Дело № 2-831/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Александровск 17 декабря 2013года
Александровский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи О. Н. Ёлоховой., при секретаре О.Е.Гатауллиной., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц - жителей Александровского городского поселения Пермского края к Александровскому городскому поселению Пермского края в лице администрации Александровского городского поселения Пермского края о признании незаконным бездействия, выраженного в неорганизации сбора и не определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержаших ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирования, о возложении на Александровское городское поселения Пермского края в лице Администрации Александровского городского поселения Пермского края обязанности по организации сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп,
УСТАНОВИЛ:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц - жителей Александровского городского поселения Пермского края к Александровскому городскому поселению Пермского края, в лице администрации Александровского городского поселения Пермского края о признании незаконным бездействия, выраженного в неорганизации сбора и не определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержаших ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирования, о возложении на Александровское городское поселения Пермского края в лице Администрации Александровского городского поселения Пермского края обязанности по организации сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп.
В своих требованиях указал, что в ходе проведения обобщения практики исполнения законодательства об отходах производства и потребления в части организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп в деятельности органов местного самоуправления на территории Александровского и других районов установлено, что на территории Александровского городского поселения не организован сбор и не определено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, а также не осуществляется их информирование о порядке такого сбора.
В соответствии с информацией главы администрации Александровского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ на территории поселения отсутствуют пункты приема отработанных ртутьсодержащих ламп и специализированные организации, осуществляющие услуги по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп, образующихся у населения; информирование населения о порядке осуществления такого сбора не производится.
.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал, пояснил, что несоблюдение нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обращению с чрезвычайно опасными отходами потребления, ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционные права жителей Александровского городского поселения на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41,42 Конституции РФ. Поскольку ответчиком не выполняются обязанности, возложенные на него Конституцией РФ, Земельным Кодексом РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», такая обязанность подлежит возложению на ответчика в судебном порядке.
Ответчик - администрация Александровского городского поселения с исковыми требованиями не согласны, пояснили, что на территории Александровского городского поселения существует специализированная организация - общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>», которые имеют лицензию на сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей. Также администрацией Александровского городского поселения приняты Правила обращения с отходами на территории Александровского городского поселения, утвержденные решением Думы Александровского городского поселения от 09.11.2007 года №181.
Суд, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии с п.18 части 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 13 Закона №89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п.8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановление Правительства РФ от 03.09.2010г №681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
В ходе судебного заседания установлено, что Березниковской природоохранной прокуратурой в ходе проведения обобщения практики исполнения законодательства об отходах производства в части организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп в деятельности органов местного самоуправления на территории Александровского и других районов установлено, что на территории Александровского городского поселения не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и отсутствует информирование физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о порядке осуществления данного сбора, отсутствует информирование о пунктах приема и организациях, осуществляющих прием данных опасных отходов.
При таких обстоятельствах суд считает, что несоблюдение вышеперечисленных нормативных актов, устанавливающих требование к обращению с чрезвычайно опасными отходами потребления, ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционные права жителей Александровского городского поселения на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41,42 Конституции РФ,
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 195-198 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Александровского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края в лице администрации Александровского городского поселения Пермского края, выраженного в неорганизации сбора и не определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственникам, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также не осуществлении их информирования о порядке такого сбора;
Возложить на Александровское городское поселение Пермского края в лице администрации Александровского городского поселения Пермского края обязанность организовать сбор и определить места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственникам, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также осуществить их информирование о порядке и месте сбора;
Установить Александровскому городскому поселению Пермского края в лице администрации Александровского городского поселения Пермского края срок исполнения данного обязательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Н.Елохова
Копия верна:
Судья О.Н.Ёлохова