РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Адамовка 13 сентября 2017 года
Адамовский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Данилевского Р.А.
при секретаре Назымок О.В.
с участием помощника прокурора Адамовского района Кудряшова С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Адамовского района в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Теренсайский элеватор» об обязании произвести перечисление удержанного налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Адамовского района, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в Адамовский районный суд Оренбургской области с указанным исковым заявлением. В его обоснование он указал, что в ходе проверки соблюдения налогового законодательства в Обществе с ограниченной ответственностью «Теренсайский элеватор» (далее – Общество), было установлено, что последнее не произвело перечисление удержанного за период с 2014 по 2015 годы налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации в общей сумме 1189 067 рублей. Поскольку несвоевременное перечисление удержанного налога на доходы физических лиц нарушает интересы Российской Федерации, просит суд обязать Общество произвести в полном объеме перечисление удержанного налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации за период с 2014 по 2015 годы в сумме 1189067 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Адамовского района Кудряшов С.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Теренсайский элеватор» в судебном заседании участие не принимал.
В ходе подготовки дела, по адресу местонахождения ответчика – <адрес>, направлялись копия искового заявления с приложенными документами, а также судебная повестка, которые вернулись в суд в связи с истечением срока хранения.
Согласно содержанию статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 63-68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных в частности по адресу, который указал сам гражданин. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Принимая во внимание, что повестка, была направлена судом по адресу местонахождения ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Теренсайский элеватор», суд полагает, что ответчик несет риск неполучения судебного извещения по данному адресу, в связи с чем, приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика о дате, месте и времени рассмотрения дела.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Теренсайский элеватор».
Выслушав помощника прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Подпункт 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность налоговых агентов правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьей 207, 210, 216 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Налоговым периодом признается календарный год.
Согласно пункту 2 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
В силу пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Пункты 4,6 и 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляют, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе.
В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц отнесен к федеральным налогам.
В силу статей 56, 61.1, 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от налога на доходы физических лиц являются налоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований (поселений, муниципальных районов) и подлежит зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В статьях 6, 14, 15, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; бюджетная система Российской Федерации – совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, а бюджет субъекта Российской Федерации предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации для решения общезначимых вопросов, отнесенных к ведению органов местного самоуправления и государственных органов субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, за Обществом с ограниченной ответственностью «Теренсайский элеватор» числится задолженность по перечислению налога на доходы физических лиц, удержанных с работников Общества за период работы с 2014 по 2015 года в сумме 1 189 067 рублей.
Учитывая, что бездействием Общества с ограниченной ответственностью «Теренсайский элеватор» бюджетной системе, казне Российской Федерации, а следовательно Российской Федерации, причинен ущерб, повлекший не поступление удержанного с доходов работников общества налога на доходы физических лиц за 2014 - 2015 годы в сумме 1189067 рублей, в связи с чем не осуществляется планирование и своевременное использование денежных средств бюджетом Оренбургской области и муниципальным образованием. Принимая во внимание, что зачисление налога производится в бюджеты муниципальных образований в зависимости от места, по которому зарегистрирован налогоплательщик, то не поступление от ответчика как от налогового агента удержанного налога на доходы физических лиц в бюджет муниципального образования, бюджет субъекта Российской Федерации нарушает их интересы, лишает возможности исполнить расходные обязательства для финансирования мероприятий по решению общезначимых вопросов социально-экономического характера, исходя из интересов населения, суд считает, что исковые требования прокурора Адамовского района являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина 4 000 рублей, размер которой установлен статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Адамовского района Оренбургской области удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теренсайский элеватор» произвести перечисление удержанного налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации за период с 2014 по 2015 годы в сумме 1189 067 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Теренсайский элеватор» государственную пошлину в размере 4 000 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Адамовский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 15 сентября 2017 года.
Председательствующий: Р.А. Данилевский