Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2015 года с. Александровское
Александровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Иванов О.Н.,
при секретаре Конаревой В.Г.
с участием
истца Павленко Н.В.
представителя истца по доверенности Пустовар И.Н..
представителей ответчика администрации Александровского сельсовета по доверенности Щекина А.В., Денегин В.В. и Исаков А.А.
третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований Худяковой А.И.
представителя третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований по доверенности Каргалева С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Александровского сельского совета <адрес> о понуждении устранения недостатков дорожного покрытия и взыскании понесенных судебных расходов,
.
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением с дополнениями к администрации Александровского сельского совета <адрес> о понуждении устранения недостатков дорожного покрытия и взыскании понесенных судебных расходов.
В судебном заседании истица и её представитель поддержали требования, изложенные в заявлении. Из искового заявления следует, что ввладелец и проживающие в нем жильцы жилого дома расположенного по адресу: <адрес> № (далее по тексту - Кооперативная №2) самовольно заняли часть дороги, уложив на проезжей части железобетонные опоры линии электропередач, укрепив их насыпью и кустарником, чем значительно заузили ширину проезжей части. Тем самым созданы препятствия затрудняющие проезд на улицу специализированных транспортных средств оперативных служб, создавая аварийную обстановку на перекрестке улиц Кооперативная и Виноградная.
Такие затруднения могут привести к последствиям, затрагивающим жизнь, здоровье и имущественные интересы граждан проживающих на <адрес>, так как на данном участке дороги осуществляется въезд на всю <адрес>, которая является территорией общего пользования. В соответствии с п. 12, ст. 1. Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ - территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Работы, проведенные владельцем и проживающими в нем жильцами жилого дома <адрес> №2, по самовольному размещению железобетонных опор линии электропередач и укреплению их насыпью проведены без оформления разрешительной документации, в нарушение требований СНиП 2.07.01-89 и Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 257-ФЗ). Согласно части 1 статьи 17 указанного закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В силу раздела 1 Государственного стандарта Российской Федерации ФИО10 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221 (далее по тексту - ФИО10 50597-93), названным стандартом установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Пунктом 3 названного ГОСТа проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196- ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N 196- ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Участником дорожного движения признается лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства. Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В силу абз. 2 п. 1.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета министров - Правительством Российской Федерации N 1090 от ДД.ММ.ГГГГ, запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.
Истец показала, что опоры ЛЭП и насыпь возле дороги около <адрес> препятствуют её заезду на машине во двор домовладения. Просит суд, обязать администрацию Александровского сельсовета устранить препятствие в виде возведенных железобетонных опор линии электропередач, укрепленных насыпью и кустарником, препятствующие свободному пользованию автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес> и взыскать с ответчика в её пользу уплаченную государственную пошлину.
Представители ответчика Администрации Александровского сельского совета по доверенности исковые требования не признали, суду сообщили, что данные железобетонный опоры администрации Александровского сельского совета не принадлежат. После наводнения в <адрес> в 1984 году, собственниками дома указанные опоры были уложены вдоль проезжей части и сооружены насыпь, для препятствия подтопления. В случае демонтажа указанных опор может возникнуть угроза подтопления домовладения № 2, так как оно находиться ниже уровня дороги. Указанная дорога по <адрес> технического паспорта не имеет, на балансе у ответчика не стоит.
Третье лицо и её представитель суду пояснили, что данные опоры ЛЭП и насыпь по согласованию с администрацией села были уложены её отцом после наводнения в 1984 году, для преграждения стоков воды. Указанные железобетонные столбы были приобретены её отцом. В случае демонтажа указанной конструкции возникнет угроза подтопления дома. Кроме этого, пояснили суду, что между домой и дорогой имеется пешеходная дорожка, произрастающие кустарники никаким образом не препятствуют проезду по дороги. В удовлетворении исковых требования, просили отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 9 ст. 5 вышеуказанного Закона Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Статьей 14 Федерального закона т ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено также и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, ч. ч. 1, 2, 3 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. В силу ст. 6 Закона о безопасности дорожного движения полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно Приказу Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (пп. 4 п. 9).
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденной ДД.ММ.ГГГГ Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. В настоящее время с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, что согласно акту обследования участка автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> от <адрес> до <адрес> длина обследуемого участка автодороги составляет 75 м. Расстояние от нижнего угла <адрес> до нижнего угла <адрес> составляет 9, 64 м., расстояние от верхнего угла <адрес> до верхнего угла <адрес> составляет 9,9 м.. На прилегающей территории к дому № имеется участок между стеной здания и дорогой, огороженный забором (палисад) шириной 1, 61 м. На прилегающей территории к дому № имеется участок между стеной здания и дорогой, огороженный забором (палисад) шириной 2, 26 м. Проезжая часть между домом № и домом № по <адрес> ограничена с обеих сторон искусственными сооружениями, в виде опор ЛЭП, лежащих на обочине вдоль проезжей части. Ширина искусственного сооружения, расположенного со стороны <адрес> составляет 1,43 м., со стороны <адрес> составляет 0,6 м. Между искусственным сооружением и забором палисада <адрес> имеется проход для движения пешеходов шириной0, 96м. Продольный уклон высотных отметок между точкой съемки (в районе <адрес>) и поверхностью проезжей части по <адрес> составляет 2,1 м. с уклоном в сторону <адрес> центра дороги по отношению к нижней точки нижнего угла <адрес> составляет 20 см, а к нижней точки верхнего угла дома составляет 30 см. Превышение центра дороги по отношению к нижней точки нижнего угла <адрес> составляет 15 см, а к нижней точки верхнего угла дома составляет 5 см. Понижение центра дороги относительно нижней точки нижнего угла <адрес> составляет 15 см. Согласно генеральному плану села Александровское линия застройки совпадает с красной линией, соответственно все, что находится за линией застройки, относится к землям общего пользования.
Согласно письмам главы Александровского сельсовета домовладение, расположенное по адресу: <адрес> находиться ниже уровня проезжей части. Средняя ширина проезжей части по <адрес> составляет менее 6 м. и не имеет твердого покрытия. Под проезжей частью расположены разводящие сети водопровода и есть газопровода на глубине 0.9 м. от существующей поверхности. При проведении реконструкции данного участка дороги необходимы мероприятия по профилированию проезжей части, что может привести к аварийной ситуации в зимний период. Данные факты не оспариваются сторонами.
Данные опоры ЛЭП не являются собственностью администрации Александровского сельсовета и были уложены вдоль дороги бывшим собственником <адрес>.
Администрацией Александровского сельсовета паспортизация <адрес> с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог не проведена.
Истцом суду не представлено доказательств наличия препятствий въезда с дороги на территорию её домовладения.
Истец от первоначальных исковых требований к ФИО8, являющейся собственником домовладения № по <адрес> об устрани самовольно возведенных в виде опор и насыпи, препятствующих свободному пользованию автомобильной дороги отказалась. Судом отказ истца от исковых требований к владельцу дома принят.
В связи с изложенным, суд считает необходимым, в удовлетворении исковых требований истцу, отказать.
В соответствии со ст. 98 Гражданско-процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, возмещаются судебные расходы в полном объеме. В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований отказано, то суд считает необходимым требования истца о взыскании с ответчика уплаченную государственную пошлину отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Александровского сельского совета <адрес> о понуждении устранения препятствий в виде железобетонных опор линии электропередач, укрепленных насыпью и кустарником, препятствующие свободному пользованию автомобильной дорогой, распложенной по адресу: <адрес> - отказать.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с администрации Александровского сельского совета <адрес> в пользу ФИО1 уплаченную государственную пошлину - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца, с подачей апелляционной жалобы через Александровский районный суд.
Судья- Иванов О.Н.