РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2013 года город Архангельск
Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в расположении военного суда в составе: председательствующего судьи Веселовского С.С., при секретаре Еремеевой А.Н., с участием заявителя Гончарова С.В., представителей Командующего войсками Западного военного округа (далее – Командующего ЗВО) Мезенцева А.И. и командира войсковой части 00000 Платова В.Г., рассмотрев гражданское дело по заявлению сержанта запаса Гончарова С. В., проходившего военную службу в войсковой части 00000, об оспаривании действий Командующего ЗВО, командира войсковой части 00000 и руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКУ «ЕРЦ МО РФ»), связанных с нарушением порядка исключения его из списков личного состава воинской части,
У С Т А Н О В И Л:
Гончаров обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия Командующего ЗВО, связанные с изданием приказа от 12 августа 2013 года № №, в части касающейся исключения его из списков личного состава войсковой части с 20 августа 2013 года, действия командира войсковой части 00000, связанные с не обеспечением его вещевым довольствием и продовольственным обеспечением за фактически прослуженный период с 21 августа по 16 октября 2013 года и обязать Командующего ЗВО внести изменения в указанный приказ, указав дату исключения из списков личного состава войсковой части с учетом предоставления отпуска – с 16 октября 2013 года, командира войсковой части 00000 обеспечить его продовольственным и вещевым обеспечением за период с 21 августа по 16 октября 2013 года, а руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» выплатить ему денежное довольствие за вышеуказанный период, а также возместить понесенные судебные издержки, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 200 рублей.
Гончаров, настаивая на удовлетворении своих требований, в судебном заседании пояснил, что приказом Командующего ЗВО от 12 августа 2013 года № он был уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям и исключен из списков личного состава войсковой части с 20 августа 2013 года, о том, что состоялся приказ ему стало известно от командира войсковой части 00000 только 25 сентября 2013 года, однако он вплоть до 25 сентября 2013 года прибывал на службу и исполнял все общие обязанности военной службы, по состоянию на дату исключения из списков личного состава войсковой части им был использован основной отпуск за 2013 год только в количестве 23 суток вместо положенных на 20 августа 2013 года – 39 суток, с учетом 2 суток на дорогу к месту проведения отпуска и обратно в г. Санкт-Петербург, а поскольку на дату ознакомления с приказом об увольнении его с военной службы и исключении из списков личного состава войсковой части – 25 сентября 2013 года ему полагался основной отпуск в размере 44 суток (с учетом 2 суток на дорогу к месту проведения отпуска и обратно), он просит изменить дату исключения из списков личного состава войсковой части на 16 октября 2013 года.
Далее Гончаров пояснил, что денежное довольствие за период с 21 августа по 25 сентября 2013 года не начислялось вообще.
Представитель Командующего ЗВО Мезенцев, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражая против удовлетворения требований Гончарова, пояснил, что приказ Командующего ЗВО от 12 августа 2013 года № издан в установленный законом срок на основании представленных в кадровый орган документов, однако поскольку он поступил в войсковую часть 00000 со значительным опозданием, при этом заявитель продолжал исполнять общие обязанности военнослужащих, полагал необходимым требования заявителя удовлетворить, перенеся дату исключения из списков личного состава с учетом полагающегося ему отпуска.
Представитель командира войсковой части 00000 по доверенности Платов, в судебном заседании требования Гончарова не признал и пояснил, что каких-либо нарушений действующего законодательства со стороны командира войсковой части 00000 при исключении заявителя допущено не было, так как первоначальный проект приказа об увольнении заявителя и исключении из списков личного состава с 7 мая 2013 года, с учетом предоставленного Гончарову основного отпуска пропорционально прослуженному времени в количестве 23 суток в марте того же года, был направлен по команде в апреле 2013 года, однако приказ был издан лишь с 12 августа 2013 года без учета увеличившейся продолжительности отпуска пропорционально прослуженному времени, в войсковую часть 00000 приказ поступил лишь 24 сентября 2013 года и на следующий день был доведен до заявителя, при этом, несмотря на то, что Гончаров находился в распоряжении командира войсковой части 00000, он выполнял все общие обязанности военнослужащих вплоть до 25 сентября 2013 года, по состоянию на 20 августа 2013 года заявитель был полностью обеспечен вещевым довольствием и продовольственным обеспечением, в связи с чем просил в удовлетворении требований Гончарова отказать.
Руководитель ФКУ «ЕРЦ МО РФ», своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл.
На основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ заявление Гончарова рассмотрено в отсутствие руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ», поскольку неявка в судебное заседание кого-либо из участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из копии приказа командира «ФБУ – войсковая часть 00000» от 12 марта 2013 года № сержанту Гончарову С.В. предоставлена часть основного отпуска за 2013 год пропорционально прослуженному времени в количестве 23 суток в период с 4 по 26 марта 2013 года.
Из предложения командира «ФБУ – войсковая часть 00000» от 24 апреля 2013 года в проект приказа Командующего ЗВО усматривается, что предполагаемая дата исключения сержанта Гончарова С.В. из списков личного состава с учетом предоставленного основного отпуска пропорционально прослуженному времени – 7 мая 2013 года.
Выпиской из приказа Командующего ЗВО от 12 августа 2013 года № подтверждается, что сержант Гончаров С.В. уволен с военной службы в запас по организационно-штатным мероприятиям и с 20 августа 2013 года исключен из списков личного состава части, с учетом предоставленного основного отпуска пропорционально прослуженному времени за 2013 год, на выписке имеется отметка о её поступлении в войсковой части 00000 24 сентября 2013 года, а также имеется отметка о её доведении заявителю 25 сентября того же года.
Как усматривается из справки Архангельского филиала ОАО «Балтийский Банк» по зачислениям на счет за период с 1 января по 29 ноября 2013 года, Гончарову 21 августа 2013 года перечислено денежное довольствие в размере 00000 рублей.
Рапортами Гончарова от 26 и 27 сентября 2013 года на имя командира войсковой части 00000 подтверждается, что он просит предоставить ему оставшуюся часть отпуска в количестве 21 суток, с учетом 2 суток к месту проведения отпуска и обратно, просит выдать воинские-перевозочные документы, просит изменить дату исключения его из списков личного состава войсковой части.
Пунктом 16 ст. 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 года (далее – Положение) предусмотрено, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением.
В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федерального закона) военнослужащим ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительность которого в год увольнения с военной службы исчисляется в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно п. «г» ч. 2 ст. 29 Положения военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, продолжительность основного отпуска составляет 45 суток.
Из п. «б» ч. 4 ст. 29 Положения усматривается, что продолжительность основного отпуска увеличивается военнослужащим, проходящим военную службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - на 10 суток.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Положения продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год поступления его на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала военной службы до окончания календарного года, в котором военнослужащий поступил на военную службу, или от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В случае когда невозможно своевременное увольнение военнослужащего с военной службы (исключение из списков личного состава воинской части), на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.
Пунктом 10 ст. 29 Положения установлено, что продолжительность основного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно (не менее одних суток в один конец), но не более чем на 15 суток. Если основной отпуск военнослужащим предоставлен по частям, то время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, предоставляется один раз.
Согласно требованиям п. 16 ст. 29 Положения, предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, при этом в ходе судебного разбирательства было установлено, что выписка из оспариваемого Гончаровым приказа Командующего ЗВО была ему доведена 25 сентября 2013 года и в указанную дату ему стало известно о нарушении его прав, поэтому обратившись в суд 9 декабря того же года он трехмесячный срок на обжалование приказа Командующего ЗВО от 12 августа 2013 года № не пропустил.
Анализируя изложенное выше, военный суд приходит к выводу о том, что Гончаров, находясь в распоряжении командира войсковой части вплоть до 25 сентября 2013 года прибывал на службу и продолжал добросовестно и в полном объеме исполнять общие обязанности военнослужащих, на момент исключения из списков личного состава войсковой части ему не был предоставлен отпуск за 2013 год в полном объеме, а именно не предоставлены 21 сутки отпуска, с учетом времени на проезд к месту использования отпуска и обратно в г. Санкт-Петербург в количестве 2 суток, порядок исключения из списков личного состава войсковой части Гончарова был нарушен, в связи с чем его требования о возложении на Командующего ЗВО обязанности внести изменения в приказ от 12 августа 2013 года № № в части исключении его из списков личного состава войсковой части 00000 с 20 августа на 16 октября 2013 года, а также о возложении на командира указанной части и руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» обязанности обеспечить его до этой даты положенными видами довольствия, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как видно из чека Сбербанка № от 5 декабря 2013 года, Гончаровым уплачена государственная пошлина при подаче заявления в суд в сумме 200 рублей.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым удовлетворить требование Гончарова о возмещении понесенных им судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины в сумме 200 рублей и взыскать последние с ФКУ «ЕРЦ МО РФ».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и 258 ГПК РФ, военный суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление Гончарова С. В. удовлетворить.
Признать приказ Командующего войсками Западного военного округа от 12 августа 2013 года № №, в части исключения сержанта Гончарова С. В. из списков личного состава войсковой части 00000 с 20 августа 2013 года незаконным, и, возложить на указанное должностное лицо обязанность внести изменения в оспариваемый приказ, указав в нем дату исключения заявителя из списков личного состава войсковой части 00000 – с 16 октября 2013 года.
Возложить на командира войсковой части 00000 обязанность обеспечить Гончарова С. В. положенными при увольнении в запас видами вещевого имущества и продовольственного обеспечения по 16 октября 2013 года.
Возложить на руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» обязанность произвести перерасчет и выплатить Гончарову С. В. денежное довольствие по 16 октября 2013 года.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в пользу Гончарова С. В. судебные издержки, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.С. Веселовский