная процедура действующим законодательством, регулирующим возникшие спорные правоотношения, не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, суд считает, что предложение об изменении места проведения публичного мероприятия не ущемляет права административного истца на свободу собраний, поскольку организатору проведения публичных мероприятий предложено место, отвечающее требованиям безопасности, доступности к посещению, доказательств, подтверждающих, что в предложенном месте не будут достигнуты цели публичного мероприятии, административным истцом не представлено.

Учитывая, что судом не установлены основания для признания оспариваемых действий незаконными, оснований для удовлетворения заявленных требований в части возложения обязанности согласовать проведение заявленного Шабановым Г.Б. публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ с до на площадке между памятника Героям фронта и тыла и улицей Попова в г. Перми, также не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и отказывает в удовлетворении требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

р е ш и л:

Шабанову Г.Б. в удовлетворении требований к администрации г.Перми, управлению по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г. Перми о признании незаконными действий о фактическом отказе (под видом переноса в заведомо менее пригодное место) в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга - ДД.ММ.ГГГГ, с до часов местного времени, на площадке между памятником «Героям фронта и тыла» и улицей Попова г. Перми, возложении обязанности по согласованию проведения заявленного публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ в указанные в уведомлении место и время, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение одного месяца.

Председательствующий     подпись           Н.В. Подгайная

Копия верна, судья

Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах дела Ленинского районного суда г. Перми № 2а-5652/2019.

2а-5652/2019 ~ М-5237/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шабанов Георгий Борисович
Ответчики
Администрация г. Перми
Управление по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношением администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Подгайная Н.В.
22.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
25.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2019[Адм.] Судебное заседание
27.11.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее