дело № 2-265/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Александровск- Сахалинский 13 октября 2017 года
Александровск- Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Закурдаевой Е.А., при секретаре Рыбниковой В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Александровск-Сахалинского городского прокурора в интересах Х. к администрации городского округа «Александровск-Сахалинский городской округ» о признании незаконным снятия с учета и исключения из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Х., возложении обязанности в течении десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить на учете и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Х. с составом семьи Х., Х., Х.
УСТАНОВИЛ:
Александровск-Сахалинский городской прокурор обратился в интересах недееспособного Х. в Александровск-Сахалинский городской суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование своих требований указав следующее.
Александровск-Сахалинской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Х. по вопросу нарушения жилищных прав.
Согласно статье 1 Федерального закона № 125-ФЗ, право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе инвалиды детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и проживавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не мене пятнадцати календарных лет.
В ходе проверки установлено, что постановлением администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» от 06.05.2014 года № Х. поставлен на учет и включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, категории «инвалиды». Вместе с Х. на учет поставлены члены его семьи: мать Х., братья Х., Х.
Постановлением администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № инвалид с детства Х. с составом семьи три человека снят с учета и исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов крайнего Севера.
Причиной снятия с учета и исключения из списка послужила ссылка на письмо Минрегиона России от 22.11.2012 года № ВФ 10/8-1475, указывающее на то, что требование статьи 1 Закона № 125-ФЗ устанавливающее право на получение жилищных субсидий гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 01.01.1992 года относится также к инвалидам с детства. Таким образом, инвалиды детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях после 01.01.1992 года, правом на получение социальной выплаты не обладают.
Прокурор полагает указанную позицию ошибочной, основанной на неверном толковании норм Федерального закона № 125-ФЗ.
Считает, что инвалид с детства Х. с составом семьи три человека снят с учета и исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в нарушение требований закона.
Просит суд признать незаконным снятие с учета и исключение из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Х. с составом семьи три человека: Х., Х., Х., возложении обязанности в течении десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить на учете и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Х. с составом семьи Х., Х., Х.
Определением Александровск-Сахалинского городского суда от 22.09.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица стороне ответчика было привлечено Министерство социальной защиты Сахалинской области.
Определением Александровск-Сахалинского городского суда от 11.10.2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Х. и Х.
Ответчиком администрацией ГО «Александровск-Сахалинский район» представлены возражения на исковое заявление. Руководствуясь письмами Минрегион России от 22.11.2012 года № ВФ10/8-1474, Министерства социальной зашиты Сахалинской области от 15.09.2017 года № 3.11-5180/17, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов (в случае, если на дату рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) после 1 января 1992 года, правом на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы не обладают. Просит суд в удовлетворении искового заявления отказать.
Третье лицо на стороне ответчика Министерство социальной защиты Сахалинской области направило отзыв на заявление, согласно которому полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Указывает, что требования относительно прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года применимо ко всем категория граждан, указным в Федеральном законе № 125-ФЗ. Причиной снятия Х. с учета и исключения из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей явился факт отсутствия права на получение жилищной субсидии, по причине его рождения после 01 января 1992 года. Полагает действия администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» правомерными, что подтверждается также и письмом Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» от 22.11.2012 года № ВФ10/8-1474. Просит суд в удовлетворении иска отказать.
Третьи лица на стороне истца, не заявляющие требований относительно предмета спора Х. и Х. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, с исковыми требованиями прокурора согласны в полном объеме.
Третье лицо на стороне ответчика министерство социальной защиты Сахалинской области своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени слушания дела уведомлено надлежащим образом, представителем Ткаченко Н.А. заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия, отзыв на исковое заявление поддерживает.
С учетом мнение лиц участвующих в деле, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Чайкин Т.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске. Полагал, что позиция ответчика основана на неверном толковании правовых норм и нарушает жилищные права инвалида.
Законный представитель недееспособного Х. – Х. в судебном заседании исковые требования заявленные прокурором поддержала. Пояснила, что в администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район» были предоставлены все необходимые документы для постановки на учет и включения в список на переселение. Х. родился в г. Александровск-Сахалинский, где и проживает, является инвалидом с детства, инвалидность в настоящее время бессрочная, жилых помещений в собственности не имеет. Каждый год она подтверждала его статус и приносила новые документы. В январе 2017 года в Министерстве социальной защиты Сахалинской области ей сообщили, что она может обратиться в администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район» за получением сертификата. При обращении в администрацию в марте 2017 года в получении сертификата было отказано, а также ей сообщили об исключении из списков.
Представитель ответчика администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» Козлова С.Е. исковые требования не признала, поддержав доводы возражений на исковое заявление. Пояснила, что Х. был включен в список на получение социальной выплаты, выплату он должен был получить в 2017 году. Однако после проведения очередной ревизии, было установлено, что Х. был включен в список незаконно. В связи с чем было принято решение об исключении его из списков. Также пояснила, что иных оснований для исключения Х. из списков на получение социальной выплаты не имелось. Он является инвалидом с детства, проживает на территории Александровск-Сахалинского района более 15 лет, жилых помещений в собственности не имеет.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Х. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> является инвалидом с детства. С ДД.ММ.ГГГГ инвалидность установлена бессрочно. С рождения проживает в г. Александровск-Сахалинский Сахалинской области (то есть беле 15 лет).
Данные обстоятельства подтверждаются копией паспорта Х., копиями справок ФКУ «ГБ МСЭ по Сахалинской области» Минтруда России, копиями пенсионных удостоверений, поквартирными карточками, и не оспариваются ответчиком.
Решением Александровск-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Х. был признан недееспособным.
Распоряжением Управления Социальной политики ГО «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № Х. назначена опекуном над Х.
Постановлением администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявления Х. от 24.04.2014 года, поставлен на учет и включен в список граждан, проживающих в ГО «Александровск-Сахалинский район» и имеющих право на получение социальных выплат, для приобретения жилья, категории «инвалиды» утвержденный постановлением администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № Х. с составом семьи Х. – мать, Х. – брат, Х. – брат.
Постановлением администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» от 12.04.2017 года № снят с учета и исключен из списка граждан, имеющих права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей категории «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства» Х. с составом семьи 3 человека.
18.09.2017 года Александровск-Сахалинский городской прокурор обратился в защиту интересов недееспособного Х. в суд с настоящим иском.
Согласно статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 года, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон № 125-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Согласно статье 2 Федерального закона № 125-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).
В силу статьи 5 Федерального закона № 125-ФЗ при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
Из содержания нормы статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ следует, что предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено только их рождением и проживанием в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Толкование части 1 статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ в системной взаимосвязи с номами изложенными в статьях 2, 5 указанного Федерального закона, позволяет сделать вывод о том, что требование о необходимости прибытия в районы крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992 года для приобретения права на получение жилищных субсидий не распространяется на инвалидов с детства, так как оборот «при этом», используемый законодателем в данной норме, имеет грамматическое значение «одновременно с этим», «наряду с этим», «вместе с тем», то есть в отличие от иных граждан, указанных в первом предложении части 1 статьи 1 Федерального закона 125-ФЗ право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависит только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных местностей.
А также термины «прибытие» и «рождение» не являются равнозначными понятиями, так как в контексте приведенных норм закона имеют разную смысловую нагрузку, и право инвалидов с детства на получение жилищной субсидии закон не ставит в зависимость от даты рождения.
При таких обстоятельствах доводы ответчика и третьего лица, на стороне ответчика, о том, что Х. не вправе состоять на учете на переселение в связи с тем, что он рожден после 01.01.1992 года и был включен в список на получение жилищной субсидии ошибочно, основан на неправильном толковании норм права.
Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании и установлено судом, иных оснований для снятия Х. с учета и исключения из списков на получение жилищной субсидии не имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что снятие Х. с учета и исключение его и членов его семьи из списков получателей жилищной субсидии является незаконным, а нарушенное право истца подлежит восстановлению.
Таким образом, исковое заявление Александровск-Сахалинского городского прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Указанный в исковых требованиях срок на восстановление истца на учете и в списках в течении 10 дней суд полагает разумным и достаточным для исполнения решения суда в полном объеме.
Руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Александровск-Сахалинского городского прокурора в интересах Х. удовлетворить.
Признать незаконным снятие с учета и исключение из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Х. с составом семьи три человека: Х., Х., Х..
Возложить на администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» обязанность в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу восстановить на учете и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Х. с составом семьи три человека: Х., Х., Х..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Александровск- Сахалинский городской суд в течении месяца.
Судья: Закурдаева Е.А.
Копия верна: судья Закурдаева Е.А.