дело № 2- 73/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2014 годаАчинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Лучиной Н.Б.,
с участием истца Якубович А.Б.,
представителя органа опеки и попечительства УО Администрации г.Ачинска – Ореховской О.В., действующей на основании доверенности от 09 января 2014 года.,
при секретаре Шевченко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якубович А.Б. к Администрации города Ачинска о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда,
УСТАНОВИЛ:
Якубович А.Б. обратился в суд с иском к Администрации г. Ачинска о предоставлении на территории города Ачинска изолированного, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, соответствующее санитарным и техническим требованиям. Свои требования истец мотивировал тем, что постановлением главы г.Ачинска № 1465-п от 09 июля 2001 года над ним было установлено попечительство Белозеровой З.Е. Согласно распоряжению главы г.Ачинска № 2211-р от 18 октября 2003 года на него были распространены льготы и нормы материального обеспечения на его содержание. 03 марта 2004 года вышеуказанные нормативные акты признаны утратившими силу в связи со смертью его попечителя. Он является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать Я А.В. умерла года, а отец Я. Б.Н. года был лишен родительских прав. При этом, он все время проживал в доме № по ул.. По окончании школы № 12 в 2001 году, он был зачислен студентом в ГОУ «Профучилище № 84» и был поставлен на полное гособеспечение. В связи с чем, с данного времени он мог быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье, но его бабушка оформила на него наследство в виде 1\12 доли домовладения № по ул.. 05 мая 2007 года данный дом сгорел. Таким образом, окончив профучилище, он остался без жилья. Денежные средства на приобретение какого-либо жилья у него отсутствуют. В связи с данными обстоятельствами он вынужден обратиться в суд. (л.д. 3-5).
Истец Якубович А.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом суду дополнил о том, что он ранее с детства проживал с родителями, бабушкой и сестрой по адресу – г.. Затем его родители развелись и когда ему было примерно лет 13-14 его мама умерла, его стала воспитывать бабушка, оформив опекунство. Когда ему исполнилось 17 лет, его бабушка умерла, он на тот момент обучался в училище № 84, которое закончил в 2005 году. Все это время он проживал в доме по ул., который был ветхим, но документы о ветхости данного жилья у него отсутствуют. После окончания училища он поехал на заработки в г.Ленинс-Кузнецк, где с вопросами о постановке себя на очередь, либо о предоставлении жилья не обращался, равно как и в г.Ачинске. Возвратившись в г.Ачинск в 22 года, он узнал о том, что его дом сгорел, но он ни в орган опеки и попечительства Администрации г.Ачинска, ни в Администрацию г.Ачинска с вопросами о предоставлении жилья, либо постановке его на очередь, никуда не обращался, не может объяснить почему. До настоящего времени он на очереди на получение жилья нигде не состоит.
Представитель ответчика администрации г. Ачинска Усков К.С, действующий по доверенности, в судебное заседание. Будучи извещенным надлежащим образом, в суд не явился, ранее допрошенный в суде против иска возражал полностью по основаниям изложенным ранее в письменном отзыве ( л.д.51), полагает, что требования истца являются незаконными, поскольку им не представлено доказательств уважительности причин своевременного обращения в уполномоченные органы до достижения 23 лет по постановке его на чет нуждающихся во внеочередном получении жилья. Кроме того, истец просит предоставить ему квартиру без учета очередности, что не может быть реализовано в нарушении установленного порядка обеспечения жильем данной категории лиц и противоречит действующему законодательству
Представитель третьего лица – Министерство образования и науки Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился по неизвестной причине, возражений по иску не представил.
Представитель органа опеки и попечительства УО Администрации г.Ачинска – Ореховская О.В., действующая на основании доверенности, простив иска Якубович А.Б. возражала, поскольку истцом пропущен срок обращения уполномоченные органы для получения жилья как ребенок сирота. До осени 2013 года к ним Якубович А.Б. также не обращался с вопросом обеспечения его жильем. В личном деле истца отсутствуют документы, подтверждающие ветхость и аварийность дома по ул.. Осенью 2013 года Якубович А.Б. также разъяснялось о необходимости постановки его на очередь на получение жилья хотя бы как погорельцу в г.Ачинске, что им до настоящего времени не исполнено.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по следующим основаниям.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Так, согласно Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000 г., (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977) решение о предоставлении лицу, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленных законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.
При этом, в силу положений ст.17 п.11 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа во внеочередном порядке действующим жилищным законодательством не предусмотрено (ст.57 Жилищного Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Исходя из вышеперечисленным норм закона и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются данной категории лиц по договорам специализированного найма только лицам, состоящим в установленном порядке на жилищном учете и только в порядке очередности, исходя из времени их принятия на учет и соответственно наличия соответствующего жилого помещения.
Как установлено по делу, Якубович Александр Борисович, года рождения являлся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители - Я.А.В. умерла года и Я.Б.Н., решением Ачинского городского суда от года лишен родительских прав (л.д. 12, 14-15 ).
Постановлением Администрации г.Ачинска от 09 июля 2001 года над Якубович А.Б. было установлено попечительство Б. (л.д.13).
03 марта 2004 года, Постановление Администрации г.Ачинска от 09 июля 2001 года признано утратившим силу в связи со смертью Белозеровой З.Е. ( л.д. 20).
Согласно справки КГБОУ начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 46 », Якубович А.Б. обучался в профлицее с 01 сентября 2003 года по 30 июня 2005 года.
Якубович А.Б. каких-либо жилых помещений на праве собственности не имеет, что подтверждается справкой регистрационной палаты (л.д.28 ), поскольку дом №, принадлежащий ему на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону 05 мая 2007 года, сгорел. ( л.д. 21).
Таким образом, истец ни на правах социального найма, ни на праве собственности жилья не имеет, членом семьи нанимателя либо собственника не является. Каких-либо прав на иные жилые помещения не приобрел, что подтверждается также информацией, полученной из Администрации г.Ачинска. ( л.д.53).
На очереди на получение жилья, ни в Администрации г.Ачинска, ни в Министерстве науки и образования Красноярского края. Якубович А.Б. до настоящего времени не состоит и не состоял, что им не отрицалось в судебном заседании.
Вместе с тем, в настоящее время Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который вступил в силу с 01 января 2013 года, предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для данной категории граждан.
До принятия этого Закона дети-сироты, не успевшие до достижения 23-летнего возраста заявить о нуждаемости в жилье ( встать на учет в качестве нуждающихся в жилье), теряли право получить его вне очереди. В связи с принятием Закона № 15-ФЗ внесены изменения в ЖК РФ, касающиеся дополнения видов жилых помещений специализированного фонда ( ч.1 ст.92), а также назначения этого вида ( ст.98.1), предоставления жилых помещений названным категориям лиц ( ст.109.1) и невозможности выселения детей сирот из специализированного фонда без предоставления другого благоустроенного жилого помещения. ( п.5 ст.103).
Кроме того, п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, предусматривающий предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди детям-сиротам, признан утратившим силу.
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, обращаясь в суд, истец просит обязать Администрацию г.Ачинска предоставить ему специализированное жилье без учета очередности в нарушении сформированной очереди среди детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей или во внеочередном порядке, что противоречит требованиям не только действующего законодательства, но и исходя из статуса предоставляемого жилья, предназначенного для проживания на определенный срок не во внеочередном порядке. При этом суд полагает, что право истца не может быть реализовано в нарушении установленного порядка обеспечения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, определенного вышеуказанными Законами субъекта Красноярского края, по обеспечению его жилым помещением в нарушение законных прав и интересов других лиц также имеющих аналогичный статус и вставших на учет ранее истца, тогда как ст.17 п.11 Закона Красноярского края « О защите прав ребенка» четко определены условия предоставления жилых помещений детям сиротам только в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком. Данная норма закона не отменена, не признана противоречащей какому-либо федеральному закону. При этом, действующее законодательства ограничительных и обязательных сроков предоставления жилья данной категории лиц не содержит.
При этом, доказательств нарушения прав Якубович А.Б. не представлено и судом не установлено.
В органы местного самоуправления по месту жительства (пребывания), с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, как лица, отнесенного законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец до достижения 23-летнего возраста с приложение требуемого законом пакета документов, не обращался, в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, не включен, о своих правах до достижения 23-летнего возраста не заявлял.
Кроме того, каких-либо препятствий в осуществлении прав истца на включение в список детей сирот со стороны государственных органов не установлено. Ответчик право истца не нарушал, доказательств нарушения права истца со стороны ответчика суду не представлено, а потому право не подлежит восстановлению и судебной защите.
С учетом системного толкования ст. 1 и 8 указанного Закона жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, вставшим по их письменному заявлению на учет и внесенных до достижения возраста 23 лет в установленном законом порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Кроме того, несмотря на отсутствие у истца жилья, он до настоящего времени так и не обратился с вопросом постановки его на учет нуждющегося в получении жилья.
Кроме того, материалы личного дела Якубович А.Б. не содержат информации о непригодности жилого помещения, расположенного в доме по ул., в котором ранее проживал истец, а напротив согласно актов обследования материально-бытовых условий от 01 декабря 2002 года 04 июля 2001 года, 12 апреля 2001 года, было установлено о пригодности для проживания несовершеннолетнего в данном жилом помещении.
С учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения, фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, принимая во внимание, что статус лица, оставшегося без попечения родителей, Якубович А.Б., достигший возраста 27 лет и не вставший на учет до достижения 23 лет, утратил и причин, объективно препятствующих обращению в компетентные органы до достижения 23 лет судом не установлено, в удовлетворении иска истцу необходимо отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Якубович А.Б. к Администрации г.Ачинска о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья Лучина Н.Б.